Смекни!
smekni.com

Особенности конституционно-правового статуса политической партии (стр. 3 из 14)

В зависимости от статуса субъектов, предоставляющих партии финансовые и иные материальные ресурсы, выделяют частное и публичное финансирование. Публичное финансирование может осуществляться за счет государства или муниципальных образований. При этом партии получают материальную поддержку прежде всего за счет бюджетных и иных финансовых (материальных) ресурсов государства, государственных учреждений и организаций. В федеративных государствах, к которым относится и Россия, государственное финансирование может осуществляться федерацией или субъектом федерации. Муниципальное финансирование производится за счет средств местного бюджета, муниципальных учреждений и организаций.

Средства налогоплательщиков, используемые для финансирования партий, могут также аккумулироваться не в бюджете соответствующего уровня, а в отдельном целевом денежном фонде. Так, в США кандидаты в президенты двух ведущих партий могут получить средства из единого фонда по проведению выборов, который формируется из особых налоговых отчислений. Каждый налогоплательщик вправе сделать отметку в декларации о направлении в указанный фонд 1 доллара взимаемых с него налогов.

Частное (негосударственное) финансирование - предоставление партии средств частными лицами - осуществляется за счет членских взносов, доходов от собственной хозяйственной деятельности, пожертвований, кредитов и прочих поступлений от гражданско-правовых сделок. Частное финансирование может иметь возмездный или безвозмездный характер. По субъектному составу (финансовым источникам) различается финансирование партии юридическими лицами и гражданами.

Частное финансирование партий дает возможность гражданам осуществить свои права на свободу политического выражения, материально поддержать носителей определенных идеологических взглядов. Внесение взноса в пользу той или иной партии или кандидата можно рассматривать как своего рода политическую декларацию. В случае частного финансирования общество само решает» работу каких партий следует «оплачивать из своего кармана».

Однако едва ли такое суждение обоснованно. Указанная положительная оценка будет справедлива в отношении финансирования за счет членских взносов, которое как исторически, так и с конституционно-теоретической точки зрения более всего согласуется с демократическими принципами деятельности партий, ибо не связано со сферой частных интересов и свободно от финансового влияния государства. Общее число плательщиков и сумм взносов позволяют выяснить мобилизационные возможности партии, степень партийной общности и тесноту связей партии с обществом в целом. Участие членов общественной организации, которой является любая политическая партия, в создании ее имущественной базы рассматривалось в качестве обязательного признака советскими исследователями.

Партии могут также совершать собственные инициативные действия по формированию своего имущества, то есть обладают определенной свободой в сфере гражданского оборота. Поступления от собственной предпринимательской и иной экономической деятельности относятся к категории собственных доходов партии. Она также в известной мере обеспечивает формирование собственной финансовой базы партии, ее самостоятельности и независимости. Тем не менее, широкая хозяйственная деятельность партий едва ли оправданна.

Правоспособность партии в части осуществления предпринимательской деятельности в большинстве стран законодательно существенно ограничивается, что связано с их особым публично-правовым статусом и политическим характером деятельности. По общему правилу им разрешено заниматься деятельностью, которая непосредственно связана с их уставными целями и задачами, хотя законодательство, как правило, предметно не определяет те направления предпринимательской деятельности партий, которые соответствуют их уставным целям.

Подобные ограничения направлены на решение нескольких проблем. Они призваны не допустить фактического превращения политических партий в коммерческие организации. Предпринимательская деятельность партий, не связанная с их политической деятельностью, негативно сказывается на выполнении ими своих функций в политической сфере и способна «уменьшить их роль как политических организаций», ибо политические цели и извлечение прибыли находятся в известном противоречии.

В этом случае возрастает опасность тайного финансирования партии со стороны финансово-промышленного капитала и других групп особых интересов. Увеличение объема сведений и материалов, подлежащих проверке, уже снижает эффективность работы контролирующих органов. Даже в условиях ограничения предпринимательской деятельности партий широкое распространение получила регулярная реклама в партийных печатных изданиях (как правило, малоэффективная), оплата издательских, полиграфических и прочих работ и услуг по договорам с партийными фондами, образовательными учреждениями или исследовательскими центрами, в том числе по завышенным расценкам, и т.п. Учитывая, что партиям нередко предоставляются налоговые льготы, нельзя исключить организацию под видом партии коммерческого предприятия, что влечет за собой потерю доходов бюджета.

Частные пожертвования со стороны граждан и юридических лиц требуют самостоятельной оценки. В отличие от пожертвований граждан, возможность участия юридических лиц в финансировании партий, в особенности их избирательных кампаний, подвергается в литературе довольно жесткой критике, которая в целом представляется обоснованной- Прежде всего, речь идет о крупных пожертвованиях коммерческих организаций. Основной легальной целью их деятельности является извлечение прибыли. Это позволяет предположить, что пожертвование от корпорации, особенно крупное, в действительности рассчитано на получение прямой или косвенной выгоды, будь то лоббирование интересов конкретной компании или отрасли в целом.

В отличие от государства и граждан крупные частные инвесторы не только могут, но и хотят «вложить в политику» значительные денежные средства. Потребность в денежных средствах, пишет Х. Палтиел, может привести политиков к тому, что они будут относиться с большим вниманием к интересам и запросам лиц, которые оказывают им финансовую поддержку, а не своих избирателей. В свою очередь, те, кто предоставляют такую помощь, могут прямо или косвенно стремиться получить разного рода «большее внимание».

Корпорации располагают финансовыми ресурсами, несопоставимо большими даже по сравнению с весьма состоятельными гражданами. Поэтому их чрезмерные денежные вложения в избирательную кампанию, сопровождающиеся активной политической рекламой, способны исказить результаты волеизъявления избирателей. Кроме того, с экономической точки зрения пожертвования организаций представляют собой финансирование со стороны ее членов или учредителей. В этой связи возможность отдельных граждан оказывать поддержку партии непосредственно от своего имени и через созданные ими юридические лица (объединения) в известной степени не согласуется с принципом равноправия граждан.

Некоторые исследователи указывают, что без пожертвований юридических лиц партии едва ли смогут обойтись. Однако фактически речь идет о значении для партий не частного финансирования, а финансового обеспечения в целом, которого всегда оказывалось недостаточно.

Поэтому можно лишь признать, что, предоставляя средства, корпорации поддерживают партии как традиционные демократические институты, которые выполняют важные общественно-политические функции, увеличивают возможности их работы с избирателями, содействуют активизации политических дискуссий и более широкому участию граждан в политической жизни. В то же время это утверждение в каждом конкретной случае зависит от того, на какие цели расходуются полученные партией средства.

Некоммерческие организации также имеют специфические цели деятельности, закрепляемые в уставе. В том случае, если уставные цели организации специфичны (благотворительные, религиозные) и не связаны с политической деятельностью, ее участие в финансировании политических партий представляется нелогичным. Напротив, различные общественные объединения, преследующие цели политического просвещения, пропаганды определенных политических взглядов и т.п., могут с полным правом в установленных законом формах и пределах финансировать партии и выборы.

Что касается пожертвований граждан, то здесь затруднительно выделить какие-либо критерии их допустимости, пригодные для правового регулирования. Пожертвование может осуществляться гражданином как с целью материально поддержать политическую организацию, программу которой он разделяет, так и с целью получить определенные выгоды (место в партийном списке и т.п.). Оптимальными являются небольшие пожертвования, осуществляемые без намерения получить какие-либо выгоды, незначительные работы (услуги) для партии со стороны ее членов или сторонников, которые можно оценить аналогично членским взносам.

Представляется, что в целом правовое регулирование должно быть направлено на закрепление такой модели смешанного финансирования партий, которая бы исключала крайности, по возможности устраняла недостатки государственного и частного финансирования, равно и взаимно усиливала их положительное влияние. То есть наиболее предпочтительной является сбалансированная модель партийного финансирования с разумным сочетанием публичного и частного финансирования.