Смекни!
smekni.com

Русский язык 10 класс Баландина стандарт (стр. 3 из 6)

2.


Считаете ли вы себя двуязычными (билингвами)? А своих знакомых? Помогает ли двуязычие вам (вашим знакомым) или мешает?

3. В каких ситуациях вы общаетесь на родном языке, а в каких надругом?

4. Как вы думаете, гражданам Украины свойственно лишь украинскорусское двуязычие?

5. Какая роль двуязычия, повашему, важнее — экономическая икультурная или политическая и административная?

6. Помогает ли знание русского языка углублённому, эффективному овладению родным языком? Приведите примеры.

Домашнее задание

14. Начертите схему «Единицы русского языка и их виды» по анало гии со схемой «Одиниці української мови та їх види».

15. Рассуждение. Обоснуйте справедливость высказанного мнения или опровергните его.

Если родной язык формирует и развивает личность, то второй язык служит целям коммуникации.

(Н. Алефиренко)


Русский язык и стилистика. Основные понятия стилистики

Стилистика (поукр.: стилістика) является закономер ным продолжением предмета «Русский язык». Стилистика соотносится со всеми разделами языка: фонетикой, лекси$ кологией, грамматикой (морфологией и синтаксисом), а точ нее, изучает особенности использования единиц языка (звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений) в раз ных стилях речи.

Задачи стилистики — приобщить к языковой культуре, научить выбирать из богатства языковых средств наиболее уместные, то есть те, которые отвечают целям и ситуации общения.

Знаете ли вы?


Слово стиль (греч. stólos — палочка для письма) происходит от назва ния острой палочки из кости, дерева или металла, используемой в Древ ней Греции и Древнем Риме для письма на вощёных дощечках. Эта палоч ка была заострена с одного конца. Ею писали, царапая по воску. Другой конец палочки имел форму лопаточки, которой стирали написанное. Этим объясняется ставшее пословицей выражение Горация: «Saspe stilum vertas» (Саспэ стилум вэртас) — «Чаще поворачивай стиль», то есть зачёркивай и правь написанное.

Стилистика является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития речевой культуры.

В. Виноградов

Виноградов Виктор Владимирович (1894–1969) Выдающийся русский языковед. Основные на правления деятельности — лексикология, граммати ка, история русского литературного языка, стиль русских писателей, прежде всего А. С. Пушкина («Язык Пушкина», «Стиль Пушкина»), а также М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского.

Стилистика русского языка и русский язык (фонетика, лексико логия, морфология, синтаксис) — это близкие родственники. Речь может быть грамотна, но стилистически небрежна, и наобо рот. Порой эту небрежность и не замечают. Проверьте свою сти листическую грамотность. Укажите, что в данных предложениях неправильно.

1. У лентяев нет оснований надеяться, что учителя к концу года выставят им удовлетворительные оценки. 2. Произношение невзрывного, щелевого [г] в русской речи характерно многим укра инским школьникам. 3. Вася хорошо знал о своём огромном пре имуществе над Петей. 4. На смену устаревшей машины купили но вую. 5. Мы знаем, что ещё живы предки А. С. Пушкина.

17. Стилистика как наука позволяет не только наиболее правильно и эффективно выразить мысль, но и оценить способ её выраже ния другими. Проверьте своё чутьё стилистической уместности. Укажите, какой из текстов не соответствует обстановке общения. Ответ обоснуйте. Насколько важна уместность для успешного общения?

А — Внимание! Автобус Одесса–Надлиманское отменяется изза неисправности. (Объявление диктора)

Б — Слыхали? В Надлиманское не едем.

— Почему?

— Мотор барахлит. — Как же теперь добраться?

(Из разговора попутчиков)

В — Граждане! Вы не поедете автобусом Одесса–Надлиман ское! Почему? Да мотор барахлит! Вот!

(Объявление водителя)

Материал для ознакомления

Известные писатели, руководствуясь правилом Горация «Saspe stilum vertas», усердно работали над своими произведе ниями. Фраза на бумаге выглядит чистой и аккуратной, и по её виду трудно догадаться, сколько сил на неё было затрачено. Го голь на вопрос, откуда черпает он своё богатство языка, откуда у него такой великолепный стиль, ответил: «Из дыма. Пишу и сжи гаю, что написал. И пишу снова». Молодой Мопассан наблюдал однажды Флобера за работой, и увиденное явилось для него по учительным уроком. Он видел лицо, багровое от притока крови, видел мрачный взгляд, устремлённый на рукопись. Казалось, этот напряжённый взгляд перебирает слова и фразы с насторо женностью охотника, притаившегося в засаде, задерживаясь на каждой букве. А затем рука берётся за перо и начинает очень медленно писать. Флобер то и дело останавливался, зачёркивал, вписывал, вновь зачёркивал и вновь вписывал — сверху, сбоку, поперёк. Сопел, как дровосек. Мускулатура всего тела напряже на — старый лев вёл отчаянную борьбу с мыслью и словом.

18. Стилистика начинается там, где имеется возможность выбора. Рассмотрите постепенную обработку слов в одной строке В. В. Маяковским. Поэт остановился на последнем варианте. Обоснуйте правильность его выбора или опровергните его.

1) Наши дни к веселью мало оборудованы;

2) наши дни под радость мало оборудованы;

3) наши дни под счастье мало оборудованы;

4) наша жизнь к веселью мало оборудована;

5) наша жизнь под радость мало оборудована;

6) наша жизнь под счастье мало оборудована;

7) для веселий планета наша мало оборудована;

8) для весёлостей планета наша мало оборудована;

9)


не особенно планета наша для веселий оборудована;

10) не особенно планета наша для веселья оборудована; 11) планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована; 12) для веселия планета наша мало оборудована.

Употребление средств языка и их выбор зависят от обстоя тельств речи (речевой ситуации).

Речевая ситуация (поукр.: мовленнєва ситуація) — это жизненная ситуация: познавательная, трудовая, деловая, эти$ кетная, общественно$политическая и т. п.

Речевая ситуация

Фонетические средства петля книжное
петля разговорное
Лексические средства испытать нейтральное
вкусить

торжественное

Морфологические средства один нейтральное
одинёшенек разговорное
Синтаксические средства Он плохой певец нейтральное
Тоже мне певец! разговорное
Этот певец не обладает голосовыми данными и не$ обходимой профессиональ$ ной подготовкой книжное

19. Оцените данную речевую ситуацию, ответив на вопросы. Между кем происходит общение? В какой обстановке? Какова цель общения? В ответе используйте слова и выражения: обстановка официаль$ ная, деловая, но доброжелательная; обстановка раскованная, дру$ жеская, неофициальная.

А — Я коммерческий директор фирмы «Юг» Марчук Иван Яковлевич.

— Рад познакомиться. Мне о Вас говорил президент нашего концерна. Меня зовут Марком Андреевичем. Присаживай тесь, пожалуйста.

Б — Андрей, познакомь нас!

— Это Оля, моя жена.

20. Работа в парах. I. Опишите выбранную по своему усмотрению ре чевую ситуацию, например «В магазине», «В школьной столовой», указав участников общения, обстоятельства, цель общения.

II. Из представленных речевых ситуаций экспертная группа выбира ет лучшую и предлагает разыграть по ней диалог из 7–8 реплик.

ІІІ. Экспертная группа оценивает речевое поведение говорящих, в частности, соответствуют ли языковые средства ситуации.

21. I. Прочитайте тексты и определите их тему.

А Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электричес ких разрядах между так называемыми кучеводождевыми (грозовы ми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также между находящимися на ней предметами. Эти разряды — молнии — сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала).

(Из энциклопедического словаря)

Б Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение... В ту же секунду над самой головой раздаётся величествен ный гул, который, как будто поднимаясь всё выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий тре петать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!