Смекни!
smekni.com

Развитие феодального права и государства (стр. 3 из 7)

Недействительными являлись также браки между несовершеннолетними, между лицами, не получившими крещения, между родственниками, браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключавших возможность согласия на брак с данным лицом, и браки духовенства.

Каноническое право, в принципе, не допускало развода. Оно ограничивало также вступление и во второй брак. Однако эдикт 1569 года под влиянием римского права воспринял основные положения о вторых браках из кодификации Юстиниана.

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. Если не было особого соглашения, то в общее имущество входили и долги, сделанные супругами до брака. В южных районах Франции, где действовало римское право, общности имущества не было. Муж управлял и пользовался приданым, пока длился брак. После смерти жены приданое переходило ее наследникам, а после смерти мужа – к жене.

Первоначально из наследования феодалами исключались лица, не способные нести военную службу, в том числе и дочери вассала, и феоды после смерти вассала возвращались сеньору, который за особую плату (рельеф) в порядке инвеституры передавал этот феод старшему сыну вассала (принцип майората). В XII веке в обычном праве устанавливается правило: «Мертвый вводит во владение живого», которое привело к тому, что все дети мужского пола были допущены к наследованию отцовского феода.

Обычное феодальное право устанавливало различный порядок наследования родовой недвижимости, т.е. полученных от восходящих родственников, и благоприобретенных недвижимости и движимых вещей. В ХIII-ХIV вв. устанавливается правило наследования родовой вотчины (феода) нисходящими родственниками мужского пола, т.е. сыновьями, с правом старшего сына на преимущественную долю. В случае отсутствия наследников мужского пола к наследству стали допускаться дочери. Восходящие родственники не могли наследовать родовые вотчины, ибо обычаи устанавливали правило: «Родовые вотчины не наследуются восходящими». Поскольку после смерти одного из супругов часть имущества оставалась у пережившего супруга, а другая шла наследникам, действовало правило, что имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, а материнское – наследникам по материнской линии.

Благоприобретенные недвижимости и движимые вещи переходили по наследству сначала ближайшим по степени нисходящим родственникам, а в случае их отсутствия – восходящим. Исключались из наследования лица, принявшие монашеский обет, и лица, осужденные на вечную ссылку и на галеры.

Жена не считалась наследницей после смерти мужа, а муж – после смерти жены. В случае смерти одного из супругов переживший супруг получал половину движимых и благоприобретенной недвижимости. Для пережившей жены предусматривалась вдовья часть, которая устанавливалась при заключении брака. Из постановления короля Филиппа Августа 1214 года видно, что вдовья часть заключала в себя половину всего того, что имел муж, когда женился. Зачастую вдовья часть указывалась при заключении брака в качестве брачного дара.

На Юге Франции с ранних пор широко было развито наследование по завещанию. На Севере же наследование по завещанию развивалось медленно.

Карательное острие права было направлено в первую очередь против зависимого крестьянства.

В случае выступления крестьян против их сеньоров к ним применялась главным образом внесудебная расправа, голое насилие. Восставших крестьян вешали, им отрубали головы, руки и ноги, колесовали и т.п.

Во взаимоотношениях между феодалами действовал принцип сильного, ибо споры между ними зачастую решались силой оружия: путем поединков или войн. В других случаях их споры разрешались судом равных, т.е. судом равных им по рангу феодалов, собиравшемся при их сеньоре.

К духовным лицам уголовно-правовые нормы применяли церковные суды, к горожанам – городские суды. Крестьяне же подлежали суду своего господина, который осуществлял над ними и судебную, и внесудебную расправу.

Огромное влияние на уголовно-правовые нормы оказывали церковь и религия. Это влияние выражалось в первую очередь в отношении к преступлению, как к «греху», «наваждению сатаны», а к наказанию – как к «искуплению греха», «очищению души» и т.п.

В феодальном праве еще не установился окончательно принцип ответственности за личную вину и, следовательно, сохранялось объективное вменение, т.е. наказание без вины. Это нашло свое выражение в сохранении. ответственности малолетних и невменяемых, в ответственности, за чужую вину, а также в ответственности животных, неодушевленных предметов и проч. Но принцип ответственности за личную вину все более пробивал себе дорогу.

В период раннего феодализма в обычном праве продолжался процесс замены системы композиций наказаниями, связанными с лишением жизни, имущества, свободы и т.п., наметившийся еще во Франкском государстве. К XIII веку о преступлении сложилось уже представление как о противоправном действии, за которое следует государственная кара. «Кутюмы Бовези» уже различают преступления в зависимости от установленных за них наказаний: I) преступления, караемые смертью, 2) преступления, за которые следует долголетнее тюремное заключение с конфискацией имущества, и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом они подчеркивали, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

К первому виду преступлений относились убийство, изнасилование, поджог, кража, религиозные преступления, фальшивомонетничество и др. Причем за поджог и кражу, а также фальшивомонетничество устанавливалась смертная казнь через повешение с конфискацией имущества, а за религиозные преступления – сожжение и конфискация имущества.

В «Кутюмах Бовези» подчеркивается необходимость учитывать субъективную сторону в случае совершения преступления. Так, говоря об убийстве, в них указано, что «убийство состоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека».

По мере укрепления королевской власти вырабатывается понятие преступления как нарушения королевского «мира» и ордонансов короля, т.е. законодательных предписаний, установленных королевской властью. Королевскими ордонансами ХIV-ХV вв. были введены телесные и бесчестящие наказания (битье плетьми, отрезание ушей и т.п.), тюремное заключение и ссылка. Именно в этот период вырабатывается представление о цели наказания как устрашении, направленном не только на причинение страдания преступнику, но и на воздействие на других лиц с тем, чтобы они не совершали преступлений.

Завершение создания системы преступлений и наказаний относится к периоду абсолютизма. На формирование этой системы решающее влияние оказывают королевские ордонансы, проникнутые идеями римского уголовного права.

Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом того периода, можно сгруппировать в три категории:

I) преступления против религий: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.п.;

3) преступления против государства: посягательства на особу короля или членов его семьи, измена королю, посягательства на безопасность государства. Если в период феодальной раздробленности и в некоторой мере в период сословно-представительной монархии такие действия рассматривались как нарушение вассальной верности, и феодалы высшего ранга считали себя оправе вызвать короля на поединок, то теперь такое положение уходит в прошлое. В этот период складывается даже понятие «оскорбление величества», за что нес ответственность не только виновный, но иногда и его нисходящие родственники;

3) преступления против частных лиц.

С развитием во Франции мануфактур растут социальные конфликты между предпринимателями и рабочими, а также между цеховой верхушкой и подмастерьями и учениками. В этих условиях появляются предписания, запрещающие подстрекать рабочих к стачкам, организовывать и проводить собрания рабочих, «сеять крамолу» между ними и т.п. Королевский эдикт 1776 года запретил собрания рабочих, подмастерьев и учеников.

Наказания в период абсолютизма преследуют ярко выраженную цель устрашения и носят чрезвычайно жестокий характер. Нормы права не знали соответствия между тяжестью наказания и характером преступления.

Предусматривалось несколько наказаний за одно и то же преступление, назначение наказания зависело от усмотрения суда.

Все виды наказания можно объединять в следующие группы:

1) тяжкие наказания: смертная казнь в различных видах (отсечение головы, повешение, колесование, четвертование, сожжение, разрывание на части и т.п.); вечная ссылка; пожизненные каторжные работы на галерах и т.п. Смертная казнь предусматривалась за самые различные преступления: оскорбление величества, мятеж, богохульство, ересь, колдовство, подделка монет, кровосмешение, кража и др. Причем зачастую смертная казнь сопровождалась дополнительными мучениями;

2) членовредительные и телесные наказания: отрезание языка, ушей, губи т. п., бичевание плетьми;

3) тюремное заключение и срочные каторжные работы;

4) позорящие наказания: штраф с выставлением у позорного столба, вождение в обнаженном виде и проч.;

5) штрафы, не сопровождаемые выставлением у позорного столба, и прочие наказания (например, публичное порицание).

При общем принципе ответственности за личную вину, установившемся в то время, в ряде случаев продолжало действовать объективное вменение при назначении наказания. Например, королевский Ордонанс 1670 года предусматривал возможность привлечения к ответственности общин или корпораций в тех случаях, когда преступные действия были вызваны их постановлениями.