Смекни!
smekni.com

Уроки по творчеству И.С. Тургенева (стр. 4 из 6)

Кроме цветовой гаммы, создаваемой конкретными эпитетами (лиловая, серая), переданы и другие впечатления - слуховые, ося­зательные: длинные облака, сухой ручей, густые кусты орешника, душный жар, влажный холод.

Приемы аллитерации и ассонанса в описании леса и грозы по­зволяют читателю слышать, как «ракиты тревожно шевелились и лепетали», «капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям», «гроза разразилась».

Это описание природы сопоставимо с человеческим миром. Метафорические образы и олицетворения (гроза надвигалась, ра-

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

153

киты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя заш­лепали по листьям) одушевляют лес.

Пейзажные зарисовки у Тургенева не только фон, на котором происходит действие, но и важнейшее средство характеристики персонажей рассказа. Они помогают раскрыть переживания геро­ев, оттенить их настроения, чувства, выявить авторскую позицию. Здесь важно обратить внимание на детали, которые помогают мак­симально полно и точно определить воздействие грозы на само­чувствие человека и его поведение.

IV. Анализ образа Бирюка

1. Общая характеристика героя, основанная на комментиро­ванном чтении описания избы, портрета и слова повествователя;

2. Анализ эпизода столкновения Бирюка и мужика. Каждый этап анализа образа-персонажа предваряется зада­ниями.

1). Найти в тексте и прочитать описание обстановки избы лес­ника, его портрет и авторскую характеристику героя. 2). Ответить на вопросы:

— При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесни­ком?

— Какие черты характера раскрывают поведение Бирюка в гро­зовую ночь?

— Почему героя зовут Бирюком? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер?

— Каковы условия жизни Бирюка?

— В чем особенность портретной характеристики героя (на какие детали обращает внимание автор)?

— Каково отношение к Бирюку крепостных мужиков? Комментарии:

Бирюк появляется неожиданно «при блеске молнии», автор сразу отмечает его высокую фигуру и звучный голос. Поведение героя в эту ночь раскрывает ряд ведущих черт его характера: внут­реннюю силу, спокойствие, сдержанность, контрастирующие с описанием грозы. «Мы ехали довольно долго; наконец мой про­водник остановился. «Вот мы и дома, барин», - промолвил он спо­койным голосом». Несмотря на то что первое появление Бирюка сопровождает некий романтический ореол: «Белая молния озари­ла лесника с головы до ног», — в описываемой далее жизни героя нет ничего романтичного, напротив, она обыденна и даже трагич­на. «Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: невесело войти ночью в мужицкую избу».

Описание обстановки избы, «закоптелой, низкой и пустой», говорит о бедности и убожестве. Но среди этого печального и бе­зотрадного существования теплится жизнь двух маленьких детей героя, изображение которых усугубляет общую безрадостную кар­тину и настраивает читателя на жалость по отношению к Бирюку.

Если в описании избы - социальная характеристика героя, то художественный портрет помогает выразить его индивидуальные черты: высокий рост, могучие мышцы, черная курчавая борода, суровое мужественное лицо, широкие брови и небольшие карие глаза. В восприятии читателя рассказ о леснике как о «грозе» му­жиков связывается с картиной грозы.

Для создания характеристики героя автор использует высказы­вания о нем мужиков: «Вязанки хворосту не даст утащить», «на­грянет, как снег на голову», «силен ... и ловок как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». Автор подчеркивает, что лесник грозен и непреклонен не потому, что чужд своему брату-мужику, а просто Бирюк - че­ловек долга и считает себя обязанным беречь ему доверенное. «Дол­жность свою справляю ... даром господский хлеб есть не прихо­дится». Безжалостный по долгу службы, он охраняет лес хозяина наподобие солдата. «Он, обладающий слухом достаточно тонким, чтобы услышать, как где-то в отдалении падает на папоротник береза, он бывает глух к самым отчаянным мольбам».

3). Найти в тексте и прочитать описание столкновения Бирюка с мужиком.

4). Ответить на вопросы:

- В чем причина конфликта мужика с Бирюком?

— На фоне каких пейзажных зарисовок разворачиваются со­бытия?

— Как меняются крестьянин и Бирюк в кульминационной сцене?

- Какие чувства вызывают у автора и у нас, читателей, образы лесника и мужика?

Комментарии:

Картина грозы подготавливает центральный эпизод рассказа: столкновение между Бирюком и пойманным им мужиком-вором. Сцена борьбы - сначала физической, потом моральной - не толь­ко выявляет взгляды, чувства, интересы, волю героев, но и углуб­ляет психологически их образы. Автор подчеркивает, что физи­чески мужик явно проигрывает Бирюку во время их схватки в лесу, однако в дальнейшем по силе характера, внутреннему достоин­ству они становятся равными друг другу.

Создавая образ мужика, Тургенев запечатлел черты нищего крестьянина, изможденного барщиной, полуголодным существо­ванием: «При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщи­нистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза...». Но именно такой мужик от мольбы переходит к угрозам.

Тургенев при помощи ярких художественных деталей показы­вает, как меняется внешний облик и внутреннее состояние крес­тьянина. Сначала мужик молчит, затем «голосом глухим и разби­тым», обращаясь к леснику по имени-отчеству «Фома Кузьмич», просит отпустить. Но когда чаша его терпения переполнилась,

Вариант урока по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»

155

мужик «внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска». Голос мужика стал свирепым, и речь стала иной: вместо обрывистых фраз - «Отпусти... приказчик... разоре­ны, во как... отпусти!» — зазвучали ясные грозные слова: «А мне что? Все едино - пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби -один конец; что с голоду, что так — все едино. Пропадай всё: жена, дети — околевай всё.. А до тебя, погоди, доберемся!».

V. Слово учителя

Рассказ «Бирюк» — один из немногих рассказов «Записок охот­ника», в котором затронут вопрос о крестьянском протесте. Но из-за цензурных ограничений Тургенев не мог прямо изобразить про­тест крестьян, поэтому в рассказе он использует прием замеще­ния. Олицетворением помещика является Бирюк, наделенный некоторой долей ненавистной для мужика власти. Образ Бирюка в кульминационной сцене психологически углубляется, он высту­пает перед нами как образ трагический: человек честный, суро­вый, жестокий, как собственная его судьба, он весь проникся прин­ципом неуклонного служения долгу. При всей своей правоте он чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование: «Ей-богу, с голодухи... детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится». Бирюк отпускает кресть­янина не из-за страха перед его угрозами: «Да постой, недолго тебе царствовать! затянут тебе глотку, постой!», — а из сочувствия ему. Бирюк не выдерживает того беспросветного отчаяния, которое охватывает мужика при мысли о дальнейшей судьбе.

— Почему вся эта сцена, чрезвычайно эмоциональная и на­пряженная, проходит как бы под аккомпанемент дождя? За­читаем фрагменты эпизода.

(«Дождик начал опять накрапывать и скоро полил ручьями. С трудом добрались мы до избы»; «Дождик стучал по крыше и сколь­зил по окнам; мы все молчали»; «Бедняк потупился... Дождик всё не переставал. Я ждал, что будет». В самом конце рассказа, когда Бирюк обращается к охотнику, вновь говорится о непогоде. «Да уж я лучше вас провожу, - прибавил он, — знать, дождика-то вам не переждать...». Так картины природы углубляют смысл расска­за, напоминают о том, что ненастье — ненастье в душе героев рассказа, всего русского народа — еще продолжается.)

- Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает крестьянина именно так, грубовыталкивая?

(Одновременно и злится на него, и жалеет. Автор достоверно передает душевный конфликт Бирюка между долгом и чувством сострадания.) _

Домашнее задание

1. Подготовить пересказ «Бирюка» от лица одного из персонажей.

2. Решить кроссворд «И.С. Тургенев. «Бирюк» (пособие «Чи­таем, думаем, спорим», стр. 123-124).

рочные разработки по программе под ред. В.Я. Коровиной

Информация для учителя

Критика о «Записках охотника»

«В «Записках охотника Тургенев постепенно довел до уровня высокого мастерства... косвенный психологизм. Он стремится к отбору таких деталей портрета, поведения героя и обстановки, которые как бы опредмечивают в себе определенные движения души; пси­хологический анализ предстает в этом цикле Тургенева преимущественно как предмет­ное, внешнее выражение отдельных процессов внутренней жизни - в мимике, жестику­ляции, в портретной палитре (покраснел, побледнел и т.п.)»

«В пейзажах Тургенева многоцветье, переливы красок и света являются непосред­ственным выражением эстетического богатства природы и средством поэтизации ее. Тур­геневские пейзажи в подавляющем большинстве представляют воплощение авторского, собственно тургеневского восприятия природы, либо восприятия его героев, которые в этом отношении ему близки и выступают в произведении как бы его представителями» (СЕ. Шаталов. «Проблемы поэтики Тургенева».)