Смекни!
smekni.com

Механизм разрешения споров в международном праве (стр. 3 из 6)

Если член Суда не удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, он может быть отрешен от должности на основании единогласного решения, принятого остальными членами Суда. Об отрешении судьи от должности Секретарь Суда официально уведомляет Генерального секретаря ООН, после чего место соответствующего судьи считается вакантным. На практике данная процедура никогда не использовалась.

Судьи ad hoc. Государству - участнику рассматриваемого судом спора предоставлено право назначить в качестве судьи ad hoc по данному делу любое лицо по своему выбору, если в составе судебной коллегии, рассматривающей это дело, находится судья, состоящий в гражданстве другой спорящей стороны. В делах, когда сторона спора включает в себя несколько государств, имеющих общие интересы, такие государства имеют право назначать только одного судью ad hoc и только в случае, когда граждане этих государств не входят в состав Суда.

Судьи ad hoc не являются постоянными членами Суда и заседают только по делам, для рассмотрения которых они назначены. Такие судьи принимают участие в разбирательстве дела на равных правах с членами Суда.

Из вышеизложенного следует, что персональный состав судейской коллегии и ее председатель могут изменяться от дела к делу, а число судей, заседающих по конкретному делу, не обязательно будет равняться пятнадцати. Например, их количество может быть меньше пятнадцати, если один или более членов Суда не участвуют в заседании, или же с учетом судей ad hoc равняться шестнадцати или семнадцати. Теоретически число судей даже может превышать семнадцать, если в деле участвуют более двух сторон с несовпадающими интересами.

Камеры. Для рассмотрения определенных категорий дел Международный Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех или более судей, избранных Судом секретным голосованием. В соответствии со ст. 27 Статута Международного Суда ООН решения камер имеют такую же юридическую силу, как решения, вынесенные Судом в полном составе.

Суд создает камеры следующих видов:

1) избираемая ежегодно камера упрощенного судопроизводства, включающая пять судей, среди которых председатель и вице- председатель Суда, а также два их заместителя;

2) камера для рассмотрения определенных категорий дел, включающая, по крайней мере, трех судей и создаваемая Судом при необходимости (например, камера по спорам, возникающим из нарушения правил международного радио- и телевещания);

3) камера ad hoc (камера для рассмотрения конкретного спора), формируемая Судом после консультаций со сторонами спора относительно числа и персонального состава ее членов.

Использование камер имеет ряд преимуществ перед разбирательством дела Судом в полном составе. Прежде всего это сокращение сроков разбирательства и расходов, а также возможность проводить заседание камер вне местонахождения Суда. Кроме того, разбирательство в камере финансируется не сторонами, а Международным Судом ООН, расходы которого в соответствии со ст. 33 Статута несет ООН. Как правило, судебная процедура в камерах менее громоздка: стороны могут, например, отказаться с согласия камеры от устного судопроизводства. Следовательно, в создании камер Суда заинтересованы прежде всего государства, которые желают передать свой спор Международному Суду ООН, однако по причине безотлагательности разрешения спора или иным причинам предпочитают иметь дело с органом меньшей численности, чем Суд в полном составе.

Первая камера была избрана в 1982 г. К настоящему времени было образовано четыре камеры. Первым делом, которое находилось на рассмотрении камеры, а именно камеры ad hoc, было Дело о делимитации морской границы в районе залива Мэн (США против Канады ).

Камеры ad hoc Международного Суда ООН не следует воспринимать как компромисс между судебной и арбитражной процедурами, поскольку стороны не всецело свободны в определении состава камеры и правил судопроизводства. Камера является подразделением Суда; ее решение, как предусматривает ст. 27 Статута, является решением Суда; она действует только на основании Статута и Правил процедуры Суда.

Юрисдикция. Термин "юрисдикция Международного Суда" может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Под юрисдикцией в широком смысле обычно понимается весь тот объем полномочий Суда, который закреплен в положениях учредительного акта Суда - Статуте Международного Суда ООН.

Юрисдикция в узком смысле представляет собой объем полномочий Международного Суда, оговоренный сторонами конкретного спора в документе или документах, которые являются основаниями для возбуждения процедуры по рассмотрению данного спора.

Юрисдикция как в широком, так и в узком смыслах включает в себя предметный, субъективный и временной аспекты. Международный Суд ООН вправе рассматривать какое-либо дело лишь при совпадении юрисдикции в узком и широком смысле по всем трем соответствующим аспектам. Другими словами, рассмотрение дела по существу не состоится, если ответчику удастся доказать, что конкретный спор лежит вне той сферы юрисдикции, которая образуется при сопоставлении юрисдикции Суда в широком и узком смыслах по всем трем аспектам.

Значительная роль вопросов юрисдикции в деятельности Международного Суда обусловливается прежде всего тем, что на международной арене, в отличие от судебной системы государств, обязательство государства предстать перед судом и, следовательно, юрисдикция суда прямо или косвенно зависят от наличия согласия государства.

Согласие сторон на обязательность для них юрисдикции Международного Суда может выражаться в различных формах. Статья 36 Статута Суда закрепляет основные виды таких форм. Пункт 1 ст. 36 гласит, что "к ведению Суда относятся все дела, которые переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами или конвенциями". В п. 2 ст. 36 отдельно регламентируется признание государством "обязательной" юрисдикции посредством односторонней декларации.

На основе толкования указанных положений Статута можно выделить следующие формы признания юрисдикции Суда:

1) заключение сторонами спора специального соглашения (compromis) или принятие совместных деклараций, заменяющих такое соглашение, которыми признается юрисдикция Суда по конкретному делу;

2) признание государством обязательными для себя действующих договоров и конвенций, которые содержат положения о передаче споров в Международный Суд ООН;

3) принятие государством односторонней декларации о признании факультативной клаузулы об обязательной юрисдикции.

В доктрине существуют различные способы (формы) классификации форм признания юрисдикции Международного Суда ООН. Общепринятой является классификация по признаку обязательности юрисдикции в отношении определенных категорий будущих споров государства. К консенсуальным (или "необязательным") формам относят признание юрисдикции Суда только в отношении конкретного дела при помощи специального соглашения или совместных деклараций сторон. К обязательным формам причисляют признание обязательной юрисдикции посредством принятия односторонних деклараций, сделанных согласно п. 2 ст. 36 Статута Международного Суда ООН, и присоединения к договорам, содержащим положения, которые предусматривают передачу будущих споров в Суд.

Наиболее удачной является классификация, которая основана на времени выражения согласия на юрисдикцию Суда. Согласно этой классификации формы признания юрисдикции делятся на три вида: ante hoc, ad hoc, post hoc. Признание ante hoc, т.е. признание юрисдикции Суда до момента возникновения спора, может осуществляться в двух формах: присоединение к договору или принятие односторонней декларации. Формы ante hoc используются для признания обязательной юрисдикции, суть которой, как известно, заключается в том, что она распространяется в отношении будущих споров. К формам ad hoc относят заключение специальных соглашений и совместные декларации сторон, заменяющие такое специальное соглашение. Момент признания ad hoc лежит в границах периода между моментами возникновения спора и его передачей в Суд. В свою очередь единственная форма выражения согласия post hoc - это процедура forum prorogatum, в рамках которой госу- дарство-ответчик вступает в уже начатое дело, выразив согласие на юрисдикцию Суда своим поведением.

Основной отличительной чертой "обязательной" юрисдикции Международного Суда является то, что согласие на нее выражается государством в отношении всех или отдельных категорий будущих споров. Такая юрисдикция может быть основана или на односторонней декларации государства, признающей обязательность т.н. "факультативной клаузулы", содержащейся в п. 2 ст. 36 Статута Суда, или же на положении договора, предусматривающего передачу будущих споров по данному договору в Суд.

Декларацию о признании обязательной юрисдикции можно определить как односторонний акт, посредством которого соответствующее государство принимает на себя международное обязательство, устанавливающее взаимоотношения между Судом и данным государством, основанные на обязательной юрисдикции. Такое обязательство создается самой декларацией, и не требуется отдельного согласия государства на передачу конкретного спора Суду, если он входит в сферу действия такой декларации. Суд располагает юрисдикцией в отношении спора между государствами, только если данный спор подпадает под положения каждой из односторонних деклараций таких государств.