Смекни!
smekni.com

Русский язык 10 класс Рудиков, Фролова (стр. 3 из 7)

4. Составьте связное высказывание на лингвистическую тему, используя следующие опорные фразы:

Я считаю, что данный текст относится к научному стилю речи. Вопервых, сферой его применения является ... . Текст взят из на учнопопулярного журнала ... . Назначением текста является ... . В нём сообщается о ... . В статье есть подробное объяснение ... . В статье используются характерные для научного стиля лексичес кие средства: ... и ..., например: ... . Характерным признаком принад лежности данного текста к научному стилю является его нейтраль ность, поэтому в тексте отсутствуют ... .

5.

1. Прочитайте молча отрывок из рассказа Л. Андреева «Смех». Характерными чертами художественного стиля являются эмо циональность и экспрессивность. Сделайте краткую запись, перечисляя, какие чувства и эмоции описаны в данном отрыв ке. Сравните свою запись с записью соседа по парте: чей список оказался более полным и точным?

2. Выпишите предложения и словосочетания, в которых описыва ется или характеризуется смех, вызванный видом маски. От метьте известные вам художественные средства, которые ис пользуются для описания смеха (эпитет, сравнение, метафора).

— Сеньоры! — весело крикнул я. — Сегодня Рождество; сегодня все веселятся — будем веселиться и мы.

— Но как? — грустно отозвался один.

— Но где? — поддержал другой.

— Нарядимся и будем ездить по всем вечерам, — решил я.

...Оставался единственный костюм — знатного китайца.

— Давайте китайца! — махнул я рукой, и мне дали китайца.

Это было чёрт знает что такое! Я не говорю уже о самом ко стюме. Я обхожу молчанием какието идиотские цветные сапоги, которые были мне малы. Умолчу я и о розовом лоскуте, который покры вал мою голову в виде парика и при вязывался нитками к ушам, отчего последние приподнялись и стали, как у летучей мыши.

Но маска!

Это была, если можно так вы разиться, отвлечённая физиономия.

У неё были нос, глаза и рот, и всё это

правильное, стоящее на своём месте, но в ней не было ничего че ловеческого. Человек даже в гробу не может быть так спокоен. Она не выражала ни грусти, ни веселья, ни изумления — она ре шительно ничего не выражала. Она смотрела на вас прямо и спо койно, и неудержимый хохот овладевал вами. Товарищи мои катались со смеху по диванам, бессильно падали на стулья и ма хали руками.

— Это будет самая оригинальная маска, — говорили они.

Я чуть не плакал, но когда я взглянул в зеркало, смех овладел и мной. Да, это будет самая оригинальная маска.

— Ни в каком случае не снимать масок, — переговаривались то варищи дорогой. — Дадим слово.

— Слово! Слово!..

Положительно, это была самая оригинальная маска. За мной ходили целыми толпами, вертели меня, толкали, щипали — и когда, измученный, я с гневом оборачивался к преследователям, — не удержимый хохот овладевал ими... Весь путь меня окружала и да вила грохочущая туча хохота и двигалась вместе со мной, а я не мог вырваться из этого кольца безумного веселья. Минутами оно за хватывало и меня: я кричал, пел, плясал. И как он был далёк от ме ня, этот мир! И как одинок я был под этой маской!

Наконец меня оставили в покое...

...С гневом и страхом, со злобой и нежностью я взглянул на неё и сказал:

— Это я.

Густые ресницы медленно и с удивлением приподнялись, це лый сноп чёрных лучей брызнул на меня — и смех, звонкий, весё лый, яркий, как весеннее солнце, смех ответил мне.

— Да, это я. Это я! — твердил я и улыбался. — Почему вы не пришли сегодня?

Но она смеялась. Весело смеялась.

— Я так измучился. Так изболелось сердце, — с мольбой просил я ответа.

Но она смеялась. Чёрный блеск её глаз потух, и всё ярче разго ралась улыбка. Это было солнце, но солнце жгучее, беспощадное, жёсткое.

— Что с вами?

— Стыдно смеяться. Разве за моей смешной маской вы не чув ствуете живого страдающего лица — ведь только для того, чтобы увидеть вас, я надел её. Зачем вы не пришли?

Быстро, с возражением на милых, улыбающихся устах, она обернулась ко мне — и жестокий смех всесильно овладел ею. Зады хаясь, почти плача, закрывая лицо кружевным душистым платком, она с трудом вымолвила:

— Взгляните... на себя. Сзади в зеркало... О, какой вы!..

Сдвигая брови, стискивая от боли зубы, с похолодевшим ли цом, от которого отлила кровь, я взглянул в зеркало, — на меня смотрела идиотскиспокойная, непоколебиморавнодушная, нече ловечески неподвижная физиономия. И я... я рассмеялся. И с не остывшим ещё смехом, но уже с дрожью подымающегося гнева, с безумием отчаяния, я заговорил, почти закричал:

— Вы не должны смеяться!

И когда она затихла, я продолжал шёпотом говорить о своей любви. И никогда я не говорил так хорошо, потому что никогда не любил так сильно. О муках ожидания, о ядовитых слезах безумной ревности и тоски, о своей душе, где всё было любовь, я говорил. И я видел, как, опускаясь, бросили ресницы густую тень на побледнев шие щёки. Я видел, как сквозь их матовую белизну бросал красный отсвет запылавший огонь.

Я говорил — и слёзы накипали у меня на глазах, и радостью би лось сердце. И я увидел, увидел, наконец, как милая, жалкая улыб ка раскрыла её уста, и, дрогнув, поднялись ресницы. Медленно, бо язливо, с бесконечным доверием повернула она ко мне головку, и... Такого смеха я ещё не слыхал!

— Нет, нет, не могу... — почти стонала она и, закинув голову, снова разражалась звучным каскадом смеха.

О, если бы мне хоть на минуту дали человеческое лицо! Я кусал гу бы, слёзы текли по моему разгорячённому лицу, а она, эта идиотская физиономия, в которой всё было правильно: нос, глаза и губы, смотре ла с непоколебимо ужасным в своей нелепости равнодушием. И когда, ковыляя на своих цветных ногах, я уходил, до меня долго ещё доно сился звонкий смех: как будто с громадной высоты падала серебрис тая струйка воды и с весёлым пением разбивалась о твёрдую скалу.

3. Прочитайте отрывок из фельетона Л. Андреева «Искренний смех» и комментарий к нему. Предположите, чем мог быть вызван такой взрыв неудержимого хохота.

4. Спишите отрывок из фельетона, расставьте знаки препина ния.

Только раз в жизни я так смеялся. Это был хохот властно ов ладевший не только лицом но и всем моим телом. Он полчаса ду шил меня и бил как в коклюше он выворачивал меня наизнанку бросал на траву на постель выворачивал руки и ноги сокращая мускулы в таких жестоких судорогах что окружающие уже нача ли опасаться за мою жизнь. Чуждый притворства искренний до глубины души — это был тот редкий и счастливый смех который оставляет светлый след на всю вашу жизнь и в самой глубокой старости когда все уже пережито похоронено забыто — вызывает отраженную улыбку.

6. 1. Данный в упражнении псевдотекст «склеен» из двух текстов, принадлежащих к разным стилям речи: публицистический текст принадлежит Б. Гриву, научный текст опубликован в на учнопопулярном журнале. Опираясь на известные вам при знаки публицистического и научного стилей, выделите два раз ных текста.

2. Обоснуйте принадлежность одного из текстов к публицисти ческому стилю, выбирая из перечисленных признаков те, что характерны для этого стиля речи:

3 сфера применения: а) средства массовой информации, пуб личные выступления; б) научные труды, учебники, научно популярная литература;

3 назначение текста: а) общение; б) убеждение, воздействие;

3 лексические средства: а) термины, иноязычные слова; б) эмо ционально окрашенные слова, афоризмы, художественные средства.

Живя своей мечтой и делая то, что любишь, ты каждое утро от кидываешь одеяло и вскакиваешь с постели, радуясь началу ново го дня, и тебя переполняет искренняя радость, которая приводит в восторг окружающих. Так бывает, когда, начиная громко смеяться, ты заражаешь своим смехом другого, потом следующего, и вы про должаете смеяться до слёз, до боли в животе, так, что едва можете перевести дыхание, корчась в судорогах, заливаясь и захлёбываясь, не в силах остановиться.

Известна заразительность смеха. Её используют в юмористи ческих передачах, проигрывая за кадром заранее записанный смех. Причины такой заразительности пока не раскрыты гелатологами, но известны целые смеховые эпидемии. Так, в одной из школ Тан зании в 1962 году группа девочек, начав над чемто хихикать, не смогла остановиться. Смех распространился на несколько окрест ных деревень, откуда ученицы приходили в школу. Смех усилива ет иммунную систему, способствует выработке в мозгу естествен ных обезболивающих веществ — эндорфинов, помогает дышать глубже и тренирует дыхательные мышцы.

3. Прочитайте второй текст. Обоснуйте его стилистическую при надлежность, используя материалы упражнения 4. Напишите изложение этого текста.

Будущим филологам

Вербальные (словесные) и невербальные признаки стиля Вербальный (латин. verbalis — словесный) — термин, применяемый для обозначения процессов оперирования словами. При вербальном речевом общении в зависимости от того, в какой ситуации вы говорите и кому адресована ваша речь, необходимо учиты вать не только, что вы говорите, но и какими словами и предложениями выражаете свою мысль. Жесты, мимика, позы, выражение лица, улыбка, смех, слёзы, гри маса презрения, симптомы душевных движений и состояний (поблед нел, покраснел, покрылся пятнами, мурашками) — это так называе мый невербальный язык, который является внеязыковым средством общения. Мимика и жесты порой ярче и достовернее, чем слово, могут выразить чувство или волевое побуждение. При пользовании звуковым языком (при вербальном речевом общении) мимика и жесты играют вспомога тельную роль, сопровождая, дополняя и даже обогащая устную речь. 7. 1. В тексте упражнения 5 найдите описания маски знатного ки тайца. Какие необходимые для общения элементы в ней отсутствовали? 2. Используя материалы упражнения 5, составьте связное письменное высказываниеописание маски знатного китайца и вербальной и невербальной реакций, которые вызывал её вид.

8. Выполните один из вариантов по выбору.