Смекни!
smekni.com

Развитие права в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (стр. 8 из 8)

Кроме того, по постановлениям Совета Министров СССР от 6 октября 1948 года, 29 января 1949 года и 29 декабря 1949 года производилось выселение из западных регионов в Сибирь и на Дальний Восток бывших кулаков, помещиков, крупных торговцев, активных пособников немецких оккупантов, участников профашистских партий и нелегальных сект, бандитов и националистов вместе с членами семей. В интересах обеспечения эффективности проведенных мероприятий 26 ноября 1948 года Президиум ВС СССР принял Указ, которым за побеги из мест обязательного и постоянного поселения, предусматривалась уголовная ответственность с мерой наказания в виде 20 лет каторжных работ. Лица, виновные в укрывательстве беглецов или способствовавшие их побегу, а также оказавшие им помощь в устройстве в местах прежнего жительства, подлежали привлечению к уголовной ответственности и наказывались лишением свободы на срок 5 лет.

Кроме того, 12 января 1950 года издан Указ Президиума ВС СССР, согласно которому в отношении изменников Родины, шпионов, подрывников-диверсантов вновь в качестве высшей меры наказания допускалось применение смертной казни (Указом от 30 апреля 1954 года эта норма была также распространена на лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах).

На фоне усугубляющегося противостояния в "холодной войне" в подтверждение приверженности миролюбивой политике в качестве важнейшей части государственной идеологии Советским Союзом была объявлена борьба за мир. Это нашло отражение и в праве. В 1951 г. был принят Закон "О защите мира", по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением, а виновные должны были предаваться суду и судиться как опасные уголовные преступники (в дальнейшем, в 1965 г. он был дополнен Указом "О наказании лиц, виновных в преступлениях против мира и человечности и военных преступлениях, независимо от времени совершения преступления").

Вместе с тем, принятым в дальнейшем Указом Президиума ВС СССР от 17 сентября 1955 года была применена амнистия в отношении тех советских граждан, которые в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. по малодушию или несознательности оказались вовлеченными в сотрудничество с оккупантами.

В частности, были освобождены из мест заключения и от других мер наказания лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы за совершенные в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. пособничество врагу и другие преступления, предусмотренные статьями 58-1, 58-3, 58-4, 58-6, 58-10, 58-12 УК РСФСР и соответствующими статьями УК союзных республик. Осужденным по данным статьям к лишению свободы на срок более 10 лет наполовину сокращены сроки наказания.

По данным преступлениям, совершенным в течение 1941 - 1945 г. г., были прекращены производством все следственные дела и дела, не рассмотренные судами. Из мест заключения, ссылки и высылки независимо от срока наказания освобождены лица, осужденные за службу в немецкой армии, полиции и специальных немецких формированиях. Судимость и поражение в правах с граждан, освобожденных от наказания на основании данного Указа, а также ранее судимых и отбывших наказание, подпадающих под акт амнистии, были сняты. Имело место и значительное смягчение санкций в отношении аналогичных категорий советских граждан, проживающих за границей, что позволило многим вернуться на Родину.

Так, например, согласно данного Указа были амнистированы осужденные и проживавшие на спецпоселениях казаки из числа бывших жителей Казачьего стана в г. Лиенце (Австрия). Ранее, согласно договорённости, достигнутой на Ялтинской конференции между Сталиным и Черчиллем, они были выданы СССР британской стороной в качестве перемещённых лиц, бывших гражданами СССР на 1939 год, и осуждены в Советской Союзе как пособники оккупантов (проходили службу в составе 15 казачьего корпуса СС).

Однако, амнистия не коснулась карателей, осужденных за убийства и истязания советских граждан.

4. Заключение

Война внесла существенные изменения в соотношение функций государства, выдвинув на первый план функции военной защиты страны. И право, выполняя роль регулятора общественных отношений, в годы Великой Отечественной войны прежде всего было подчинено достижению поставленной перед государством и обществом цели - Победе над врагом. Однако, несмотря на всю суровость действовавших в то время правовых норм, представленный анализ развития Отечественного права в предвоенные, военные и послевоенные годы наглядно свидетельствует о том, что даже в условиях смертельной опасности для существования государства и советского строя, право в СССР не отличалось какой-либо "особой" жестокостью. Не усматривается подтверждений применению карательных, репрессивных или ограничительных мер "вообще". В законодательстве четко представлены субъекты действующих правовых норм, конкретные составы правонарушений и преступлений, санкции за их совершение. Имевшие место радикальные административные внесудебные решения диктуются остротой развития обстановки на фронтах и проблемами обеспечения безопасности объектов тыла и населения. Еще в начале 30-х годов И.В. Сталин говорил: "Задержать темпы - это значит отстать. А отсталых бьют. Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут". Сейчас понятно, что без сильной власти, без сильной экономики, без соответствующего правового регулирования страна Советов не могла бы выстоять в суровой борьбе с немецко-фашистскими поработителями.

По мере достижения Победы наблюдается значительная гуманизация действующего законодательства. Данные заделы и тенденции развития права в послевоенный период сохранятся вплоть до декабря 1958 г., когда будут приняты новые (с 1924 г.) Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, в последующем (октябрь 1960 г.) ставшие юридической базой для принятия нового Уголовного кодекса РСФСР.

В заключении хотелось бы упомянуть о небезынтересном факте. В 1996 году Главная военная прокуратура Российской Федерации посмертно реабилитировала командира 15-го Казачьего конного корпуса генерал-лейтенант группенфюрер СС Гельмута фон Паннвица на основании пункта "а" ст.3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года ("Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления"). Данное решение было отменено только в 2001 году, после его публикации в одном из российских СМИ. 28 июня 2001 года ГВП было вынесено заключение, что фон Паннвиц за совершённые преступные деяния осуждён обоснованно и реабилитации не подлежит. Одновременно Главной военной прокуратурой было признано, что справка о реабилитации фон Паннвица не имеет юридической силы. Вместе с тем, с января 2008 года депутатом ГД ФС РФ от партии "Единая Россия" атаманом Всевеликого Войска Донского В. Водолацким были предприняты попытки осуществить политическую реабилитацию атамана Краснова, пресеченные только лишь решением Совета атаманов организации "Всевеликое войско донское". В настоящее время на территории храма Всех Святых по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, д.75 находится "Мемориал Примирения народов России и Германии, воевавших в мировых войнах". Мемориал создан при поддержке "Товарищества ветеранов 15 кавалерийского корпуса". На мемориале установлена плита, на которой написано "Воинам русского общевоинского союза, русского корпуса, казачьего стана, казакам 15 кавалерийского корпуса, павшим за веру и отечество" и перечисляются казачьи командиры 15 кавалерийского корпуса СС: фон Паннвиц, Краснов, Шкуро, Келеч-Гирей, Доманов и другие. В станице Еланской Ростовской области, на территории Мемориального комплекса, установлен бронзовый памятник казненному атаману Краснову.

Таким образом, мы видим, что в обществе существуют совершенно различные взгляды на вопросы советского права и правоприменения в военные и послевоенные годы. Несмотря на то, что они зачастую обусловлены политической конъюнктурой момента, актуальность данной темы не ослабевает и в наши дни. Собственно исследование права той поры позволит сделать еще немало интересных выводов и оценок. Пусть даже и неоднозначных.

5. Список использованной литературы

1. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1985.

2. Современный толковый словарь. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997.

3. Военный энциклопедический словарь. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 2002.

4. Военнопленные в СССР 1939-1956. Документы и материалы. Под редакцией проф. М.М. Загорулько.

5. В.В. Кожинов. Россия. Век XX (1939-1964). - М.: Алгоритм, 2005.

6. С.Г. Кара-Мурза. История государства и права России. - М.: Былина, 1998.

7. С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация. Книга 1. - М.: Алгоритм, 2008.

8. И.С. Ратьковский, М.С. Ходяков. История Советской России. Учебное пособие. - С. - Петербург: Лань, 2001.

9. А.В. Попова. История государства и права России (цитируется по электронному сборнику учебной литературы).

10. Т.К. Кириллова. История Отечественного государства и права. Краткий курс. - С. - Петербург: Питер, 2008.

11. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917 - 1991 гг. - М.: Зерцало, 1997.

12. Хрестоматия по отечественной истории (1946 - 1995 гг.). Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - М., 1996.

13. Тайны и уроки зимней войны. Сборник документов. - С. - Петербург: Полигон, 2000.

14. Ю.И. Мухин. Крестовый поход на Восток. "Жертвы" Второй мировой. (серия "Война и мы") - М.: Яуза, 2004.

15. А.В. Горбатов. Годы и войны. - М.: Воениздат, 1980.

16. Ю.Н. Богданов. Министр сталинских строек. - М.: Вече, 2006.

17. А.Б. Мартиросян. На пути к мировой войне. (серия "200 мифов о Великой Отечественной войне") - М.: Вече, 2008.

18. Независимая интернет-энциклопедия "Википедия". http://ru. wikipedia.org.