Смекни!
smekni.com

Колонии-поселения как вид исправительных учреждений, исполняющих наказания в Республике Казахстан (стр. 16 из 24)

По этому поводу Ж.Б. Оспанова предлагает: "...в целях систематизации уголовно-исполнительного законодательства республики в области трудовой занятости осужденных к лишению свободы, на наш взгляд, целесообразно признать Положение утратившим юридическую силу (анализ норм данного подзаконного акта, регулирующего вопросы оплаты труда осужденных, выявил их несоответствие нормам действующего законодательства Республики Казахстан, современным условиям организации труда осужденных в местах лишения свободы)" [74, С.15].

В соответствии с Положением, при начислении заработка осужденным учитываются все виды дополнительной оплаты труда, установленные для работников соответствующих отраслей хозяйства. На осужденных распространяются премиальные системы оплаты труда, перечни профессий и работ, оплачиваемых по тарифным ставкам, установленным для рабочих, занятых на горячих, тяжелых работах, на работах с вредными и особо вредными условиями труда, коэффициенты и другие выплаты доплат к заработной плате, действующие в соответствующих отраслях народного хозяйства для рабочих и служащих, за исключением вознаграждения за выслугу лет.

Однако имеется мнение, которое нам представляется сомнительным, что в местах лишения свободы осужденный преступник должен плотью ощутить, что материальная заинтересованность - это привилегия свободных [75, С.13].

Привлечение к работе в праздничные и выходные дни допускается только с письменного согласия осужденного за исключением следующих случаев (ст. 100 УИК Республики Казахстан, ст. 97 ТК Республики Казахстан):

1) для предотвращения чрезвычайных ситуаций, стихийного бедствия или производственной аварии либо немедленного устранения их последствий;

2) для предотвращения и расследования несчастных случаев, гибели или порчи имущества;

3) для выполнения неотложных, заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или его отдельных подразделений (ст. 98 ТК Республики Казахстан).

В отличие от ИТК Казахской ССР, УИК Республики Казахстан не предусмотрел возможность привлечения осужденных к сооружению или восстановлению охранных объектов в случае стихийных бедствий.

Например, в Кодексе Азербайджанской Республики об исполнении наказания подобная норма сохранилась. Так в ч. 3 ст. 98 предусмотрено: "осужденные могут быть привлечены без оплаты к восстановлению охранных сооружений только в случаях, когда эти сооружения повреждены или разрушены в результате стихийного бедствия, либо иных чрезвычайных случаев".

Удержания из заработной платы производятся в соответствии со ст. 137 ТК Республики Казахстан и ст. 103 УИК Республики Казахстан [76]. Из заработка, пособий и иных доходов осужденных, работодатель производит удержания в следующем порядке:

1) обязательные взносы в накопительные пенсионные фонды (в размере 10%);

2) индивидуальный подоходный налог.

Оставшаяся сумма заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных в обязательном порядке перечисляется на депозитный счет осужденного в исправительном учреждении, с которого удержания производятся учреждением в следующей последовательности:

1) алименты (на основании судебного решения);

2) требования граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением.

В старой редакции ст. 103 УИК Республики Казахстан также удерживалось из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных стоимость питания, вещевого довольствия и коммунально-бытовых услуг. То есть осужденные, которые не работали, содержались за счет государства, а работающие осужденные должны платить за свое пребывание в ИУ.

Данная проблема существовала и раньше. Л.Г. Крахмальник в свое время писал: "В настоящее время из заработка работающих заключенных удерживаются соответствующие суммы за предоставляемое им питание, вещевое довольствие и др. С тунеядцев же ничего не удерживают, так как они заработка не имеют и все обеспечение предоставляется им государством бесплатно. Справедливо ли это и соответствует ли задачам усиления борьбы с тунеядством в ИТУ?! Следует вспомнить, что согласно временной инструкции о лишении свободы 1918 г. на лицевой счет заключенного, злостно уклоняющегося от работы, неукоснительно записывались все расходы на его содержание в ИТУ, и он не подлежал освобождению пока "сальдо счета было в его пользу", хотя бы и отбыл назначенный судом срок наказания. Видимо в настоящее время к такому способу удержания издержек с тунеядцев не следует прибегать, но воспользоваться самой идеей, содержащейся в инструкции 1918 года, возможно" [77, С.39].

По данной проблеме А.В. Губенко, анализируя заработную плату осужденных, приходит к выводу, что "в настоящее время после всех удержаний, осужденному от его заработной платы практически ничего не остается. Для того чтобы осужденный мог хоть как-то ощущать свою заработную плату, возможно установление размера удержаний в зависимости от поведения осужденного и его трудовых качеств, наличия исполнительного листа по приговору суда и т.д. Кроме того, в отношении осужденных к лишению свободы, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда должно распространяться правило о недопустимости установления месячной заработной платы ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда" [78, С.108].

Однако, мы не согласны с А.В. Губенко, т.к. в УИК как России, так и Республики Казахстан установлены гарантийные минимумы (в процентах) заработной платы, которая зачисляется на счет осужденного. Проблему нужно ставить в другой плоскости. Исходя из последовательности удержаний и гарантированного минимума, можно предположить, что по исполнительным документам производить удержания практически не из чего.

Данная проблема требовала своего разрешения. И производить удержания с работающих осужденных, и содержать осужденных за счет налогоплательщиков несправедливо. Однако, с учетом реалий сегодняшнего времени, придется смириться с последним мнением, которое нашло свое закрепление в Законе Республики Казахстан от 26 марта 2007 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам уголовно-исполнительной системы", о содержании осужденных к лишению свободы за счет государственного бюджета.

Далее в старой редакции ст. 103 УИК Республики Казахстан предусматривались удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам за счет оставшейся суммы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. В ИУ на лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов 1-й и 11-й групп, несовершеннолетних, беременных женщин, женщин, имеющих детей в домах ребенка, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсий или иных доходов. Даже при грубом подсчете, если отнять все необходимые удержания и чтобы осталось 25% или 50% на лицевом счете осужденного, удержания по исполнительным листам затруднительны. Данная проблема частично решилась принятием вышеназванного Закона, согласно новой редакции ч. 2 ст. 103 УИК Республики Казахстан в ИУ на лицевой счет осужденных, после удержаний, зачисляется не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсий или иных доходов.

Однако нам думается, что редакция ч. 2 ст. 103 УИК Республики Казахстан не полная. Согласно ч. 1 ст. 125 УИК Республики Казахстан можно предположить, что осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, выплачивается заработная плата, а не перечисляется на их лицевой счет, так как они имеют право иметь при себе деньги и ценные вещи и пользуются деньгами без ограничения. Но на основании ч. 2 ст. 103 УИК Республики Казахстан можно сделать вывод, что осужденным, отбывающим наказание в колониях-поселениях, заработная плата перечисляется на их лицевой счет, а не выплачивается.

В связи с этим, возможно, необходимо дополнить ч. 2 ст. 103 УИК Республики Казахстан нормой следующего содержания: "Осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях, независимо от всех удержаний, выплачивается не менее 50 процентов начисленной им заработной платы".

Также мы считаем, что удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам должны иметь большое значение, так как необходимо создать условия осужденным, чтобы они могли и в процессе отбывания наказания возмещать вред, которые они нанесли потерпевшему преступлением. Однако, "... существующая на сегодняшний день система и виды наказаний не дают через их применение к виновному возможность возместить потерпевшему понесенные последним имущественные издержки, компенсировать физические и душевные страдания" [79, С.127]. И нам представляется, что если в процессе отбывания наказания осужденный в полном объеме возместит вред потерпевшему, то это должно являться одним из оснований к условно-досрочному освобождению по преступлениям небольшой и средней тяжести. Более того, в ч. 3 ст. 169 УИК Республики Казахстан предусмотреть в качестве одного из обязательных условий подготовки представления к условно-досрочному освобождению возмещение вреда потерпевшему средствами заработанными в процессе отбывания наказания. Нам видится, что подобная редакция будет способствовать стремлению осужденного к добросовестному труду и соответственно к исправлению.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в условиях лишения свободы можно соблюдать трудовое законодательство в части регулирования рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, хотя возникают определенные трудности. И поэтому возникают мысли о том, что возможно необходим нормативный правовой акт, в котором бы были сосредоточены все нормы регулирующие труд осужденных. Потому что регулировать труд осужденных трудовым законодательством, чтобы максимально приблизить труд осужденных к труду на свободе, очень затруднительно, так как труд осужденных к лишению свободы все же имеет существенные различия от труда свободных граждан. И может быть о принятии кодифицированного нормативного правового акта регулирующего труд осужденных говорить, пока, нет необходимости, но разработка специальной Инструкции, регулирующей труд осужденных к лишению свободы, необходимо.