Смекни!
smekni.com

Рассказы 4 (стр. 4 из 39)

красовалось чтото вроде желтой этикетки, где большими черными

буквами было выведено "Ниггл".

Ниггл распахнул калитку и вскочил на велосипед. И вот уже

он несется вниз с горы, залитой весенним солнцем. Тропинка

вскоре пропала, и Ниггл ехал по великолепному дерну. Он был

зеленый, плотный, и все же можно было рассмотреть каждую

былинку. Что-то подобное Ниггл уже видел раньше, а может быть

лишь только мечтал об этой траве, океане травы? Изгибы

местности тоже казались ему знакомыми. Да, вот здесь

начинается спуск на равнину, а за ним опять подъем. Вдруг

огромная зеленая тень заслонила ему солнце. Ниггл поднял

голову, да так и свалился с велосипеда.

Перед ним стояло дерево, его дерево, совершенно

законченное, если, конечно, так можно сказать о живом дереве.

На нем распускались листья, ветки росли и гнулись на ветру, на

том самом ветру, который Ниггл так часто предчувствовал,

предугадывал, но не мог передать. Теперь он смотрел на дерево,

и руки его медленно поднимались, пока не раскрылись широко,

словно бы для объятий.

"Это настоящий дар!" - вымолвил он, наконец, и это

относилось к его таланту, и к завершению его трудов, хотя сам

Ниггл употребил слово в буквальном значении.

Ниггл все смотрел и смотрел на дерево, и не мог оторваться.

Здесь были все листья, над которыми он когда-то работал. И

выглядели они точно, как он их задумал, а совсем не так как

они получались на холсте. Среди этого множества листьев были и

те, что успели распуститься только в его воображении, и те,

кому даже на это не хватило времени. На их изысканной ткани не

было ни слов, ни чисел, и все же даты читались, как в

календаре. И что самое удивительное, он ясно видел, что

некоторые, самые прекрасные листья (самые яркие представители

его стиля), были созданы совместно с мистером Пэришем. Да-да

по другому не скажешь!

Повсюду на дереве гнездились птицы. Удивительные птицы, как

они чудесно пели! Прямо на глазах они откладывали яйца,

вылуплялись, становились на крыло и улетали в лес, неся с

собой свои дивные песни. Оказывается, и лес был здесь. Он

тянулся далекодалеко, и лишь совсем на горизонте виднелись

очертания гор.

Ниггл посидел еще немного с деревом, а потом встал и

направился к лесу. Он вовсе не устал от дерева, нет! Просто

ему больше не надо было на него смотреть, он словно вобрал

дерево в себя целиком и чувствовал теперь рост каждой его

веточки. Итак, он пошел к лесу, и вскоре обнаружилась одна

странная вещь. Лес ведь находился в отдалении, и все же к нему

можно было приблизиться и даже войти в него, а он не терял

своей отдаленности. Никогда еще раньше Нигглу неудавалось

войти в отдаленность, чтобы она при этом не превратилась в

обычные окрестности. Представляете, как интересно было гулять

по этой стране. Вы шли, а перед вами открывались все новые и

новые дали; вот появлялся второй, третий, четвертый план,

вдвое, втрое, вчетверо прекраснее. Вы все шли и шли, и весь

мир был у вас на ладони (или на картине, если вам так больше

нравится). Хотя, везде есть свои границы. Вот и здесь. Горы,

хоть и медленно, но все-таки приближались. Казалось, они были

не частью картины, а лишь переходом к чему-то иному,

неизведанному, лишь проблеском следующей ступени - другой

картины.

Ниггл ходил без устали, заглядывая во все уголки, но он не

просто слонялся. Он внимательно все изучал. Дерево оказалось

закончено, а значит, вовсе с ним не было покончено. "Вот как

получилось-то, совсем наоборот", - подумалось ему. Зато в лесу

оставалось над чем поразмыслить, к чему приложить руки. Ничего

лишнего или неверного он не замечал, зато нашел очень много

незавершенного. А главное: он теперь ясно видел, какое где

потребуется завершение.

Спустя некоторое время, Ниггл присел отдохнуть под одним

очень красивым, отдаленным деревом. Оно было чем-то похоже на

то его дерево, но все же совсем другое, особенное... Хотя нет,

пожалуй, ему чуть-чуть не хватало индивидуальности. Оно явно

требовало внимания. Ниггл принялся размышлять о том, с чего

начать работу, чем закончить, и сколько на это уйдет времени,

но что-то не давало ему принять окончательное решение.

"Ну, конечно! - Воскликнул он, наконец. - Пэриш! Вот кого

мне не хватает. Он ведь о земле, деревьях и разных там

растениях знает много такого, о чем я никогда и не слышал. В

конце концов, здесь не мой личный парк. Без помощи и совета

мне не обойтись. Давно было надо об этом подумать".

Он встал и направился на то место, с которого решил

начинать работу. Он уже снял куртку, и вдруг остановился.

Внизу, в маленькой, укрытой со всех сторон ложбине, откуда не

видно было никаких вторых и третьих планов, стоял человек. Он

опирался на лопату и смотрел по сторонам в совершенной

растерянности, явно не зная, что ему делать. Ниггл окликнул

его: "Пэриш!"

Пэриш взвалил лопату на плечо и подошел к нему. Он все еще

немного прихрамывал. Они молча кивнули друг другу, совсем как

раньше, когда встречались на тропинке между двумя живыми

изгородями. Только на этот раз оба пошли в одну сторону, рука

к руке. Слова им были не нужны. Они молча договорились о том,

где лучше построить домик, а где разбить сад. Этим нужно было

заняться в первую очередь - и того, и другого здесь так не

хватало. Во время работы выяснилась еще одна интересная вещь:

из них двоих Ниггл теперь куда лучше рассчитывал время и все

организовывал, он прямо таки с головой ушел в строительство.

Пэриш, напротив, внимательно всматривался в то, что его

окружало, подолгу разглядывал деревья. Особенно часто он

приходил к дереву.

Как-то раз Ниггл сажал живую изгородь, а Пэриш лежал рядом,

вытянувшись на траве, и смотрел, не отрываясь, на маленький

цветок, что рос из зеленого дерна. У цветка была удивительная,

совершенная форма. Когда-то давно Ниггл не один такой цветок

нарисовал среди корней дерева. Внезапно Пэриш поднял глаза:

лицо его было залито солнечным светом. Он улыбался.

- Как здесь чудесно! Знаешь, Ниггл, я не стою всего этого.

Если бы ты тогда не замолвил за меня словечко...

- Чепуха! - Отмахнулся Ниггл. - Не помню, что я там сказал,

но, наверняка, этого было совсем не достаточно.

- Да, нет, как видишь, этого хватило. Они выпустили меня

гораздо раньше. Тот, второй голос, помнишь? Это он меня сюда

послал. Он сказал, что ты хотел меня видеть. Значит, всем этим

я обязан тебе.

- Не мне, а второму голосу. Мы оба ему обязаны. Так они и

жили - вместе, и вместе строили. Не могу вам точно

сказать, сколько прошло времени. Поначалу, что греха таить, им

случалось и повздорить, особенно, когда они уставали, а иногда

они все-таки уставали. Оказалось, что оба получили в дорогу по

бутылке с тоником. Бутылки были совсем одинаковые - на каждой

наклейка: "Принимать по несколько капель перед сном. Разбавить

водой источника".

Источник они нашли в самом сердце леса. Ниггл задумал его

когда-то давным-давно, но нарисовать так и не успел. И вот

теперь оказалось, что источник питает большое озеро, то самое,

что сверкало почти у горизонта, а, значит, и каждую травинку,

которая росла в долине.

От этих нескольких капель вода становилась горькой и вязала

рот, но зато у них прибывало сил и светлела голова. Выпив по

целому стакану, они ложились отдохнуть, а когда снова

принимались за работу, все получалось на удивление быстро и

весело. В такие моменты Нигглу особенно хорошо придумывались

красивые новые цветы и разные растения, а Пэриш сразу же

решал, куда их лучше всего будет посадить. Нужда в бутылках с

тоником отпала задолго до того, как они опустели. Пэриш

перестал хромать.

Работа подходила к концу. Теперь они частенько позволяли

себе побродить, полюбоваться деревьями и цветами, подумать о

цвете и форме и просто о том, что к чему. Иногда они пели,

тоже вдвоем. И все же, Ниггл невольно все чаще и чаще смотрел

в сторону гор.

И вот пришло время, когда дом в ложбине, сад, трава, лес,

озеро, да и вся страна стали наконец такими, какими должны

были быть - совсем особенными, единственными в своем роде.

Дерево стояло все в цвету.

"Сегодня вечером мы закончим работу, - сказал Пэриш однажды. - Давай после этого отправимся в небольшое путешествие". Они

вышли в путь на следующее утро, и, пройдя сквозь второй,

третий, четвертый план, добрались, наконец, до границы, или,

лучше сказать, до грани страны. Ничто, казалось, не говорило

об этом; тут не было ни черты, ни стены, ни ограды, и все же

они поняли, что здесь страна кончается. Навстречу им со

стороны гор по поросшим травой склонам спускался человек. Он

был похож на пастуха.

"Буду рад сопровождать вас, - сказал он, подойдя поближе. - Если

вы, конечно, собираетесь продолжать путь".

На мгновение между ними словно бы легла тень. Ниггл понял,

что теперь он пойдет дальше, что он просто должен идти, Пэриш

же не был к этому готов и очень хотел остаться.

- Я лучше подожду мою жену, - сказал он Нигглу. - А то ей

будет одиноко. Чувствую я, что и она попадет сюда вслед за

мной, когда придет ее время, и когда я буду готов ее

встретить. Дом теперь закончен, все, что могли, мы сделали, и

уж больно мне хочется показать его ей. Она мигом наведет там

уют и порядок. Да и вообще, ей должно здесь понравиться. Тут

он обернулся к пастуху.

- Скажите, вы то хоть должны знать, как она называется,

эта страна?

- Страна Ниггла. Разве вы не знали? Ведь это картина

Ниггла, во всяком случае, большая часть. А недавно здесь

появился еще сад Пэриша.

- Картина... - Пэриш был ошеломлен. - Выходит, ты все это

нарисовал, еще тогда... Никогда бы не подумал. Что же ты мне