Смекни!
smekni.com

Формы и источники права (стр. 5 из 9)

- Кийас - суждение по аналогии[18].

Мусульманскому праву присущи ортодоксальность, традиционный – консервативный характер, оно мало поддается модернизации и

реформированию. Кроме того, его характеризуют казуистичность, несистематизированность, абсолютный приоритет обязанностей и запретов перед дозволениями.

1.3 Особенности основных форм права Российской Федерации и Республики Беларусь

В государствах с устойчивыми правовыми традициями нормы права могут быть выражены в трех основных формах: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный акт. В условиях Российской Федерации преимущественной формой права является нормативный акт и очень редко используется правовой обычай. Что же касается прецедента, то российское право длительное время не признавало такой формы. Считалось, что суды не создают правовые нормы, а только применяют их, в связи, с чем судебные акты источниками права не являются. Между тем, выступая разновидностью государственной власти, судебная власть также должна быть наделена правотворческими функциями, тем более, что именно в актах судебной власти находят разрешения конкретные спорные жизненные ситуации, зачастую не предусмотренные правовыми актами. В силу этого в судебные решения включаются правила поведения, подкрепленные принудительной силой и не отличающиеся по существу от правовых норм. В последнее время все чаще говорят о значительной роли прецедента в системе источников права.

Нормативными актами, выступающими в качестве источников права в Российской Федерации, являются: конституции, законы, постановления, распоряжения, положения, приказы, инструкции, решения, нормативные договоры и т.д. Данные виды источников присущи всем отраслям российского права. Их множественность объясняется необходимостью регулировать различные по характеру, степени важности, кругу субъектов и объему принадлежащих им прав общественные отношения. Регулирование этих отношений осуществляют различные органы в пределах своей компетенции, поэтому они издают разные нормативные акты.

В зависимости от места, которое занимает издавший тот или иной акт орган власти в системе государственных органов, различается степень юридической силы самих правовых актов. Так, акты Президента РФ, федеральных законодательных и исполнительных органов обладают высшей юридической силой на всей территории государства, акты остальных органов тоже находятся в определенной правовой соподчиненности. Поэтому в случае расхождения различных актов всегда действует акт, повышенной юридической силой по сравнению с актом, который ему противоречит. В российском праве действует принцип верховенства Конституции и федерального конституционного закона и соответствия им всех остальных актов. Большое значение имеет также положение о приоритете федеральных законов и других актов над законами и актами республик и иных субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, актов субъектов федерации – над актами местного самоуправления; наконец, действует принцип повышенной юридической силы актов представительных органов власти перед актами подотчетных им исполнительных органов.

С учетом федеральной структуры Российского государства Конституции введено новое правило о юридической силе нормативно-правовых актов субъектов РФ: в случае, если федеральный закон противоречит им по вопросам, не отнесенным к ведению федерации или совместному ее ведению с субъектами, действует акт субъекта РФ[19]. Данное правило не следует рассматривать как противоречащее принципу верховенства федеральных законов, поскольку оно соответствует конституционному полномочию субъекта федерации на осуществление собственного правового регулирования, включая принятие законов, по предметам своей компетенции. Это полностью отвечает принципам законодательной деятельности государства с федеративным устройством.

Белорусская правовая система исторически складывалась как система писанного права. Как и во многих странах континентальной Европы, она относится к модели романо-германского типа. Это предопределило доминирующее положение в белорусской правовой системе нормативно-правовых актов как источников права[20].

В настоящее время к ним относятся законы, принимаемые законодательным органом, декреты и указы Президента, постановления Правительства, ведомственные приказы и постановления, решения местных представительных и исполнительно-распорядительных органов власти.

Вместе с тем нормативно-правовой акт – не единственная форма выражения правовых норм. Белорусской правовой системой в качестве источников права признаются и такие его разновидности, как правовой обычай и нормативный договор.

До последнего времени они не имели широкого применения. В частности, правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда применение обычая оговаривается в законодательстве. Примером может служить регулирование правовым обычаем отношений в сфере торгового мореплавания. Согласно Кодексу торгового мореплавания РБ ч.I ст.99 (принятого 15 ноября 1999 г. и вступившего в силу с 1 января 2000г.)[21], регулирующей сталийное время, т.е. период времени, в течение которого перевозчик предоставляет и держит судно под погрузкой или разгрузкой. В ней сказано: «Сталийное время определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – обычаями, принятыми в порту погрузки».

Правовой обычай широко используется в международном праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли.

Все более широкое распространение получает договор с нормативным содержанием. Особенно широко он используется в международном праве. Республика Беларусь в настоящее время состоит в различных договорных отношениях со многими странами и международными организациями. Несомненно, что эти отношения Беларусь, как суверенное государство, будет активизировать и более широко применять международные нормативные договоры и соглашения как их разновидности.

Нормативный договор как источник права используется и в белорусском праве. В качестве примера можно назвать коллективный договор, который заключается между нанимателями и коллективами наемных рабочих в лице профсоюзов для регулирования взаимных обязательств в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договоры являются источниками права при регулировании отношений в пределах соответствующих организаций и имеет локальный характер.

В юридической литературе нормативный договор как источник права оценивается неоднозначно. Некоторые авторы рассматривают его в качестве нормативного правового акта. Подчеркивая, что коллективный договор обусловлен государственным решением, установившем возможность его заключения, что обязательность его норм гарантируется государством, а установленные в нем положения подкрепляются авторитетом общественных отношений и трудового коллектива, сторонники этой позиции делают вывод, что нормативный договор является нормативным юридическим актом.

Но большинство ученых полагает, что нормативный договор как источник права обладает такой спецификой, которая дает основание считать его самостоятельной формой права. Эта специфика проявляется, прежде всего, в договорном характере нормативных правоустановлений, в особенностях их действия и реализации. Более того, как правильно отмечает профессор Н.В. Сильченко, в настоящее время в связи с формированием рыночных отношений, развитием предпринимательства роль нормативного договора именно как свободного соглашения сторон существенно возрастает[22].

Таким образом, в правовой системе Беларуси используется три вида форм права: нормативный правовой акт, нормативный договор, правовой обычай. Основное, доминирующее положение занимает нормативно-правовой акт. Другие известные источники права, такие, как религиозные писания, научные юридические доктрины, не входят в систему источников белорусского права. Не выступает в таком качестве и юридический прецедент. Хотя в настоящее время высказываются суждения о целесообразности его ограниченного использования в условиях Беларуси.

Юридическая сила нормативно-правовых актов зависит, прежде всего, от того, какое место в государственном механизме занимает орган, его издавший.

Все нормативно-правовые акты по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативно-правовых актов.

Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения[23].

Законы в свою очередь подразделяются на конституционные и обычные. К конституционным законам принято относить Конституцию, законы, вводящие ее в действие и вносящие в нее изменения и дополнения.

В Республике Беларусь высшей юридической силой обладает Конституция. В ней закрепляется организационная структура государственной власти страны, основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан.

В республике установлен особый порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию[24]. Конституция является юридической базой для всего действующего законодательства. В Конституции выделяются программные законы, которыми определяются основные направления внутренней и внешней политики республики, ее военная доктрина.

Обычные законы должны соответствовать Конституции. На ее основе они регулируют наиболее важные общественные отношения. Законы можно классифицировать и по другим признакам. Так, в зависимости от субъекта законотворчества они могут подразделяться на законы, принимаемыми законодательными органами и путем референдума. По объекту регулирования они подразделяются на общие и специальные.