Смекни!
smekni.com

Особенности брачного договора как института семейного права (стр. 4 из 14)

Изменения политического, экономического и социального характера в России к середине 1990-х годов, не нашли отражения в российском семейном законодательстве, которое предлагало супругам единственно возможную модель регулирования имущественных отношений. Подчиняясь требованию императивных норм Кодекса о браке и семье РСФСР, супруги не могли изменить правовой режим совместно нажитого имущества, независимо от наличия обоюдной выгоды и взаимных договоренностей. В то же время, супруги как собственники имущества могли вступать между собой в любые гражданско-правовые сделки как возмездного, так и безвозмездного характера (договор купли-продажи, дарения и др.).

Поэтому при работе над новым Семейным кодексом РФ стало очевидным, что режим совместной собственности супругов как единственно возможный больше не отвечает требованию времени, в связи с чем регулирование имущественных отношений супругов было пересмотрено. По мнению М. В. Антокольской, монополия законного режима в первую очередь негативно сказывалась на имущественных правах и интересах супругов-предпринимателей, это сформировало определение брачного договора как инструмента защиты предпринимательства. По словам Е. А. Чефрановой: «Введение договорного режима имущества супругов было продиктовано с одной стороны необходимостью решения частной задачи по обеспечению защиты интересов супругов-предпринимателей в условиях рыночной экономики, с другой стороны необходимостью пересмотра в целом методов правового регулирования имущественных отношений в семье, в том числе в предоставлении всем супругам более свободного распоряжения имуществом, нажитым в браке, и потребностью в упрочении наметившейся тенденции более широкого использования в праве принципа диспозитивности»[28].

По прошествии года с момента появления в российской правовой действительности возможности договорного регулирования имущественных отношений супругов на основании п. 1 ст. 256 ГК РФ был принят Семейный кодекс РФ, в котором в гл. 8 были развиты и конкретизированы условия и порядок заключения брачных договоров.

Договор занимает особое место среди юридических фактов, порождающих гражданско-правовые отношения. Это обусловлено, прежде всего, тем, что именно договор является инструментом, с помощью которого субъекты гражданского права устанавливают для себя модели поведения по взаимному согласию. Брачный договор должен соответствовать основным требованиям, предъявляемым к гражданско-правовым сделкам, как по форме заключения, так и по содержанию. Условия действительности брачного договора те же, что и условия действительности любой гражданско-правовой сделки: субъекты должны быть дееспособными, воля должна формироваться свободно, содержание брачного договора не должно противоречить закону.

Однако, будучи разновидностью гражданско-правового договора, брачный договор вместе с тем обладает весьма существенной спецификой, о которой уже говорилось выше, – от других гражданско-правовых договоров он отличается особым субъектным составом, предметом и содержанием.

Специфической чертой брачного договора является характер отношений, установившихся между его субъектами еще до заключения самого договора и определенный в литературе как лично-доверительный, поскольку речь идет об отношениях, сложившихся в семейно-правовой сфере. Кроме того, каждый брачный договор регулирует отношения конкретных людей – супругов, что делает брачный договор уникальным и неповторимым.

Как следует из вышесказанного, брачный договор носит преимущественно гражданско-правовой характер, но обладает некоторыми специфическими семейно-правовыми особенностями, которые выражаются в особом субъектном составе (люди близкие или желающие связать свои жизни друг с другом), прямой зависимости от регистрации брака и своеобразном содержании договора.

На сегодняшний день число российских пар, заключающих брачный договор, до сих пор крайне невелико. Если в Европе и США, где этот институт существует уже более ста лет, официальные контракты заключают не менее 70% вступающих в брак пар, то в России этот показатель не превышает 3-5%, да и среди них большинство составляют те, кто собирается разводиться и просто-напросто стремится избежать длительных судебных тяжб по поводу раздела имущества (брачный договор превращается просто в мировое соглашение лиц, фактически уже не являющихся супругами).

Говоря о семейных отношениях с иностранным элементом, необходимо отметить, что не всегда возможно заключение брачного договора. Дело в том, что в некоторых странах прямо запрещается изменение законного режима имущества супругов посредством заключения брачного договора (Аргентина, Боливия, Куба, Румыния и др.), а в других – заключение брачного договора возможно только до регистрации брака (Бразилия, Колумбия, Япония, Португалия, Венесуэла и др.)[29].

По нашему мнению, брачный договор, хотя и является до сих пор определенного рода «экзотикой» в семейно-правовом регулировании, в то же время может быть использован супругами как весьма действенный способ обеспечения их имущественных прав и интересов.

Длительная и обширная практика применения брачных договоров в зарубежных странах говорит о целесообразности ее анализа. Например, во Франции ежегодно заключается в среднем 275 тысяч браков. Причем от 10 до 15% молодоженов, прежде чем заключить брак, обращаются к нотариусу, так как он является единственным лицом, которое уполномочено заключать брачные контракты. За оформление соответствующих официальных документов взимается налог размером 125 евро, помимо этого нотариусу выплачивается гонорар в размере от 200-300 евро[30]. Во Франции существует несколько разновидностей брачного контракта. Во-первых, это контракт раздельного имущества. По нему имущество строго закрепляется за первоначальным владельцем, совместно нажитое – за обоими, пропорционально персональному вкладу; исключение составляет жилье, которое используется супругами на равных основаниях, вне зависимости от того, кому принадлежит. Однако, в случае развода дом, квартира, иное недвижимое имущество, – отходят первоначальному владельцу; а совместно приобретенное имущество делится в соответствующей пропорции. В случае смерти одного из супругов – имущество, которое могло принадлежать ему в случае развода, достается его наследникам, а не супруге. По данному виду контракта супруги не несут ответственности за долги друг друга.

Второй вид контракта – это «общее владение». Он предусматривает единое и неразделимое право супругов на все, чем они владеют, независимо от первоначального или последующего вклада в общее благосостояние. Правоприменительная практика показывает, что такой контракт заключают, как правило, пожилые люди. Объясняется это тем, что все имущество после смерти одного из супругов остается во владении вдовы или вдовца. Однако особенностью этого договора является правопреемство обязательств (долги). В практике было немало случаев, когда в подобной ситуации вдовы обязаны были выплачивать алименты лицам, с которыми их бывший супруг были связаны обязательственными отношениями. Ранее этот вид контракта автоматически распространялся на все браки вне зависимости от того, был ли заключен брачный договор, то есть являлся общим для всех. На сегодняшний день часто применяемым стал другой брачный режим – «Общее владение, которое распространяется только на вместе приобретенное». По нему все, что принадлежало супругам при вступлении в брак, остается в раздельной собственности; а совместно нажитое, за исключением наследства, подарков, и долговых обязательств, в т.ч. в случае развода, делится строго пополам.

Еще один вид брачного договора – «смешанный», по которому каждый супруг распоряжается приобретенным им имуществом до и после брака по собственному усмотрению. В случае развода каждый оставляет в собственности все то, что принадлежало ему до вступления в брак, а совместно приобретенное имущество делится поровну.

В США, где по статистике распадается каждая вторая супружеская пара, брачный договор как институт семейного права значительно облегчает жизнь супругов после развода. Изучив правоприменительную практику, можно сделать вывод, что американцы заключают брачные контракты чаще, чем граждане других зарубежных стран. Предметом брачного договора в США могут быть как имущественные, так и неимущественные отношения. В этом заключается его основное отличие от брачных договоров, свойственных российской практике. На сегодняшний день в договоре можно указать любое положение, по которому достигнуто обоюдное соглашение, подтвержденное подписями сторон. Так, популярный певец Майкл Джексон включил в брачный договор со своей супругой Дебби Роу обязательство выплатить 1 250 000 долларов сразу после рождения ребенка[31]. В целом многообразие положений, которые могут быть зафиксированы в брачном договоре в США, перечислить практически невозможно. Однако есть определенные запреты. Например, нельзя включить в контракт обязательство, касающееся причинения вреда жизни и здоровью президента США. В США используют брачные полисы. Например, супруг может получить страховые выплаты за гибель жены в дорожно-транспортном происшествии, однако непременным условием для него – сохранение статуса вдовца в течение пяти лет. За возможными нарушениями следит страховая компания.

В Южной Корее брачный договор как вид оформления имущественных отношений между супругами легально предусмотрен, но на практике практически не применяется. К такой форме регистрации отношений в целом относятся негативно. Главное требование к брачному документу – он должен быть составлен с соблюдением всех юридических формальностей и строго на добровольной основе со стороны обоих его участников.