Смекни!
smekni.com

Анализ динамики определения сущности государства (стр. 1 из 4)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время и на протяжении многих веков идея государства занимала умы миллионов людей, пытающихся понять, что такое государство, как и для чего оно создается, в чем его смысл и назначение. Многочисленные споры ведутся вокруг вопросов о том, как возникает и развивается государство, каковы его естественные границы, каковы его признаки, сущность и пределы вмешательства в частную и общественную жизнь.

Государство - важнейший институт политической системы общества. Существуют различные теории, рассматривающие социальную сущность государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Наиболее общим является определение государства как политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество.

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу дискуссионных. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство - очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Так как проблема понятия и сущности государства является достаточно актуальной на данный момент, то главной целью курсовой работы будет изучение динамики определения государства, раскрытие его признаков и сущности.

Для достижения поставленной цели выделим ряд задач:

1. Рассмотреть многозначность определений понятия «государство».

2. Изучить все признаки государства, отличающие его от догосударственных организаций.

3. Определить сущность государства.

В процессе написания курсовой работы были использованы следующие методы: изучение и анализ литературы по данной теме, рассмотрение основных теорий, сравнение различных определений понятия государство, выявление общих закономерностей и т.д.

Проблема государства как универсальной политической организации общества нашла свое отражение в множестве работ различных авторов древности, а также современных отечественных ученых: Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский Дж. Локк, Г. Гроций,И. Кант, К.С. Бельский, В.С. Нерсесянц, В.Я. Любашиц, М.Б. Смоленский, В.И. Шепелев, М.Н. Марченко, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Л.А. Морозова, Г.В. Назаренко, В.В. Лазарев, Н.В. Разуваев, Л.П. Рассказов, В.К. Бабаев, А.В. Васильев, А.Б. Венгеров, В.В. Лазарев, С.В. Липень, В.П. Малахов, В.Н. Казаков, Р.Т. Мухаев и др. В курсовой работе будут использованы высказывания данных авторов.


1. Многозначность определений понятия государство

Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу постоянно обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновенияи развития государства - с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней.

«Что такое государство, - восклицал один из российских государствоведов в начале XX в. А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом». И продолжал: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни, независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители-философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».

Совершенно прав был А.Паршин, когда писал, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно грамотное, квалифицированное управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и незнанием.

Чаще всего государство толковалось как политическая общность объединение, союз людей (Цицерон, Фома Аквинский Дж. Локк, Г. Гроций,И. Кант).

Аристотель представляет государство с позиций идеального понимания полиса - города-государства как политическое общение свободных и равных людей. Государство у него подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения. «Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет ужене о таких первичных элементах государства, как индивид семья и т.д., а о гражданине... Государство же есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан».

Хорошо о государстве сказал Цицерон: «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

В научной литературе можно выделить три основных подхода к государству: классический, согласно которому государство - это совокупность трех слагаемых: власть, территория, население; юридический, в соответствии с которым государство рассматривается как юридическая персонификация власти; социологический, в соответствии с которым государство - это разделенное на классы политически организованное общество.

Государство как сложное и многомерное явление может быть рассмотрено с разных сторон. В связи с этим существует множество определений понятия государство.

В узком смысле термин «государство» служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним.

Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, т.е. наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, т.к. характеризует государство в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

Термин государство иногда используется в самом широком смысле, а именно: «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Г. Кельзен рассмотрел тот факт, что исследователи государства и права нередко «используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные».

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично – властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство – объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле – это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство – качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Плюрализм в понимании государства обусловлен многомерностью самого феномена государство. В зависимости от контекста анализа исследователи акцентировали внимание на тех или иных сторонах государства; при этом формировавшиеся представления о государстве не были лишены политической конъюнктуры и авторского субъективизма. Эти обстоятельства позволили австрийскому правоведу Л.Гумпловичу заметить, что «сколько существовало государствоведов и философов, столько и существовало и определений государства». Все многообразие определений государства условно можно объединить в несколько групп.

Первая группа определений акцентирует внимание на публично-властной природе государства, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсальную организацию общества, созданную для достижения общего блага. Население, проживающее на территории государства, представляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных общей целью и обязанностью соблюдать законы государства.

Вторая группа представлений рассматривает государство как особую организацию политической власти.В этом случае обращается внимание не на естественное сходство интересов и потребностей индивидов, а на их различия, которые необходимо согласовывать, примирять, на их основе формулировать общезначимые интересы и реализовывать их посредством специальных органов власти. В самом деле, общество представляет собой общность, в которой взаимодействуют индивиды с разнородными, несовпадающими интересами. Для реализации корпоративных интересов они объединяются в классы, слои, группы, партии, движения. Однако наряду с групповыми интересами у них существуют общие интересы, которые они не в состоянии самостоятельно осуществлять. Согласование групповых, индивидуальных потребностей и на их основе определение общих интересов с последующей реализацией осуществляет государство.