Смекни!
smekni.com

Клевета: общая характеристика (стр. 2 из 5)

Ответственность за оскорбление священнослужителя во время богослужения предусматривалась в гл. 2 «О нарушении ограждающих веру постановлений», а оскорбление царствующего императора, императрицы или наследника престола - в гл. 3 «О бунте против Верховной Власти и о преступных деяниях против Священной Особы Императора и Членов Императорского Дома».

Октябрьская революция 1917 года разрушила существовавшую в Российской Империи систему норм, обеспечивающих охрану чести и достоинства личности. В первые годы советской власти понятия «клевета» и «оскорбление» использовались лишь для характеристики других преступлений. Только с изданием УК в 1922 г. указанные составы получили свое законодательное закрепление. Так в УК РСФСР 1922 г. в гл. 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» предусматривалась ответственность за оскорбление, нанесенное кому-либо действием, словесно или в письме (наказание усиливалось, если оскорбление было нанесено «в распространенных или публично выставленных произведениях печати или изображениях») и клевету, т.е. оглашение заведомо ложных и позорящих другое лицо обстоятельств (наказание усиливалось за клевету в печатном или иным образом размноженном произведении). Эти же нормы были сохранены и в УК РСФСР 1926 г. (в гл. 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности»; при этом состав оскорбления определялся как «оскорбление, нанесенное кому-либо словесно или письменно»).

В УК РСФСР 1960 г. понятие клеветы было почти тождественно тому, что приводилось в УК РСФСР 1926 г. Различие было лишь в том, что в УК 1960 г. речь шла не об оглашении заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений, а о распространении. УК РСФСР 1960 года расширил перечень квалифицирующих признаков клеветы. В нем были сформулированы две нормы об ответственности за преступления против чести и достоинства личности (в гл. 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности»): об ответственности за клевету, т.е. распространение заведомо ложных позорящих другое лицо измышлений (наказание усиливалось за клевету в печатном или иным способом размноженном произведении, а равно совершенную лицом, ранее судимым за клевету, а также за клевету, соединенную с обвинением в совершении государственного или иного тяжкого преступления) и об ответственности за оскорбление, т.е. умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме (наказание усиливалось за оскорбление в печати, а равно оскорбление, нанесенное лицом, ранее судимым за оскорбление).

Законом СССР от 2 ноября 1989 г. «Об ответственности за неуважение к суду» была установлена ответственность за оскорбление судьи или народного заседателя (данное деяние относится к преступлениям против правосудия), а Законом СССР от 14 мая 1990 г. № 1478-1 «О защите чести и достоинства Президента СССР» - за публичное оскорбление Президента СССР или клевету в отношении его (наказание усиливалось, если эти действия совершались с использованием печати или иных средств массовой информации).

Дальнейшее развитие законодательства о преступлениях против свободы, чести и достоинства личности связаны с принятием УК РФ 1996 г.


2. Клевета - преступлений против чести, достоинства и репутации личности

2.1 Уголовно-правовая характеристика клеветы

К преступлениям против чести, достоинства и репутации личности относятся общественно опасные и уголовно наказуемые деяния, помещенные законодателем в гл. 17 УК РФ. В ней объединены уголовно-правовые нормы об ответственности за две разновидности преступных деяний: а) преступлений против личной свободы (ст. 126—128 УК РФ) и б) преступлений против чести и достоинства личности (ст. 129-130 УК РФ). Каждая из этих групп преступных деяний объединена по своему специфическому непосредственному объекту (в первом случае это личная свобода, во втором - честь и достоинство личности).

Рассмотрим преступные деяния против чести и достоинства личности. К преступлениям против чести и достоинства личности относятся клевета и оскорбление.

«Статья 129. Клевета

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на тот же срок.

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, -

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

3. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».

Клевета (ст. 129 УК РФ). В 1997 г. было зарегистрировано 880, в 1998 г. - 632, в 1999 г. - 795, в 2000 г. - 734, в 2001 г. - 609, в 2002 г. -608, в 2003 г.— 818, в 2004 г.— 819 преступлений, предусмотренных ст. 129 УК РФ.

Потерпевшими от данного рода преступлений могут быть любые физические лица, в том числе лица, не способные осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, в том числе малолетний, психически больной, а также умерший. «Вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности за распространение заведомо ложных сведений об умершем лице должен решаться исходя из того, что раздел VII УК РФ охраняет личность, т.е. живого человека, от преступных посягательств. В связи с чем клевета в отношении умершего может рассматриваться как преступление лишь в случае, когда она является средством умаления чести и достоинства живущих лиц (например, родственников умершего)».

2.2 Объект клеветы и объективная сторона клеветы

Большинство юристов полагает, что клевета одновременно направлена на честь и достоинство личности.

И то и другое тесно взаимосвязаны и имеют нравственное содержание. Честь связывается с оценкой личности в глазах окружающих. Она отражает общественное положение человека, его репутацию. Достоинство, тесно связанное с честью, заключается в самооценке личностью себя как человека, как члена общества, своей репутации (его нравственных качеств, образования, образа жизни и т.п.). По мнению А.А. Пионтковского, объектом клеветы является только достоинство личности. Согласно его общему определению, клевета и оскорбление это посягательство одним лицом на достоинство личности другого лица. Некоторые специалисты утверждают, что объектом клеветы является честь и деловая репутация личности.

«Объектом клеветы выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу реализации человеком естественного, гарантированного нормами международного и конституционного законодательства права на достоинство, честь и репутацию»

«Объективную сторону клеветы образуют действия, состоящие в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающие его репутацию». Распространение сведений - это сообщение их хотя бы одному человеку. При этом вовсе не обязательно, чтобы потерпевший присутствовал при этом. Более того, сообщение измышлений лицу, которого они касаются, образует состав клеветы лишь в том случае, когда это происходит в присутствии других лиц (в противном случае не будет факта распространения указанных сведений).

Распространяемые сведения при клевете должны быть заведомо ложными, т.е. вымышленными, несоответствующими действительности. В связи с этим распространение хотя бы и позорящих, но объективно верных сведений о потерпевшем состава клеветы не образуют. Сведения являются клеветническими также и при условии, что они являются порочащими честь и достоинство потерпевшего или подрывающими его репутацию. Это качество сведений является оценочным, и установление его на практике порой может вызывать определенные трудности. Дело в том, что моральные нормы не являются едиными. Они могут зависеть от социального статуса личности, его служебного положения и профессиональной принадлежности, его политических взглядов и отношения к религии и других факторов. Есть, разумеется, официальная мораль общества. В советские времена она определялась ленинскими указаниями об идеале коммунистической морали, заключавшемся в том, что «полезно для дела построения коммунизма, для революционных целей». Официальная мораль общества, основанного на признании религиозных догматов, зависит от содержания последних (библейские заповеди у христиан, нормы Корана у мусульман, Торы у евреев и т.д.). При всей противоречивости моральных норм первого и второго уровней их сравнение приводит к выводу о том, что существует определенное совпадение отдельных норм, и в этом случае можно говорить о каких-то общечеловеческих моральных принципах. Не случайно известные нормы «Морального кодекса строителя коммунизма» (встроенного в Программу КПСС, принятой в 1961 г. на ее XXII съезде), содержали в себе и такие принципы, как «гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку - друг, товарищ и брат», «честность и правдивость», «взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей», которые не противоречили принципам основных религий мира (в том числе, например, и Нагорной проповеди в Евангелии). В связи с этим основные нравственные нормы, зафиксированные в Библии, Коране, Торе, учении Будды, не противоречащие друг другу (типа «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй»), вполне можно считать проявлением общечеловеческой морали, разделяемой как представителями соответствующих религиозных конфессий, так и атеистами. Вместе с тем эти общие моральные принципы могут, как уже отмечалось, серьезно корректироваться принадлежностью человека к той или иной, к примеру, социальной группе. Так, даже в преступном мире отсутствует единая мораль. Воровство и даже убийство не являются порицаемыми в этой среде, тогда как судимость за изнасилование превращает такого преступника в изгоя, в существо, в отношении которого каждый осужденный приобретает в местах лишения свободы «право» на причинение ему любых физических и нравственных страданий.