Смекни!
smekni.com

Поэзия Сакена Сейфулина (стр. 2 из 5)

Вте дни, когда буржуазно националистические поэты тосковали о невозвратном прошлом, горячие слова Сакена Сейфуллина, призывающего молодежь уничтожить рабство, построить новый мир и ощутить счастье борьбы и труда, явились гимном, рожденным революцией. С1922 года Сейфуллин приступает к роману « Тяжелый пыть, трудный переход», который был издан в 1927 году и явился крупнейшим событием в общественной и культурной жизни Казахстана. В последующие годы Сейфуллин публикует произведения «Трудовой договор – защита бедноты» - поэма, 1927 год; «Казах адебиеты» - труд по истории казахской литературы,1932 год; «Альбатрос» - поэма,1933 год; «Кызыл ат» - «Красный конь» - поэма,1934 год; «социалистан» - стихи и поэмы, 1935 год; «Айша» - повесть и рассказы, 1935 год.

Многие стихи, очерки, рассказы и стихи, неоконченные повести и романы, написанные в разное время и опубликованные в газетах и журналах, не были вкличены Сейфуллиным в перечисленные книги. Так, в 1933-1936 годах в газетах, журналах, различных сборниках печатались отрывки из его большикх прозаических произведений: «Наша жизнь», «Перед бурей», «Плоды». Отдельные произведения Сейфуллина были переведены на русский язык: «Какче-Тау», « В вагоне смерти атамана Анненкова», « Советстан» и многие другие.В 1957 году были изданы избранные стихи и поэмы Сейфуллина.

Сейфуллин был членом Президиума правления Союза писателей казахстана, как делегат выступал на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году. В 1936 году общественность Казахстана широко отметила 20-летие литературной деятельности С. Сейфуллина. Писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Умер поэт в 1939 году.

Поэзия Сакена Сейфуллина.

Имя выдающегося поэта- революционера, крупного общественного деятеля Сакена Сейфуллина (1894-1938) принадлежит к числу наиболее популярных в казахском народе. Произведения его пользуются известностью и любовью широкого читателя.

Творческий путь Сейфуллина неразрывно связан с зарождением и становлением новой казахской литературы в целом, особенно в первое послеоктябрьское двадцатилетие. В национальном искусстве слова Сакен первый воспел социалистическую революцию и вызванный ею к жизни мир новых, социалистических отношений, этических норм, идей и чаяний. За идеалы коммунизма он боролся винтовкой и пером. Пламенные, полные революционной страсти стихи поэта вдохновляли первое поколение советских людей на подвиг и на труд.

Находясь в рядах коммунистической партии с февраля 1918 года, до последнего дня своей жизни, Сейфуллин горячо пропагандировал идеи ленинизма, боролся за утверждение социалистических преобразований в Казахстане. За 25 лет творческой деятельности им созданы сотни стихотворений, более десяти поэм, романы и несколько повестей, многочисленные рассказы, пьесы, очерки, статьи, научные исследования. Темы и идеи для своего богатого и разнообразного творчества писатель черпал в борьбе и труде родного народа, строящего новую, светлую жизнь. Его произведения пронизаны правдой Великой Октябрьской революции, одухотворены достижениями социалистического строительства.

Характер творческих поисков Сакена Сейфуллина во многом определяется его биографией. Находясь в рабочей среде и постоянно общаясь с трудовыми людьми, молодой Сакен еще в бытность свою на Нильдинском руднике проникся ненавистью к социальной несправедливости и неравенству. В последствии поэт писал: « В Нильды я провел три года. Уроки я получал, с одной стороны, в школе, с другой стороны - черпал знания из жизни: видел, как работают в кузне, как трудятся люди в шахтах под землей, как тяжело приходится им на верху, где они воздвигают горы из каменного угля и руды; бывал в общежитиях в домах рабочих, знал их быт.»

В1913-1916 годах Сакен учился в Омске в учительской семинарии. Этот период имел чрезвычайно важное значение для всей его жизни и творчества. Первоначальные поэтические опыты молодого Сакена относятся именно к этому времени. В 1914 году он издает в Казане первый сборник стихотворений «Минувшие дни».

Дореволюционная поэзия Сейфуллина входила в общее русло прогрессивной демократической литературы. Он откликнулся почти на все актуальные вопросы, которая поднимала передовая литература того времени. Молодой Сакен горячо поддержал демократическое просветительское направление в литературе.

В сборнике «Минувшие дни затронуты различные стороны казахской жизни. Молодого автора уже тогда волновали социальные проблемы. Он задумывается над судьбой родного народа, горько сетует на тяжелую жизнь казахской бедноты, изнывающих под гнетом феодально-патриархальных отношений в условиях беспросветной темноты, невежества и одряхлевших обычаев. В стихотворении «Сон» заброшенный сад символизирует все старое, отжившее. С надеждой обращает Сакен свои взоры на молодое поколение, которое может повести народ к светлому будущему:

А нужно, чтобы лозы в нем росли,

День ото дня цвели бы без тоски,

Аллах , дай молодости в счастье жить!

Молюсь за неокрепшие ростки.

По мнению поэта во главе народа должны стать герои, готовые ради него жертвовать своей жизнью, вести трудовые массы вперед, к знаниям , к культуре.

Общественную жизнь молодой поэт оценивает с просветительских позиций , бичуя невежество, Сакен призывает народ учиться, приобщаться к достижениям науки и культуры. Противопоставляя феодальной косности искусство и науку, он подчеркивает силу и преобразующую роль знаний. Именно такие мысли пронизывает его стихотворения «Исповедь казаха», «Брату» , «О невежественных баях» и др.

Просветительские стихи Сейфуллина дополняют этот мотив до Октябрьской демократической культуры. Многие из них построены как монолог поэта, обращающегося к молодому джигиту-казаху, в других поэт бичует невежественного бая, степного богача.. И в тех, и в других произведениях Сейфуллин настойчиво разъясняет значение образования и культуры.

«Минувшие дни» покорили читателей жизнелюбием автора , его любовью к родной природе . В стихотворениях «Родной край», «Нура», «Перекочевка на джайлау» поэт создает красочные картины природы. Однако в ранних стихах этого цикла чувствуется незрелость и ограниченность автора. Юноша-поэт только любуется кочевой жизнью казахского народа, поле его зрения еще узко. Он описывает лишь то, что лежит на поверхности явлений, не замечает некоторых сторон кочевого быта казахов.

В искусстве стихосложения он многому научился у Абая, особенно часто молодой поэт подражал своему учителю в любовной лирике. «Незабвенная», «Любимой» и ряд других стихов написаны под влиянием любовной лирики Абая.

В предреволюционные годы Сейфуллин сформировался как поэт –лирик. Творчество его становилось все более самобытным, своеобразным. Поэт как бы наметил две тропинки в своей лирике. Первая идет от фольклора и поэзии Абая, а другая от классиков мировой поэзии. В 1915-1916 годах молодой поэт переводит ряд лирических произведений Саади, Адама Мицкевича и др.

В 1916-1917 годах из-под пера молодого поэта рождаются пламенные строки революционных песен.

Находясь в гуще революционной борьбы народа, он разделил и радость, и горе родного ему трудового класса. Его революционные стихи родились в огне борьбы за свободу.

Стихи Сейфуллина, написанные в годы революции, вошли в сборник «Неукротимый тулпар», изданный 1922 году в Оренбурге. Это была первая книга поэта, вышедшая при Советской власти. Содержание книги всецело посвящено борьбе за новое общество. Рождение и становление политической, гражданской лирики в казахской советской поэзии было связано с поэтическим творчеством Сейфуллина, и первые ее успехи в этой области определяются высоким идейно-художественным уровнем стихов сборника «Неукротимый тулпар». В самом образе неукротимого тулпара, давшем название сборнику стихотворений Сейфуллина, воплощаются творческие силы масс, разбуженные революционной эпохой. Лирический герой- борец, певец новой жизни. Оседлав неукротимого коня, он несет в казахскую степь отзвуки нового. Этот голос будит угнетенную, сонную степь от вечного сна. Он зовет молодых к борьбе.

Поэт использовал древний традиционный образ казахской народной поэзии - образ неукротимого тулпара скакуна и наделил его коренной чертой новой эпохи - горячим, дерзким характером. На этом скакуне пот несет голос революции в аулы. Лирический герой, пробуждающий на необузданном скакуне степь, находится в центре революционной поэзии Сейфулина тех лет.

Революционный романтический пафос стихотворений, вошедших в сботник, их образная система свидетельствуют о несомненном влиянии на творчество казахского поэта великого революционера Горького. Неукротимый тулпар, так же как и буревестник,- образ, рожденный революцией.

Впервые тему революции Сакен затронул в стихотворении «Мы спешно собрались в поход», написанном в марте 1917 года. Поэт приветствует свержение царя. Революцию он встречает словами:

Мы верили - придет расплата,

Мы солнце ласковое встретим.

В стихотворении «А ну-ка джигиты!» он призывает строить новый мир, новую жизнь.

Многие стихи Сейфуллина автобиографичны. Стихотворения «Заблудившимся», «В заточении», «Мой крылатый скаку», « Если допытаешься – скажу…» и другие отразили настроение поэта, попавшего в руки врагов революции. Стихотворения «Побег из тюрьмы», « подавленное настроение», « Предкам» написаны сразу же после побега Сейфуллина из организованного Колчаком омского концлагеря. А такие стихотворения, как «Марсельеза казахской молодежи», « В голодной степи», « Аул беглеца», « Товарищи», говорят о том, что поэт-воин снова вернулся на передний край революционной борьбы. Такова внутренняя связь между этими стихотворениями, составляющими единое целое.