Смекни!
smekni.com

Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (стр. 7 из 8)

Указом Президиума ВС СССР от 8 сентября 1956 года отменено взимание подоходного налога и налога на холостяков с граждан, получающих заработную плату до 370 рублей в месяц. Необлагаемый налогами минимум ежемесячной заработной платы и стипендий повышен с 260 до 370 рублей.

31 января 1957 года было утверждено новое Положение о порядке разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и пр.). Их решения могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем в суде.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало сентябрьское постановление 1946 г. "О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах", направленное на закрепление за колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение их перехода в индивидуальное пользование. Для контроля над выполнением Устава сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов.

6 марта 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление "Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы колхозников в организации колхозного производства и управления делами артели", в котором колхозникам на общих собраниях предоставлялось право дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней, принимать в артель и исключать из нее.

В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о правах фабричного, заводского местного комитета профсоюза. На фабзавкомы возлагался контроль над выполнением администрацией предприятия законодательства о труде и правил техники безопасности, работой предприятий торговли и общественного питания, правильной оплатой труда и т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться только с согласия фабзавкома.

После репатриации советских граждан из Германии Советское правительство приняло ряд мер по оказанию им помощи в устройстве на работу, приобретению жилья и необходимого имущества. В частности, только по постановлению СНК СССР № 478-136 от 14 марта 1945 года на расходы по приему и устройству советских граждан, репатриированных из Германии, на 1945 год было утверждено по союзному бюджету 270 млн. рублей и по республиканскому - 39 млн.580 тыс. рублей, а на саму репатриацию по состоянию на 1 марта 1946 г. израсходовано 1 094 554 116 рублей.

Репатриированным советским военнопленным и интернированным по прибытии на место постоянного жительства выдавались долгосрочные ссуды в сумме 5-10 тыс. рублей. Бывшие военнопленные имели такие же льготы, как и демобилизованные войны Красной Армии.

Уголовное право.7 июля 1945 года выходит Указ Президиума ВС СССР "Об амнистии в связи с Победой над гитлеровской Германией", на основании которого от отбытия наказания были освобождены осужденные, срок наказания которых составлял менее 3 года, остальным осужденным срок сокращался на половину. С большого числа осужденных (на срок до 1 года) снималась судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены административные взыскания и штрафы, снималась административная ответственность. Этим же Указом со всех военнослужащих, осужденных военными трибуналами с применением отсрочки исполнения приговора, была снята судимость. Амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные и за особо опасные государственные преступления.

Указ Президиума ВС СССР от 26 мая 1947 года отменил смертную казнь, заменив ее заключением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет.

В условиях засухи и возникшего в отдельных районах СССР голода, а также не ликвидированной послевоенной разрухи законодатель предпринимал ужесточение мер ответственности за имущественные преступления.

Так, 27 июля и 25 октября 1946 года Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б) приняли два постановления по усилению охраны хлеба. Судебным органам был отдан приказ рассматривать все дела по кражам в десятидневный срок и со всей строгостью применять закон от 7 августа 1932 года.

Указ Президиума ВС СССР от 4 июня 1947 года "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" установил повышенную уголовную ответственность за кражу, присвоение, растрату и иное хищение государственного и общественного имущества. Данные преступления карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 25 лет с конфискацией имущества или без таковой. По данному Указу за недонесение о достоверно известном или готовящемся хищении государственного или общественного имущества (повторном, организованной группой или в крупных размерах) предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 4 лет или ссылкой на срок от 5 до 7 лет. В этот же день был издан Указ Президиума ВС СССР "Об усилении охраны личной собственности граждан".

В 1948 году были также приняты законы об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона и об усилении уголовной ответственности за изнасилование.

По инициативе первого секретаря ЦК компартии Украины Хрущева Н.С. Президиум ВС СССР 21 февраля 1948 года принял Указ об изгнании из колхозов Украинской ССР и отправке в ссылку всех "паразитов и тунеядцев", лиц, злостно уклонявшихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный, паразитический образ жизни. Летом того же года эту меру распространили на всю страну. Предполагалось, что колхозники на собраниях сами выгонят своих "нахлебников", как это делала дореволюционная крестьянская община. По решениям колхозных собраний все же сразу после выхода Указа более 27 тысяч "бездельников" сослали в среднем на 8 лет. В дальнейшем данный закон применялся ограниченно, и потому к 1953 году таких сосланных набралось 35 тысяч человек.

Вместе с тем, предпринимались и внушительные меры, направленные на гуманизацию уголовного законодательства.

Так, 27 октября 1947 года на заседании Секретариата ЦК ВКП (б) было предложено к подросткам до 16-летнего возраста, привлеченным к судебной ответственности за кражу впервые, применять положения Указа "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества" только в исключительных случаях. При рассмотрении подобных дел рекомендовалось пользоваться в судебной практике статьей 51 УК РСФСР, предоставлявшей право судам определять меру наказания ниже минимального срока. Подростков, совершивших кражи впервые, при наличии смягчающих обстоятельств следовало направлять в трудовые воспитательные колонии МВД СССР или применять к ним условное наказание с передачей на попечение родителей. В отношении несовершеннолетних предлагалось использовать больше мер воспитательного характера, привлекая для этого родителей, близких родственников и товарищей провинившегося, представителей школьных, пионерских, комсомольских организаций и отделов народного образования.

Одновременно предпринимались меры и по "разгрузке" мест лишения свободы за счет досрочного освобождения из заключения лиц, не представлявших опасности для государства и общества. Так, были приняты Указы Президиума ВС СССР от 22 апреля 1949 года, в соответствии с которыми были освобождены 55 тыс.402 женщины, беременные либо имевшие малолетних детей.

В пример также можно привести постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1950 года, на основании которого из ИТЛ и колоний МВД СССР в 1950 году были освобождены и направлены для работы на строительстве № 6 МПС СССР 8000 заключенных, положительно проявивших себя в быту и на производстве и имеющих остаток срока наказания не менее 2 лет (в их число не попадали осужденные за бандитизм, разбой, умышленное убийство, воры-рецидивисты и лица, осужденные к каторжным работам, иностранные граждане (подданные), лице без гражданства, а также осужденные "власовцы", спецвыселенцы и отбывающие наказание за контрреволюционные преступления, подлежащих содержанию в особых лагерях МВД). Указанные лица освобождались из-под стражи и работали в качестве "вольнонаемных" до истечения срока наказания наказания.

На основании Указа Президиума ВС СССР от 10 января 1955 года были снижены уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливались исправительно-трудовые работы), которые были выведены из-под действия июньского указа 1947 г.

26 апреля 1956 года был издан указ Президиума ВС СССР, отменявший уголовную ответственность за самовольный уход с предприятия, неоднократные прогулы или прогул без уважительной причины. Этим же Указом с граждан, ранее осужденных по данной норме, судимость была снята.

Важным внешнеполитическим фактором, оказавшим влияние на развитие советского права в послевоенные годы явилось объявление Советскому Союзу У. Черчиллем в ходе состоявшегося 6 марта 1946 года выступления в г. Фултоне "холодной войны".

В данных условиях, допуская возможность возникновения нового мирового военного конфликта, советские органы власти предпринимали необходимые превентивные меры защиты. Коснулось это и уголовного права.

Так, 9 июня 1947 года издан Указ Президиума ВС СССР "Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну". Данные преступления, если они не квалифицировалось как измена Родине или шпионаж, карались заключением в ИТЛ на срок от 5 до 15 лет.

С точки зрения организации борьбы с возможными скрытыми проводниками западного влияния также был принят ряд мер.21 февраля 1948 года было подписано постановление Совета Министров СССР "Об организации лагерей и тюрем со строгим режимом для содержания особо опасных государственных преступников и о направлении их по отбытии наказания на поселение в отдаленные районы СССР". Эти места заключения предназначались для содержания осужденных к лишению свободы "шпионов, диверсантов, террористов, троцкистов, правых, меньшевиков, эсеров, анархистов, националистов, белоэмигрантов и участников других антисоветских организаций и групп и лиц, представляющих опасность по своим антисоветским связям и враждебной деятельности". К концу 1952 года имелось 12 таких лагерей, содержавших 221 тыс.435 особо опасных заключенных