Смекни!
smekni.com

Клевета: общая характеристика (стр. 4 из 5)

«Особый интерес в этом отношении представляет нарушение неприкосновенности частной жизни, которое часто сопутствует достоверной диффамации. Например, правдивое сообщение в средстве массовой информации о том, что гражданин в установленных рамках практикует нудизм, раскрывает одну из сторон его частной жизни. Такое сообщение не свидетельствует ни о нарушении гражданином законодательства, ни о совершении им аморальных действий, но способно умалить его репутацию в глазах значительного числа людей ввиду некоторого предубеждения в отношении нудизма».

Действующее законодательство не позволяет установить четких границ сферы частной жизни, за которые не вправе проникать общественный интерес. У должностных лиц органов государственной власти эти границы сильно сужены. В особенности это относится к выборным представителям власти (президент, депутаты, губернаторы и т.п.). Следует исходить из того, что потенциальный избиратель вправе обладать максимальной информацией о таких лицах. Если при достоверной диффамации критерий обоснованного общественного интереса не позволяет оправдать нарушение неприкосновенности частной жизни, потерпевший приобретает право на компенсацию морального вреда.

3.2 Гражданская диффамация

Можно выделить три вида диффамации и соответственно три вида ответственности.

Гражданско-правовая диффамация - это нарушение права на неприкосновенность частной жизни, унижение чести, достоинства, умаление деловой репутации, распространение сведений, не соответствующих действительности (ст. 150, 152 Гражданского кодекса РФ). Здесь мерами восстановления нарушенного права являются опровержение, право на ответ и возмещение морального вреда. Если дело касается защиты деловой репутации, то подразумевается и возмещение упущенной выгоды. Интересно отметить: в российском законодательстве нет такой меры ответственности, как извинение. Это можно сделать только добровольно, потому как в силу статьи 29 Конституции РФ «никто не может быть принужден к выражению своих мнений или отказу от них».


3.3 Уголовно-правовая диффамация

Уголовно-правовая диффамация - это клевета (ст. 129 Уголовного кодекса РФ), т.е. распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающего его репутацию, а также оскорбление (ст. 130 УК РФ), т.е. унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Уголовная ответственность установлена в виде штрафа, обязательных работ, ареста, лишения свободы. Если действия лица содержат признаки преступления, потерпевший вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении виновного к уголовной ответственности, а также предъявить иск в порядке гражданского производства.

3.4 Административно-правовая диффамация

Административно-правовая диффамация во время выборов (ст. 5.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях). «Особенность данного правонарушения в наличии специального субъекта (зарегистрированного кандидата) и специального периода, начинающегося со дня регистрации кандидата до окончания срока предвыборной агитации. СМИ по просьбе кандидата может опубликовать опровержение или иное уточнение. В случае отказа дело по инициативе кандидата будет рассматриваться в мировом суде и может закончиться наложением штрафа на СМИ».

Диффамация - это общепринятый в большинстве стран мира юридический термин, под которым понимается правонарушение в виде распространения (произнесения слов или публикации) не соответствующих действительности фактических сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию потерпевшего.

Этот термин имеет латинское происхождение - "diffamatio". От него происходят английское "defamation", немецкое "diffamation", французское "difamacion", что в переводе означает "порочить". Нормы диффамационного права на сегодня имеются в странах как романо-германского, так и англо-американского права. Например, в Великобритании действует Закон о диффамации 1996 года (Defamation Act 1996). Как в континентальной Европе, так и в странах Британского Содружества и других странах обычного права в качестве устойчивой тенденции последних лет отмечается фактическое прекращение применения уголовного наказания за диффамацию.

На первый взгляд может показаться, что зарубежный институт диффамации сходен с российским институтом защиты чести, достоинства и деловой репутации (ст.152 ГК РФ). Однако в диффамационном праве гражданско-правовая судебная защита этих нематериальных благ возможна только при условии одновременной защиты права на свободу слова и массовой информации. Поэтому суть любого диффамационного спора - в разрешении коллизии между правом на защиту чести и достоинства, с одной стороны, и правом на свободу слова и массовой информации - с другой.

Диффамация была известна науке российского гражданского права с дореволюционных времен. Но она не закрепилась в советском гражданском законодательстве под таким названием из-за своего, как было принято считать, буржуазного происхождения. Вероятно, под воздействием прежней гражданско-правовой доктрины диффамация не упоминается в действующем ГК РФ, хотя в ст.152 ГК и предусмотрена судебная защита чести, достоинства и деловой репутации от распространения (в том числе и в СМИ) не соответствующих действительности порочащих сведений.

Между тем институт диффамации значительно шире и многограннее пределов защиты чести, достоинства и деловой репутации, предусмотренных в ст.152 ГК. И прежде всего потому, что гражданско-правовая судебная защита этих нематериальных благ допустима только при соблюдении закрепленного в ст.29 Конституции РФ права на свободу слова и массовой информации. Правильная трактовка существа диффамации имеет не только важное теоретическое и познавательное, но и непосредственно практическое значение, поскольку на ее основе проводится грань между гражданско-правовым диффамационным деликтом в виде распространения в СМИ не соответствующих действительности порочащих сведений фактического характера и идеями, мнениями, распространяемыми СМИ в порядке реализации конституционного права на свободу слова и массовой информации. Исходя из этого, «диффамация является тем правовым институтом, через который в гражданском праве реализуются, с одной стороны, конституционное право на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации, а с другой - конституционное право на свободу слова и массовой информации».

3.5 Отличие диффамации от клеветы

Диффамация (из лат. diffamatio «разглашение, распространение») - распространение порочащих сведений, которые могут не носить клеветнического характера; действие, известное уголовному законодательству как преступление, близкое к клевете, но отличающееся от неё двумя признаками:

1. Диффамация есть оглашение каких-либо позорящих фактов в печати, тогда как клевета может быть совершена как в печати, так и на словах (публично) или в письме.

2. В диффамации преступный момент заключается в самом оглашении в печати позорящих сведений, независимо от их правильности, клевета же всегда рассматривается как сообщение заведомо ложных сведений.


Заключение

Честь и достоинство являются важнейшими социальными благами. Конституция РФ провозглашает право каждого на защиту своей чести и доброго имени. Достоинство личности охраняется государством, ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21 Конституции РФ).

Делая вывод, мы можем с уверенностью выделить несколько групп уголовно-правовых норм, направленных на защиту чести, каждая из которых имеет свою специфику.

Во-первых, это нормы, непосредственно направленные на защиту чести и достоинства человека как личности. Таковы нормы, предусмотренные ст. 129 и 130 УК РФ.

Во-вторых, специальные нормы, предусматривающие ответственность за посягательство на профессиональные честь и достоинство. Так, ст. 298 УК РФ запрещает клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава, судебного пристава-исполнителя. Статья 297 УК РФ говорит о неуважении к суду, выразившемся в оскорблении участников судебного разбирательства (ч. 1 ст. 297 УК РФ) или в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия (ч. 2 ст. 297 УК РФ). Статья 319 УК РФ охраняет достоинство представителя власти, запрещая его оскорбление. Эти нормы расположены не в главе о преступлениях против личности, а в других главах Уголовного кодекса РФ.

В-третьих, ст. 282 УК РФ предусматривает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно за унижение человеческого достоинства. В данном случае охраняется достоинство лица как представителя человечества.

В-четвертых, выделены составы преступлений, посягающих на воинскую честь, выступающую в качестве дополнительного объекта преступлений против военной службы (ст. 335 и 336 УК РФ).

В-пятых, унижение чести и достоинства является одним из способов совершения преступления, предусмотренного ст. 110 УК РФ.

Несмотря на достаточно разработанную систему норм о преступлениях против чести и достоинства, существует множество проблем, связанных с применением этих норм. Так, ни один нормативный правовой акт не дает определения понятий «честь», «достоинство», «репутация», «доброе имя».

Отсутствие легальных дефиниций указанных понятий затрудняет установление сущности объекта против чести и достоинства, поэтому до сих нет единого решения вопрос о непосредственном объекте клеветы и оскорбления.

Немало внимания в юридической литературе уделено вопросам отграничения преступлений против чести и достоинства общего характера от специальных посягательств. Более того, неоднократно высказывались предложения о переносе специальных норм в общие в качестве квалифицирующих признаков, однако мотивация такого изменения, на наш взгляд, раскрыта не полностью.