Смекни!
smekni.com

Уроки по творчеству И.С. Тургенева (стр. 3 из 6)

- Можно ли по портрету определить авторское отношение к герою?

Урок внеклассного чтения. И.С. Тургенев «Бирюк»

149

— Как портрет помогает раскрыть характер героя?

- Какую роль в рассказе играет портрет мужика-вора? Четвертая группа. Словарная работа.

Найти в словаре В.И. Даля значения слова «бирюк».

— Объяснить, почему герой рассказа носит такое прозвище.

- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

- Зачем Тургенев сделал примечание о слове «бирюк»?

— Найти в толковых словарях объяснения словам «дрожки», «полати», «лучина», «замашная рубашка», «рогожка», «ку­шак» и др. Составить словарик.

Пример словарика:

бирюк - волк-одиночка (обл.); одинокий, нелюдимый человек (пояснение Тургенева: «Бирюком называется в Орловской губер­нии человек одинокий и угрюмый»);

верста — примерно 1060 м;

верх (здесь) — овраг;

взыскать — заставить уплатить или подвергнуть наказанию;

дрожки — легкий открытый рессорный экипаж;

живот (здесь) — домашнее животное, лошадь;

замашная (рубашка) — домашняя рубаха из грубого холста;

засов — дверной запор в виде задвижки;

кушак — пояс, сделанный обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура;

лозники — ивовый кустарник;

лучина - тонкая сухая щепка для освещения или для растопки; люлька — подвесная колыбель;

мещанин — лицо податного сословия, состоящего из ремеслен­ников, торговцев, мелких землевладельцев; не видеть ни зги - ничего не видеть;

не давать спуску — не уступать власть, держать под контролем; оглобли — две жерди, служащие для запряжки лошадей; плетень — изгородь из сплетенных прутьев и ветвей; подле - возле;

покромка — обрезанный кусок ткани вдоль долевой нити - по кромке, по краю;

полати - в деревенской избе: нары для спанья, устроенные под потолком;

полка (ружья) — часть кремневого замка (пускового механиз­ма) ружья, куда насыпался порох, необходимый для воспламене­ния порохового заряда в стволе;

понурить — уныло склонить плечи или голову;

ракиты - ивы; вожжа (вожжи) - часть упряжи: ремни, верев­ки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лоша­дью;

рогожа - грубый плетеный материал для упаковки; рожок — соска для кормления младенца;

оурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

рысистая — обладающая хорошей, резвой рысью (аллюр лоша­ди, при котором выносятся вперед одновременно передняя левая и задняя правая ноги);

справлять (здесь) — выполнять (должность);

челнок (здесь) — выдолбленная из дерева лодка.

Пятая группа. Лексика.

- В чем различие лексики разных героев рассказа?

- Какое значение имеет это различие?

- Сделайте речевую характеристику героев рассказа. Шестая группа. Устное иллюстрирование.

Выберите сцену для иллюстрации. Объясните свой выбор. Дайте устное описание «картины», которой вы бы иллюстри­ровали сцену.

Итоговый вопрос:

- Как вы понимаете слова Белинского о том, что Тургенев в «Записках охотника» «зашел к народу с такой стороны, с какой до него никто не заходил»?

Примечание:

На уроке также можно использовать материалы пособия «Чи­таем, думаем, спорим» («Поразмышляем над прочитанным...», стр. 119-121).

Вариант урока внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

Цель урока: формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа.

Оборудование: иллюстрации к рассказу «Бирюк» и фотографии окрестностей родины Тургенева Спасского-Лутовинова; иллюст­рации к французскому изданию «Записок охотника» 1858 года с рисунками Годфруа Дюрана.

План урока:

1) выявление и обозначение основных приемов создания ху­дожественного образа;

2) пейзаж как средство характеристики героя;

3) описание интерьера и его функции в создании образа героя;

4) роль и значение авторской характеристики;

5) поступок героя как способ его характеристики.

Ход урока

I. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала «Современник» в 1848 году. Создавая это произ­ведение, как и весь цикл «Записки охотника», Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, от жизни крес­тьян в Орловской губернии. Один из бывших крепостных Турге-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

151

нева, а впоследствии сельский учитель А.И. Замятин вспоминал: «Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых лю­дей, даже имена их настоящие: был Ермолай был Бирюк, кото­рого в лесу убили свои же крестьяне...»

В «Записках охотника» писатель применил своеобразный при­ем: ввел в действие рассказчика - образ охотника. Читатель как будто бродит по Орловским лесам, полям, заглядывает в деревен­ские избы вместе с наблюдательным, умным и знающим челове­ком, который ценит красоту и правду. Но при этом его присут­ствие никого не стесняет и часто остается даже незамеченным. Образ охотника помогает читателю глубже понять действитель­ность, разобраться в происходящем, оценить изображаемое, рас­крыть тайны героев, обнажить интимные уголки их душ.

П. Словарная работа

— Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника бирюком?

— Несет ли это слово, помимо обозначения одиночества лес­ника, оценочное значение?

Бирюк1

1. Волк-одиночка (обл.).

2. (Перен.) одинокий, нелюдимый человек (пояснение Турге­нева: «Бирюком называется в Орловской губернии человек оди­нокий и угрюмый»).

— Когда, при каких обстоятельствах герои рассказа называют лесника бирюком, по имени, по имени-отчеству? Почему? Когда и почему он сам себя так называет?

III. Анализ пейзажа

1. Слово учителя

По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему пред­ставляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу...»

Рассказ «Бирюк» начинается с описания леса и надвигающей­ся грозы. Выясним, какое значение имеет пейзаж в структуре по­вествования и в создании образа главного героя.

2. План анализа пейзажа

1. Найти и прочитать описание начала грозы.

2. Ответить на вопрос: «Каким образом Тургенев описывает природу?» Для этого:

1) отметьте, как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь;

2) выделите художественные средства, с помощью которых Тур­генев передает зрительное впечатление от леса, слуховые и осяза­тельные ощущения;

1 Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2001.

Поурочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

3) ответьте на вопрос: что придает динамизм описанию?

4) покажите, как автор одушевляет природу.

- Какой прием использует автор для изображения усиления грозы?

(Изменение вида глагола: я «ехал», кобыла «бежала», собака «не отставала» - жар «сменился», ветер «загудел», деревья «забушева­ли» и т.д.; т.е. постепенная замена несовершенного вида глаголов совершенным; дважды применяется эффект неожиданности: «вне­запно», «как вдруг».)

3. Комментарии учителя

Тургенев описывает поле и лес в различное время суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему- Для них характерна сжатость и лаконичность.

В рассказе «Бирюк» автор отобразил несколько моментов транс­формации душного вечера в грозовую ночь-

Первая часть: «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстре­чу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали».

Вторая часть передает тот особый момент, когда гроза настойчиво и неумолимо подчиняет себе всю окружающую природу: «Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели».

Последняя, третья часть картины, когда все вокруг заливается мраком и лес погружается в царство грозы- «Сильный ветер вне­запно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гро­за разразилась. Дождь полил ручьями».

Динамический характер пейзаж приобретает не только оттого, что природа описана в состоянии перехода, но и оттого, что угол зрения автора постоянно меняется. Сначала он замечает огром­ную лиловую тучу, длинные серые облака, потом слышит шелест и лепетание ракит, и наконец, его взгляд опускается на землю.