Смекни!
smekni.com

Русский язык 10 класс Рудиков, Фролова (стр. 2 из 7)

— Папа, а почему, когда кусаешь яблочко, оно сначала белое, а потом становится коричневым?

— Понимаешь, сынок, в яблочке содержится двухвалентное железо. Когда ты откусываешь яблочко, то на месте укуса оно кон тактирует с кислородом. Железо окисляется и становится трёхва лентным. Двухвалентное железо белое, а трёхвалентное имеет ко ричневый цвет. Понятно?

Сынок растерянно оглядывается по сторонам и испуганно спрашивает:

— Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?»

Что заставило Элизу Дулиттл из пьесы Б. Шоу «Пигмалион» брать уроки грамотной речи? Цель — карьера. Сама героиня сфор мулировала цель своего визита к фонетисту так: «Я хочу поступить продавщицей в цветочный магазин. Надоело мне с утра до ночи тор чать с корзиной на ТоттенхемКортРод. А меня там не берут, им не нравится, как я говорю. Вот он сказал, что мог бы меня выучить...»

Известный лингвист Т. Винокур считает, что наша речь — это на ша визитная карточка. И действительно, по тому, как мы говорим, как владеем искусством слова, можно многое сказать о нашем уровне об разования, об уровне лингвистической и культурной эрудиции. Ино гда речь даже служит показателем социального статуса. Об этом писал ещё А. Пушкин. В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» есть эпизод, когда богатыри вернулись домой и обнаружили там незваную гостью. Как они определили, кто перед ними? Только гениальный фи лолог мог выразить это двумя словами: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали». По речи! Речевая «визитная карточка» героини помогла ей заявить о себе без лишних речевых усилий.

В другом произведении А. Пушкина — «Сказке о золотой рыб ке» — есть не менее важное для нас лингвистическое замечание в эпизоде, когда старуха уже хочет быть царицей, а старик отговари вает её. Чем он мотивирует свой отказ? «Что ты, баба, белены объе лась, ни ступить, ни молвить не умеешь». Молвить! То есть недо статочная речевая компетенция воспринимается важным фактором,

который препятствует попытке занять более высокое место на со циальной лестнице.

Обыгрывание манеры речи как социальной характеристики при водится и в повести А. Пушкина «Барышнякрестьянка». Лиза, глав ная героиня, решает познакомиться с сыном соседского помещика, Алексеем, для этого она переодевается крестьянкой. Причём ей при ходится менять не только платье и туфельки на сарафан и лапти, но и свою речь. «А поздешнему я говорить умею прекрасно!» — говорит Лиза своей горничной. И действительно, играя роль крестьянки, она строго придерживается иного речевого канона, нежели речь дворян ской барышни. Именно поэтому Алексей долгое время считает, что перед ним действительно Акулина, дочь кузнеца. Но один раз Лиза сбрасывает свою речевую маску, и он тут же замечает её ошибку.

«— Если вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями, — сказа ла она с важностию, — то не извольте забываться. — Кто тебя научил этой премудрости? — спросил Алексей, расхохотавшись... Лиза по чувствовала, что вышла было из своей роли, и тотчас поправилась».

Героиня от неожиданности возвращается в привычный для се бя стиль речевого поведения, а потом вынуждена исправлять свою оплошность, изобретая оправдание. И за описанием этого курьёз ного случая стоит важное лингвистическое наблюдение.

Наша речь всегда должна быть соотносима с ситуацией обще ния, нашими коммуникативными и социальными ролями.

(По О. Семенец)

2. 1. Прочитайте текст. Запишите его, располагая абзацы в логичес кой последовательности.

2. Выпишите слова, значение которых необходимо уточнить. Попробуйте объяснить значение этих слов исходя из содержа ния текста. Сопоставьте своё толкование с объяснением, дан ным в словаре (см. приложение 4).

Функции языка

А. Следует иметь в виду, что функции часто переплетаются. Например, в публицистическом стиле к функции воздействия при мешивается в большей или меньшей степени, в зависимости от жанра, коммуникативноинформационная функция, т. е. функция сообщения. Сочетание двух функций — эстетической и коммуни кативной — характерно для языка художественной литературы.

Б. Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями. В соответствии с разны) ми функциями языка выделяются следующие стили: разговор) ный (функция общения), научный и официально)деловой (функ) ция сообщения), публицистический и литературно)художествен) ный (функция воздействия).

В. Язык выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие обществен) ные функции языка: общение, сообщение, воздействие.

(Д. Розенталь)

3. Из упражнения 1 выпишите примеры предложений, иллюстриру ющие научный, публицистический, художественный, разговор ный стили речи.

То, что язык неоднороден в социальном отношении, давно подме чено учёными. Выделяются возрастные особенности языка: речь ре бёнка отличается от речи взрослого человека, речь старшего поколе ния может отличаться от речи младшего поколения, есть языки, в которых язык женщин в области произношения в известной мере отли чается от языка мужчин.

Разные социальные группы отличаются своим речевым поведением. Речевое поведение — обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. Сферы применения языка в значительной мере влияют на тема тику и содержание высказывания. Каждая из них имеет свои актуаль ные темы. Например, в научной сфере обсуждаются прежде всего проблемы научного познания мира, в сфере бытовых отношений — бы товые вопросы. Однако в разных сферах может обсуждаться одна и та же тема, но цели преследуются неодинаковые, вследствие чего выска зывания различаются по содержанию. Сравним, например, описание наводнения в энциклопедии (цель — раскрыть понятие «наводнение», отметить существенные признаки данного явления) и в «Медном всад нике» А. Пушкина (цель — создать при помощи языковых средств живо писную картину наводнения, выразить эстетическое отношение к изоб ражаемому). Ещё В. Белинский отмечал: «Философ говорит силлогизмами, по эт — образами, картинами; а говорят оба одно и то же... Один доказы вает, другой показывает, и оба убеждают, только один — логическими доводами, другой — картинами».

4. 1. Послушайте текст.

2. Обоснуйте принадлежность данного текста к научному стилю, выбирая из перечисленных признаков те, которые характерны для этого стиля речи:

3 сфера применения: а) устное общение в быту и на работе; б) на учные труды, учебники, научнопопулярная литература;

3 назначение текста: а) общение; б) сообщение и объяснение;

3 лексические средства: а) термины, иноязычные слова; б) слова с переносным значением (тропы), эмоциональнооценочные слова.

Смех по)научному

Гелатология — молодая наука, которая занимается очень древ ним предметом. Геласма в переводе с греческого означает смех; гелатология — наука о смехе. Как утверждают основатели новой науки Мэтью Джервез и Дэвид Уилсон, история смеха восходит к тем временам, когда человек ещё не отделился от общего ствола с обезьянами. Исследователи считают, что первыми стали смеяться наши древнейшие предки от двух до четырёх миллионов лет назад. Над чем смеялись гоминиды в те времена? Мэтью Джервез счита ет, что над попытками самых смелых из своих собратьев ходить на двух ногах вместо четырёх. Первопроходцы комично спотыкались и падали, что вызывало смех у всех остальных. Заметим, что паде ния и сейчас входят в обязательный репертуар клоунов.

Учёные полагают, что смех вызывается, как правило, несурази цей — ошибкой, несовпадением результата с намерениями или ожи даниями (отсюда неожиданный конец всех анекдотов). Частота и использование смеха меняются в зависимости от эпохи (сегодня люди смеются меньше, чем сто лет назад), от возраста (ребёнок сме ётся в 20 раз больше взрослого), от национальной культуры (евро пейцы смеются меньше, чем африканцы) и от пола (женщины сме ются чаще мужчин). Как доказал американский гелатолог Роберт Провайн, при разговоре между собой женщины смеются больше, чем беседующие мужчины. Зато мужчины больше склонны шутить, вызывать смех. Известно, что в каждом школьном классе есть свой шутник — и это всегда мальчик.

Учёные установили, что в смехе принимают участие 15 мышц лица (большинство из них — парные). Всякий смех начинается с улыбки, при этом растягиваются два больших скуловых мускула. Затем вступают в действие остальные пары, не которые сокращаются, другие расслабляются. Участвуют мышцы гортани, шеи, груди (особен но межрёберные), живота (особенно диафраг ма), спины, а при сильном смехе — и мышцы конечностей, причём некоторые из них расслаб ляются (так называемый смех до упаду). Свой вклад вносят даже мышцы зрачков — зрачки расширяются. При сильном смехе сокращают ся и мышцы слёзных желёз, выдавливая слёзы (смех до слёз).

Резко выдыхаемый при смехе воздух может достигать скорости 120 километров в час. Эти выдохи сопровождаются звуками, напо минающими чаще всего гласные а, о или и, повторяющимися в среднем каждые 210 миллисекунд.

(Из журнала)

3. Найдите в тексте описание процесса смеха. Составьте на его основе упражнение для редактирования. Для этого введите в текст элементы, не свойственные научному стилю, например эмоционально окрашенные слова и выражения, разговорные и просторечные слова. Обменяйтесь составленными упражнени ями с одноклассником. Укажите в данном упражнении чуждые научному стилю элементы. Устно отредактируйте текст, устра няя стилистические недочёты.