Смекни!
smekni.com

Поэзия Сакена Сейфулина (стр. 3 из 5)

Определяя широту восприятия поэта-лирика , Пушкин писал: «Нам приятно видеть поэта во всех состояниях, изменениях, его живой и творческий дух: и в печали, и в радостях, и в парениях восторга, и в отдохновении чувств – и в Ювенальном негодовании, и в маленькой досаде на скучного соседа…»

Именно такое богатство и разнообразие чувств и раздумий воплощенных в живые образы, принес в казахскую поэзию Сакен Сейфуллин.

В произведениях Сакена 1919 года видно, что ни плен, ни издевательства, ни угроза смерти не сломили свободный дух поэта. Он мечтает о том дне, когда снова, оседлав коня, ринется на врага, и заявляет, что никакие невзгоды не собьют его с избранного пути.

Стихотворения, написанные поэтом в тюрьме, близки патриотической лирике Некрасова и Кольцова, а герой-пленник напоминает вольнолюбивых героев поэзии Пушкина Лермонтова.

В стихотворениях Сейфуллина, вновь вернувшегося к революционной борьбе, сильнее прежнего стали звучать мотивы, близкие русской и мировой революционной поэзии.

Вступай в ряды свободных граждан,

Пойдем дружнее на врага,

На бой мы выйдем вместе с каждым,

Кому свобода дорога.

Отмстим злодеям-мироедам

За годы тьмы, за годы зла,

Отныне нам пора пришла

Идти к решительным победам, -

писал поэт в «Марсельезе казахской молодежи».

«Марсельеза казахской молодежи» и «Товарищи» созданы под непосредственным влиянием «Марсельезы» и Интернационала»; Пламенный призыв к борьбе, умение воссоздать дух времени, пробудить священное чувство ненависти к угнетателям, вдохновить на бой, четкий, энергичный ритм стиха – все это сближает стихотворения с революционной поэзией русского и западноевропейского пролетариата. Многие песни поэта в казахских аулах воспринимались тогда и пелись как гимны новой жизни.

Революционная героика наполнила поэзию Сакена качественно новым содержанием. Беспощадное обличение старого, пламенный призыв к строительству новой жизни, поиск новых художественных форм – вот отличительные черты лучших стихотворений тех лет.

В творчестве Сейфуллина 20-х годов выделяют идеи борьбы с национализмом и вековой отсталостью. Он боролся со всем старым, отживающим, воспевал новое, революционное. Любую тему поэт раскрывал с большевистских партийных позиций. В своих пламенных статьях отстаивал принципы партийности и народности.

Нетрудно заметить в произведениях Сакена той поры внутреннюю полемику автора с идеализацией старины, непримиримое его отношение ко всему антинародному, многие его стихотворения написаны как ответ и отповедь националистам.

Сакен выступил против тех, индустриализации, паровоза и автомобиля ,вошедших в трудовой быт народа. Сакен показывает советскую технику, как нечто принципиально новое, демонстрирующее силу, мощь новых общественных отношений. В стихотворениях «В полете», «Самурык» слышится гордый клич молодого большевика, взлетевшего в бурное небо. Там, с вышины, он ко всему миру обращается с лозунгами мужества и труда.

Стихи Сейфуллина о природе были поэтическим ответом на стихи того же Жумабаева. Сакен рисует яркий степной пейзаж, полный шумов новой жизни, радости обновления. В известной поэме « Кокшетау» Сейфуллин так же выступил против Жумабаева, который в поэме « Батыр Баян» связывал красоту Кокшетау, его природу с феодальным укладом, идеализировал кочевую жизнь «батырские» традиции ханской эпохи. Сакен воспел живописную природу Кокшетау, связав ее с историей трудового народа, с его борьбой за лучшее будущее.

В лирических стихотворениях этого периода Сейфуллин выступает как поэт-новатор, отразивший в своем творчестве героический дух эпохи. Он не только изобразил изменения в общественной жизни, но и определил основные принципы искусства нового времени. В таких стихотворениях, как «Борец за наше дело», « Юному казаху», « Наша Сауле», « Девушка из совпартшколы» и других, поэт воспевал новых людей, воспитанных Советской властью, выросших в условиях равноправия и свободы. Он беззаветно верит в силу народа, вступившего в новую общественную жизнь, в прозорливость коммунистической партии.

В стихотворении « В ком энергия бьется» поэт подчеркивает силу возрожденного Октябрем народа, силу, способную обновить весь мир. Он пишет, что только тот может выполнить эту трудную задачу:

В ком энергия бьется, как горный поток,

В ком отвага сверкает, как молний клинок,

В чьей груди столько сил, сколько сил у тулпара,

Чей полет, как у сокола в небе, высок.

В казахской поэзии Сейфуллин первым воспел Ленина. Он был единственным казахским поэтом, который еще при жизни Ленина, в 1923 году, посвятил ему стихотворение. В 1924 года, когда умер Ленин, Сакен написал взволнованные стихотворения « Траурный день», « Скорбная весть». Глубокая скорбь, невосполнимая утрата сжала, как тисками, грудь поэта, но он находит в себе силы сказать:

Отметим горечь этих дней,

Сплотив ряды еще тесней

Вокруг знамен непобедимых

Великой партии своей.

Посвятив свой поэтический талант делу революции, разработке гражданской темы, Сейфуллин стал выдающимся казахским поэтом-лириком.

Его лирика в тематическом и жанровом отношении богата и разнообразна. Проникновенно воспел он красоту родного края, тонко выразил в своих стихах любовь к родине и неугасимое чувство сыновей – благодарности. При этом он всегда стремился показать богатство души советского человека, пробуждение в нем нового сознания, формирование новых общественных идеалов. В большинстве случаев чувства лирического героя раскрываются и определяются его общественной позицией.

Рисуя картины родной природы, Сейфуллин всегда связывает их с чувствами и настроениями человека-борца, преобразующего жизнь.

Поэт обновляет традиционный образ степного ветра, который разносит новости, - делает его вестником свободы и счастья. Ветер становится символом чистоты и действенной красоты родной природы. Во многих стихах сборника « Экспресс» поэт рисует природу, как источник богатства родного нарда. Пейзажная лирика Сейфуллина утвердила в казахской литературе новый принцип подхода к воспеванию и изображению природы.

О неразрывности, единстве красоты и любви говорят поэмы « Разлученные лебеди», « Раненная сайга», « Песня о лашине». Первое из этих произведений можно назвать легендой о романтической любви, исполненной высокой гуманистической идеи. С отвращением и нескрываемым презрением рисует автор охотника-браконьера, который коварным выстрелом разрушил любовь и оборвал жизнь лебедей. Эти произведения, призывающие любить и ценить красоту, воспевающие идеи гуманизма, в какой-то мере характеризуют и самого поэта, тонкой души человека, самозабвенно любящего жизнь гражданина и вдохновенного певца.

Таким образом, уже в 20-е годы Сейфуллин намного расширил границы казахской лирики, внес в нее яркое поэтическое и гражданское чувство, богатое общественное содержание.

Из эпических произведений Сакена Сейфуллина 20-х годов следует выделить поэмы « Советстан» и « Кокшетау».

« Советстан» является образцом публицистической поэзии, созданным под несомненным влиянием Маяковского. Подобного произведения в ту пору в казахской литературе еще не было. Поэт воспел советскую действительность. С гордостью отметил он достижения советского строя за восемь лет. Поэма пронизана радостью счастливого советского человека – творца и созидателя этих успехов.

Союз наш – экспресс, он летит по мостам,

По свежим лугам, по широким полям.

Страны нашей лучшей

Народы могучи,

Свободны, как тучи,-

И это отлично известно врагам.

Поэтика Сейфуллина, сформировавшаяся под влиянием новаторской поэзии Маяковского, оказалась естественной и на казахской национальной почве. Достижения Сейфуллина-поэта явились грандиозным событием в казахской литературе.

В поэме « Кокшетау» Сакен воссоздает действительность далекой эпохи, раскрывает классовые противоречия патриархально-феодального общества и осуждает разбойничьи набеги хана Аблая на мирные аулы соседних народов

В поэме мастерски нарисованы картины дивной природы Кокшетау, его гор, озер и лесов. И вместе с этим поэт мастерски воспевает социалистическую новь края, бывшего когда то ставкой ханов, свидетелем тирании и произвола.

Философски осмысливая историю родного края, поэт доказывает, что происходящие социалистические преобразования являются закономерным результатом общественных сдвигов. Поэма проникнута патриотической гордостью, любовью к родному народу.

Особенности лирики Сейфуллина 30-х годов тесно связаны со своеобразием литературы и жизни тех Лер. Он с гордостью писал о принятии советской конституции, о дружбе народов в эпоху социализма, о новых душевных качествах советских людей. Поэт поднял голос протеста против поджигателей новой моровой войны, призывал к бдительности.

Социалистическому строительству Сакен посвятил две поэмы – « Альбатрос» и «Социалистан».

« Альбатрос»- поэма о Великой Октябрьской революции, вожде революции Ленине, о героических делах советского народа ,строящего социализм. Безграничная любовь к Советской родине определяет идейно-художественную ткань поэмы. Показывая, как молодое советское государство под знаменем Ленина, идет вперед, Сейфуллин создает исторически верную картину великой битвы за укрепление завоеваний социалистической революции. В понимании поэта главная сила нового социалистического общества – это сплоченный под знаменем Ленина рабочий класс.

Большую популярность в народе имела поэма « Қызыл – ат» Сейфуллина.

Эта поэма Сейфуллина- художественное отражение сложных процессов,происходивших в сельском хозяйстве тех лет. Мужественный поэт поднял свой голос против ошибок, допущенных при осуществлении коллективизации в Казахстане. Не случайно резко критическое отношение Сейфуллина к извращениям политики партии в области сельского хозяйства, которые имели место в начале 30-х годов в Казахставе, было еще в те годы отнесено кчислу несомненных заслуг поэта –коммуниста.