Смекни!
smekni.com

Развитие феодального права и государства (стр. 6 из 7)

На первых порах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали политической консолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролем короля. В его казну стали стекаться собранные средства.

В 1302 году впервые было созвано общефранцузское собрание сословий. Его стали называть Генеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.

События последующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания) превратили Генеральные штаты в важнейший орган феодального государства. Тогда и сложилась их структура.

Каждое сословие (духовенство, дворянство и «третье сословие») было представлено отдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства (архиепископов, епископов, аббатов крупнейших монастырей). Во вторую палату посылались выборные от дворянства. Причем феодальная знать (герцоги, графы) в состав палаты не входили. Они, как непосредственные вассалы короля, принимали участие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословие выбирало своих депутатов. Считалось, что они представляют все свободное непривилегированное население страны. Но в действительности выдвижение депутатов проводилось главным образом в городах: больших и малых (местечках). Как правило, в выборах участвовал только городской патрициат, а депутатами были мэры и члены городских советов.

Все вопросы рассматривались Генеральными штатами раздельно по палатам. Решение выносилось простым большинством голосов. Окончательное утверждение решения проводилось на совместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос.

Духовенство и дворянство от налогов было освобождено. Им был предоставлен так называемый налоговый иммунитет.

Королевская власть почти всегда добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения.

Это не означало, однако, постоянного, бесконфликтного сотрудничества монархии и Генеральных штатов. Были моменты, когда «третье сословие» пыталось видеть в Генеральных штатах нечто большее, чем только орган, вводящий новые налога.

В 1357 году, когда Франция переживала глубокий политический кризис, был издан ордонанс (указ), ставший впоследствии известным как «Великий мартовский ордонанс» 1357 года.

В соответствии с этим документом сессии Генеральных штатов должны были проводиться два раза в год. Для их созыва не требовалось предварительной санкции короля. Без согласия Генеральных, штатов не могли быть введены новые налога. Генеральные штаты получили право контролировать расходы правительства. Только с их согласия можно было заключить мир и объявить войну. Они назначали специальных королевских советников.

Великий мартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральных штатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительство сделало все, чтобы ордонанс 1337 года не был претворен в жизнь. И это ему удалось.

Последовавшее вскоре победоносное окончание Столетней войны содействовало дальнейшему укреплению королевской власти. В ее распоряжении была большая наемная регулярная армия, разветвленный бюрократический аппарат, которые содержались за счет постоянных налогов, взимаемых без предварительного одобрения Генеральных штатов.

Власть короля распространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точки зрения правящих кругов. Генеральные штаты выполнили предназначенную им роль. Начиная с XV века Генеральные штаты практически перестают созываться. Взамен их правительство начинает изредка по своему усмотрению созывало, собрания нотаблей (именитых подданных). Но это учреждение, имевшее часто совещательные функции, никакого влияния на формирование политики оказать не могло.

К центральным органам государственного управления в этот период относились:

Государственный совет (осуществлявший общее руководство и контроль за отдельными отраслями управления). Счетная палата (высший орган финансового управления), парламент (верховный суд). Эти органы сложились на базе Королевской курии.

Концентрация всей полноты государственной власти в руках монарха привела к прекращению деятельности Генеральных штатов.

Резко ограничены были права парламентов, и прежде всего Парижского парламента. Эдикт 1641 года обязал его регистрировать все ордонансы короля. Прячем для этого уже не требовалось личного присутствия главы государства. Парламентам было запрещено брать в свое ведение какие-либо дела, которые касались государства, администрации, и правительства.

Среди должностных, лиц наибольшее значение имели:

канцлер, осуществлявший текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц. Во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете. Под его руководством составлялись проекты королевских указов (ордонансов);

коннетабль – командир конного рыцарского ополчения, начиная с ХIII века – командующий королевской армией;

камерарий, в ведении которого находилась королевская казна;

галатины – королевские советники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.

С этими сановниками король советовался (совместно или порознь) по всем вопросам государственного управления и суда.

Должностные лица, составившие костяк нового государственного аппарата управления, были, как правило, люди незнатные, обязанные своим возвышением королю.

Королевская власть подчинила своему контролю церковь. Болонский конкордат 1316 года предоставил королю исключительное право назначать кандидатов на высшие посты во французской церкви. Очень скоро последующее подтверждение этих кандидатур папой превратилось в формальность. В результате выдвижение на высшие церковные должности стало одним из видов королевского пожалования.

Государственному аппарату французского абсолютизма были присущи некоторые особенности. К их числу нужно отнести продажу государственных должностей. Принося немалый доход правительству, она в конечном итоге имела для него отрицательные последствия. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы (отзыв был возможен только в том случае, если чиновник совершил должностное преступление, установленное в судебном порядке).

В период политических кризисов XVI века, особенно во времена религиозных войн, правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате (посты губернаторов, бальи).

В стране одновременно функционировали государственные органы, которые условно могли быть разделены на две категории.

К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых должностей и частично контролируемые знатью. В их ведении находилась относительно второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом. Они состояли из чиновников, назначенных правительством. Должности здесь не продавались. Эти органы составляли основу управления.

В целом же бюрократический механизм абсолютизма был чрезвычайно сложным, громоздким, разбухшим от огромного числа подчас ненужных учреждений. Многое органы не имели четко очерченной компетенции и нередко дублировали друг друга. Все его содействовало еще большему росту волокиты, коррупции и иных злоупотреблений, которые в последнее столетие абсолютизма приняли невиданные ранее размеры. Государственный аппарат стоил стране огромных средств.

Центральные органы государственного управления представляли собой сочетание различных учреждений, созданных в разные периоды.

В их числе был Государственный совет. Ныне в его состав входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии». Государственный совет фактически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: Совет финансов. Совет депеш (сообщения с мест) и т.д. Функционировал ряд других органов: Тайный совет, ведению которого подлежал, в частности, кассационный пересмотр некоторых категорий дел; аппарат канцлера – почетного представителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах.

Часть этих органов действовала более или менее постоянно (Совет депеш. Совет финансов), другие функционировали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем не менее должностные лица этих учреждении продолжали числиться на государственной службе и получали огромное жалованье. Таким путем короли «подкармливали» и привлекали на свою. сторону алчную и своевольную знать.

Органы, созданные во времена абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролем финансов и четырьмя государственными секретарями (по военным, иностранным, морским делам и делам двора).

Компетенция Генерального контролера финансов была наиболее обширной. Он осуществлял руководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсов королевства, проверял деятельность должностных лиц на местах. В его ведении находилась промышленность, торговля, финансы, государственные работы (строительство портов, крепостей, дорог и т.д.), пути сообщения. Генеральный контролер считался первым министром.

Формально Генеральный контролер и государственные секретари были подведомственны определенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись только королю.

Король решал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихся его особым доверием. Среди них Генеральный контролер и Государственные секретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малым королевским советом.