Смекни!
smekni.com

Жанр литературного путешествия в творчестве М. Шагинян (стр. 2 из 3)

Как и в любом художественном произведении, автор-путешественник из всего увиденного творит «особый мир», в котором раскрывается «жизненный смысл явлений». Воображение, а также философские, эстетические и иные идеи, преображенные творческим сознанием, оказываются не менее влиятельными при создании такого мира, чем реальные впечатления. На протяжении всей книги обнаруживается закономерная интонационная связь очерковых зарисовок с эмоциональным состоянием души героя, который, путешествуя по Армении, испытывает чувство восхищения делами своего народа. Повествователь предстает в книге как ее главный персонаж, со всеми атрибутами, присущими художественному образу.

Таким образом, структура повествования складывается из объективно-очеркового, эмоционально-выразительного и аналитико-публицистического пластов мировосприятия, воссоздающих в своей взаимосвязанности рационалистическую и сенсуалистскую модели процесса познания одновременно. Эти особенности чисто художественной структуры текста дополняются особым способом субъективно-личностной централизации повествования на новом уровне соотношения автора-писателя с героем-повествователем.

В определении главного жанрообразующего признака литературного путешествия актуализируется значение такой категории, как отношение изображаемого к действительности; в путевой литературе, как правило, воспроизведены реальные факты, лица. Весь огромный материал личных впечатлений от знакомств и встреч, восхищение произведениями искусства и великолепными пейзажами, размышления о жизни и быте армянского народа, анализ фактов истории на фоне эстетики Нового времени — все это создало документальную основу «Путешествия по Советской Армении», ставшего энциклопедической картиной жизни армянского народа.

Очерковый пласт книги настолько разнообразен и сообщает такое количество фактических сведений о людях, истории, культуре, социальной структуре и современном образе жизни Армении, что основной замысел очерков можно интерпретировать в первую очередь как информационный.

Шагинян прибегает к распространенному аналитическому изложению с широким привлечением фактического материала, сравнительных данных, использует внешние топосы, к которым относятся: 1) статистические данные ( 5000 гектаров лесов, 120 километров полезащитных лесных полос ); 2) цитаты из научных сочинений, газет, журналов, художественной литературы ( Плутарх. Жизнеописание Лукулла. Гл.31; А. С. Пушкин. Путешествие в Арзрум. Гл.2. [ 10 ]); 3) исторические справки, хроникально-информационные вставки ( …при армянском царе Тигране II Великом [95—55 годы до нашей эры] границы Армянского государства охватывали огромное пространство — от берегов Каспийского моря до песков Палестины» [ 68 ]); 4) описания географического характера ( Своеобразное положение всей республики высоко в горах сочетается с большой ее изрезанностью… [ 14 ]).

Индивидуальная черта авторского стиля — развернутые примечания. Например, утверждение « Много находят в Армении и прекрасных поделочных камней» [ 29 ] поясняется в примечаниях с опорой на исторические документы XII—XVII вв. [ 448 ], данные Географической службы Армянской ССР.

Стремление наглядно воссоздать образ эпохи привело к использованию сигналов, прямо или косвенно выявляющих формы времени ( сталинский план, метод Лысенко ), многообразию фактографических персонажей ( Ленин, Сталин, Молотов, Киров, Орджоникидзе и др.), соотношению времени исторического ( свидетельства путешественника-географа Линча, поэта А. С. Пушкина ) и современного ( советский вулканолог А. Н. Заварицкий, инженер С. Манасерьян ).

Публицистический элемент в очерке проявляется через комплекс таких черт, как общий характер тематики (публицистико-бытовые, социально-типизированные сцены), стилевая тональность (агитационно-ораторские элементы), угол зрения автора (нравоучительность, социально-аналитический подход к материалу). Отбор фактов, их компоновка и оценка продиктованы авторской концепцией, цель которой — с наибольшей полнотой донести дух настоящего времени, передать ощущение новизны явлений, угадать черты будущего.

«Путешествие по Советской Армении» в жанровом отношении можно считать своего рода «неопаломничеством». В книге М. Шагинян представлены различные типы сакральных образов: объекты географического ландшафта, феномены культурного пространства, сакральные образы новой действительности. Сакральное выполняет структурообразующую роль, задает вертикаль ценностных ориентаций. В соответствии с представлениями о сакральном выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия.

Советская Армения — символ нового культурного сознания. Герой-повествователь выступает как интерпретатор представшей перед ним действительности. В представлении путешественника настоящее и будущее Советской Армении приобретает черты архаической модели, сакрального пространства, «земли обетованной». Авторская позиция выражается порой даже слишком прямолинейно, публицистически оценочная речь напоминает передовицы газет: Настоящая, научно поставленная племенная работа началась здесь лишь по установлении советской власти [ 66 ]. В больших достижениях Армении участвует множество факторов: общий рост советской хозяйственной мощи [ 54 ]; помощь науки во всем великом Союзе.

Устойчивым компонентом повествования является мотив общности Армении со всем Советский Союзом: в каждое дело в Армении вложена энергия всего Советского Союза [ 132 ]. Основу авторского стиля формируют сочетание гражданского пафоса, характерного для публицистики в целом, и индивидуально-личностного отношения к предмету речи, свойственного художественному стилю.

Достоинство очерков М. Шагинян состоит в том, что она показала новые принципы организации труда, обладая публицистическим темпераментом, подняла на принципиальную высоту злободневные факты. Но, изображая советскую действительность, очеркист не смогла избежать излишней патетичности и некоторой стилизации изображения, фактографизма и документалистской односторонности. Живописность и меткость авторской речи подчас уступает место сухому описанию, переходящему в перегруженное специальными терминами «статейное» изложение.

Октябрьская революция, считает автор, создала почву для формирования новых социальных типов. М. Шагинян зарисовывает портрет нового героя эпохи — «человека наступающей эры коммунизма» [ 133 ], анализирует его душевный строй. Особенность типизации состоит в том, что индивидуальный образ резко переключен на широкую социальную проблематику.

Достоверный рассказ о том или другом человеке приобретает особенно большое значение. Не случайно стремление автора назвать героя очерка подлинным именем и тем самым подчеркнуть полную правдивость сообщаемых о его жизни сведений. Фактографические образы-персонажи интересны несколькими группами типажей: носители государственной власти, выдающиеся деятели науки и культуры, передовики производства. Таковы колхозник Айрапет Симонян, генерал-майор Сергей Карапетян, ученые Акопян и Аракелян и др. Облик героев дается скупо, лаконично, как правило — в социальной ассоциации.

Рассказ о знаменитом полководце Иване Христофоровиче Баграмяне («Аштарак Эчмиадзин») [ 323 ] очеркист облекает в форму биографии. Индивидуальное своеобразие судьбы персонажа проявляется в особенностях его мышления, общественно-политической позиции. Исследование современности сочетается с эмоционально-образным изображением характера героя. Индивидуализация в данном случае неотрывна от стремления разглядеть в личности социальный тип.

Образ «новой армянской женщины» Анаит Багдасарян («Село Арени») — незаурядный облик незаурядного советского организатора, умного, сильного, сердечного [ 202 ] — воссоздается через отзывы колхозников, изображение внешности, описание жилья. Обрисовку конкретного образа очеркист сочетает с публицистическим обобщением, показывая славных дочерей народа [ 317 ], на плечи которых легла тяжесть времени, ответ за честь родной земли, за славу своей республики [ 317 ].

Вместе с тем М. Шагинян не удалось избежать шаблонного изображения. Характер героя испытывает влияние исключительно идеологического понимания положительных и отрицательных черт персонажа. Автор показывает типологически однородных героев. Это абсолютно безгрешные и исключительно правильные образы положительных рабочих и крестьян, нравственная чистота которых вытекает из партийной принадлежности героя. Очеркист анализирует их трудовые будни, детально рассказывает о технологии труда и полагает, что именно социальный энтузиазм способен выявить нравственный мир героя. В характеристиках ощутимы «физиологические традиции» 4 . Черты социальной жизни людей приравниваются к устойчивым функциям человеческого организма.

Однако элементы политического и идеологического характера, «сиюминутность» отклика на важные события не исчерпывают содержания «Путешествия по Советской Армении». В качестве жанрообразующих признаков очерка М. Шагинян следует указать не только публицистические, но и художественные элементы. Индивидуальный авторский стиль проявился в использовании разнообразных приемов художественного отражения действительности, многомерности художественных образов, смысловой плотности текста, поразительном лексическом богатстве, взаимодействии тропов.

Сама природа очерка создает условия к панорамному видению. Пространство, моделируемое в тексте, можно охарактеризовать как открытое, постепенно сужающееся по отношению к персонажу. Автор использует прием обратной градации: Советский Союз — Армения — характерные районы. Часто меняется ракурс видения: окно поезда, вершина горы, балкон.