Смекни!
smekni.com

Обвинение и защита – движущие силы уголовного судопроизводства (стр. 8 из 13)

12) знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;

13) знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску;

14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой и апелляционной инстанций;

15) выступать в судебных прениях для обоснования гражданского иска;

16) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;

17) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

18) обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска;

19) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;

20) участвовать в судебном рассмотрении принесенных жалоб и представлений в порядке, установленном УПК.

Гражданский истец наделен правом, отказаться от гражданского иска в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора (ч. 5 ст. 44 УПК). Это влечет за собой прекращение производства по гражданскому иску. Производство по уголовному делу в целом не прекращается, за исключением случаев возникновения оснований прекращения уголовного дела (ст. 24 УПК) или оснований прекращения уголовного преследования (ст. 27 УПК).

Помимо предоставленных прав на гражданского истца возложена обязанность, не разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК. За разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК.

9. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. Представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы. По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца могут быть также допущены один из близких родственников потерпевшего или гражданского истца либо иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший или гражданский истец (ч. 1 ст. 45 УПК).

Таким образом, адвокат является "универсальным" представителем. В качестве такового он участвует в уголовном деле при предъявлении адвокатского удостоверения и ордера организации, оказывающей юридическую помощь.

В качестве представителя юридического лица может выступать его руководитель или иное лицо по поручению руководителя при наличии доверенности, которая оформляется по правилам ст. 185 ГК РФ. Без доверенности лицо может выступать в качестве представителя, если это право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами. В этом случае лицо представляет документы, удостоверяющие личность, и подлинник либо надлежащим образом заверенную копию учредительных документов юридического лица.

Перечень близких родственников, один из которых может быть допущен мировым судьей в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца, приведен в п. 4 ст. 5 УПК. К ним относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Перечень иных лиц, которые могут выступать в качестве представителей потерпевшего и гражданского истца по уголовным делам, подсудным мировому судье, законом не установлен. Представляется, что ими могут быть родственники, близкие лица, в также любые другие дееспособные лица, о допуске которых в качестве их представителей заявлены ходатайства потерпевших или гражданских истцов.

Для защиты прав и законных интересов потерпевших, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, в соответствии с ч. 2 ст. 45 УПК к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.

Законными представителями несовершеннолетнего потерпевшего являются его родители, усыновители, опекуны или попечители, представители учреждений или организаций, на попечении которых он находится (п. 12 ст. 5 УПК). Следует заметить, что в УПК отсутствует формализованный перечень лиц, которые являются законными представителями потерпевших, обладающих физическими или психическими недостатками. Поэтому представляется возможным использовать закрепленное в ч.1 ст. 48 ГПК РФ и не противоречащее УПК правило, согласно которому права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, не обладающих полной дееспособностью, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, представляют их родители, усыновители, опекуны или попечители.

Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя наделены теми же процессуальными правами, что и представляемые ими лица. Личное участие в уголовном деле потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя не лишает его права иметь по этому уголовному делу представителя (ч. 3-4 УПК).


ГЛАВА II. СТОРОНЫ ЗАЩИТЫ И ОБВИНЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

§ 1. Состязательность и равноправие сторон – движущие силы уголовного судопроизводства

В розыскном идеальном типе судопроизводства движущей силой служит односторонняя воля органа расследования, а для решения вопроса об уголовной ответственности применяется не имеющий в себе каких-либо гарантий административный метод правового регулирования. Полное господство публичного и отсутствие личного начала (даже у судьи) предполагает детально регламентированные правила поведения, ограничивающие произвол должностных лиц с одной стороны и обеспечивающие приоритет публичных интересов с другой, например, формальная система доказательств. Соответственно, содержанием режима законности выступает следование детальным предписаниям, а под принципом законности понимается инструктивность.

Развитие и правовое закрепление прав личности приводит к появлению судебного метода правового регулирования, идеальный тип состязательного уголовного процесса сочетает публичные и частные интересы. Появляются кроме органа юстиции стороны, процессуальные функции которых разделены на обвинение, защиту и разрешение дела, а суд имеет приоритетную, активную роль. Для обеспечения справедливости возникает уголовно-процессуальная форма, в которой обеспечивается независимость суда, прежде всего от сторон, и их формальное равенство, при котором возможен спор обвинения и защиты, как движущая сила процесса.

Данное положение является одним из важнейших принципов российского уголовного процесса, то есть должным, идеальным, нормативным критерием процессуального законодательства, поведения должностных лиц и граждан (что особенно важно, например, при нетипичных ситуациях правоприменения). Настоящий принцип законности означает должное, недостижимый идеал, к которому стремиться и закон, и его применитель. Реальная независимости суда и фактическое равенство сторон на практике недостижимы, но режим законности предполагает систему условий и гарантий, их обеспечивающих.

Некоторые авторы считают принцип состязательности принципом всего уголовного судопроизводства, но раскрывают его содержание применительно только к судебному разбирательству. При этом они усматривают сущность принципа состязательности в размежевании не только трех основных функций, но и функций поддержания гражданского иска и возражения против него и равных процессуальных прав участников процесса, имеющих самостоятельный интерес в деле. В соответствии с этой точкой зрения активность суда не включается в содержание принципа состязательности[10].

Современные отечественные процессуалисты выделяют три основных элемента принципа состязательности:

1) разделение функций обвинения (и поддержания гражданского иска), защиты (и ответа на гражданский иск) и правосудия;

2) наделение сторон равными процессуальными правами для осуществления своих функций;

3) руководящее положение суда в уголовном процессе и предоставление только суду права принимать решение по делу.

Анализ научных трудов и действующего уголовно-процессуального законодательства позволяет подвести некоторые итоги и высказать суждения по дискуссионным вопросам.

1. В теории уголовного процесса существуют два основных взгляда на понятие принципа состязательности в уголовном судопроизводстве.

Представители первой точки зрения указывают на то, что принцип состязательности состоит в разделении трех основных функций обвинения, защиты и разрешения дела между сторонами обвинения, защиты и судом, занимающим активное процессуальное положение в уголовном судопроизводстве[11]. Сторонники второй точки зрения усматривают сущность принципа состязательности также в разделении указанных процессуальных функций между судом и субъектами, занимающими положение сторон, но при пассивном процессуальном положении органа правосудия[12].

2. В теории уголовного процесса дискуссионным является вопрос о значении уголовно-процессуальной нормы, устанавливающей равноправие сторон в судебном разбирательстве. Одни авторы полагают, что равноправие сторон является неотъемлемым элементом принципа состязательности[13]. Другие специалисты считают, что равноправие сторон в судебном разбирательстве – это самостоятельный принцип уголовного судопроизводства[14].