Смекни!
smekni.com

Юридический анализ общетеоретических проблем административной ответственности за нарушение авторских прав (стр. 2 из 14)

А.Б. Агапов указывает на то, что административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности – уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности:

1) устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции – и органы исполнительной власти;

2) административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности;

3) административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет, - достаточно самого факта нарушения правил, отражаемого нормами административно-правовых актов;

4) административная ответственность по преимуществу наступает вследствие правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов1.

По мнению Д.М. Звоненко, А.Ю. Малумова и Г.Ю. Малумова, «Административная ответственность – это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях – и к организациям за нарушение законности и государственной дисциплины».1

Представляется, что основным предназначением административной ответственности является ее превентивная функция, побуждающая участников правоотношений к соблюдению законодательства. В основе указанной функции лежит моральное воздействие на субъекты правоотношений, предотвращающее противоправные деяния или бездействие.

В.В. Кизилов указывает на то, что нормативная основа административной ответственности – это система действующих норм права, закрепляющих: 1) составы административных правонарушений (основания ответственности); 2) систему административных взысканий и принципы их наложения; 3) круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания; 4) процедуру привлечения и ответственности, ее процессуальную форму.2

Нормативную основу административной ответственности образуют многие нормативные акты (законы, указы, постановления).

С 1 января 2008г. вступила в силу часть четвертая Гражданского кодекса, посвященная правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. В большинстве стран мира правовое регулирование интеллектуальной собственности регулируется специальными законами. Такие законы приняты например во Франции (Кодекс интеллектуальной собственности от 1 июля 1992 года) в Португалии а так же во многих развивающихся странах. В части четвертой ГК РФ предпринята попытка дать системное изложение вопросов правовой охраны интеллектуальной собственности.

Особое место среди нормативных актов принадлежит Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, который вступил в действие на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2002 г. Он кодифицировал российское законодательство об административной ответственности и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (системой взысканий, составами правонарушений и др.) Кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.

По справедливому замечанию А.Н. Борисова, КоАП РФ является главным источником по ряду причин:

- это самый большой по объему кодифицированный акт, регулирующий административную ответственность;

- он регулирует общие вопросы ответственности (систему взысканий, принципы их применения, производство по делам об административных правонарушениях и др.).1

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Как видно из перечисленных правовых формулировок, административное правонарушение характеризует ряд правовых признаков.

Во-первых, это деяние, то есть, объективно выраженное действие или бездействие (а не какие-либо желания, умозаключения и т.д.).

Во-вторых, это деяние, посягающее на любой из пяти перечисленных общих родовых объектов (государственный порядок; общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления).

В-третьих, это виновное деяние. Ч. 1 ст. 1.2 КоАП РФ непосредственно указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а ч. 3 ст. 26.1. – что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В-четвертых, это противоправное деяние, то есть, противоречащее каким-либо правовым предписаниям.

В-пятых, это деяние, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность1.

«Деяние, – пишет Ю.А. Дмитриев, – содержащее все признаки административного правонарушения, может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

Условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее) является наличие или, соответственно, отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины, крайней необходимости или необходимой обороны, вменяемости или невменяемости правонарушителя, смягчающей или отягчающей ответственности обстоятельства, а по некоторым составам административных правонарушений причинной связи между противоправным действием и наступившими последствиями».[1]

Признаваемое административным правонарушением деяние - это антиобщественное, вредоносное деяние, дезорганизующее систему общественных отношений, но в отличие от преступления, не рассматриваемое государством в качестве общественно опасного деяния.

При этом граница между антиобщественной вредоносностью административного проступка и общественной опасностью преступления устанавливается при формировании составов административных проступков законодателем (а не правонарушителем), причем зачастую достаточно точно и четко.[2]

Под составом административного правонарушения А.Н. Борисов понимает «установленная законом совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре юридических элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону».[3]

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами административного права в сферах исполнительной власти, предусматривающими применение видов административного наказания (ст. 32 КоАП РФ).

Общим профилактическим объектом является предупреждение административных правонарушений. Видовой объект – специфическая юридическая группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта. В КоАП РФ видовой объект достаточно полно и объемно регулирует административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы, рынок ценных бумаг, таможенное дело, воинский учет.

Объективная сторона административного правонарушения – это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления. Важнейший среди них тот, который определяет само деяние (хищения, торговля, хранение, уклонение и т.д.), разновидностями которого могут быть действие и бездействие.

Деяние – то вокруг чего группируются иные признаки объективной стороны (способ, время, место и др.). Очень часто в составе административного правонарушения присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь, грузовой двор) и времени (например, охота, рыболовство, пользование объектами живого мира возможно лишь в разрешенные сроки).

Способ совершения административного правонарушения представляет собой порядок, форму, последовательность действий, приемы, применяемые нарушителем.1

Важной составляющей объективной стороны Кодекс определяет в той или иной форме действия лиц, которые участвуют в административных правонарушениях по поводу:

- неисполнения распоряжения судей или судебного пристава (ст. 17.3);

- невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делам об административном правонарушении (ст. 17.7);

- невыполнения законного распоряжения сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3).

В круг субъективной стороны входят те правонарушители, которым виновный оказывал незаконное содействие в государственной регистрации транспортных средств, всех видов механизмов и установок (ст. 19.22), осуществление деятельности по трудоустройству граждан России за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией (ст. 18.13) и др.