Смекни!
smekni.com

Криминологическая характеристика организованной преступности (стр. 3 из 6)

Обобщая признаки преступных организаций, которые были отмечены в российской криминологической литературе можно выделить главные из них:

o целеориентированный характер функционирования;

o иерархическое построение преступной организации;

o обеспечение безопасности преступной деятельности;

o преступные способы достижения целей;

o наличие определенной нормативной системы внутри организации;

o расчет на долгое и устойчивое существование;

o стремление к монополизации и экспансии своей сферы влияния.

Наряду с перечисленными чертами, некоторые авторы выделяют и другие. Так, В.Д. Малков указывает на такие особенности, как масштабность преступной деятельности, вооруженность и техническая оснащенность формирований и, что особенно важно, межрегиональные, межгосударственные связи с аналогичными преступными организациями.

По мнению А.И. Долговой к этим признакам также относятся: предумышленное, заранее планируемое преступное поведение, сговор о преступной деятельности постоянного характера, осуществление преступления на основе сплочения лиц, размежевания между ними преступных ролей.

В российском законодательстве основой для понимания организованной преступности служат понятия организованной группы и преступного сообщества (преступной организации), определения которым даны в ст. 35 УК РФ.[12]

Организованной группой согласно ч. 3 названной статьи признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или несколько преступлений.

Другим фундаментальным понятием российского законодательства, относящегося к организованной преступности, является преступное сообщество (преступная организация). Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.[13]

Признаки организованной преступности принято рассматривать в зависимости от характеристик преступных объединений и их деятельности:

1. Организационные признаки:

- устойчивость;

- системность или структурированность.

2. Экономические признаки:

- цель;

- масштабность;

- деятельностный аспект.

3. Признаки защищенности или обеспечения безопасности:

- конспирация;

- коррупция.

Итак, рассмотрим организационные признаки: устойчивость и структурированность.

Основным признаком организованной группы, по мнению законодателя, является её устойчивость, понятие которой детализируется рядом Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В частности, в п.4 Постановления от 17 января 1997 года «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» к признакам устойчивости относятся: стабильность состава группы, тесная взаимосвязь между её членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность её существования и количество совершенных преступлений.Однако, Пленум Верховного Суда Российской Федерации не дает исчерпывающею перечня признаков, которые могли бы в полной мере охарактеризовать устойчивость группы. Кроме того, в нём подменяются уголовно-правовые понятия криминологическими (например, ссылается на характер связей между участниками группы), называются характерные, но не существенные признаки организованной группы (например, длительность её существования и количество совершенных преступлений).

В современной юридической литературе отсутствует однозначное понимание устойчивости как признака группы. Одни исследователи под данным понятием подразумевают совокупность свойств преимущественно криминологического характера, например, таких как нормативность поведения участников группы,стойкость внешних преступных связей, организованность и другие.[14]

Другие авторы определяют устойчивость как совокупность свойств уголовно-правового характера, а именно: предварительный сговор и составление плана преступной деятельности, стабильность состава и функций соучастников, стойкость преступных намерений членов группы и прочие. Причем одни из них ссылаются только на признаки объективного свойства.

В субъективном понимании устойчивость, как отмечает А.В. Шеслер, означает «стойкость преступных устремлений участников группы, твердое намерение постоянно или временно заниматься престижной деятельностью».Позиция автора достаточно последовательна и убедительна. Однако устойчивый характер преступных устремлений членов группы определяется также сформированной психологической структурой группы, где каждый её участник осознаёт присутствие лидера и необходимость подчинения ему. Происходит психологическая консолидация группы. Воля её каждого участника направлена на достижение задач двоякого рода, а именно: на внутригрупповое социально-психологическое единство (в дальнейшем может выражаться в «круговой поруке», укрывательстве и другом) и на осуществление преступной деятельности.[15]

Устойчивость означает, прежде всего, стабильность, постоянство состава преступной группы. Вхождение в неё новых членов затруднено из-за опасности провала всей группы. Вместе с тем, и к выходу из группы кого-либо из членов преступная группа относится резко отрицательно, видя в этом отступничество и предательство ее интересов. Данный признак обеспечивается жесткой дисциплиной, постоянством совершения преступлений, сложной структурой.

Наиболее опасным проявлением организованной преступности является преступное сообщество (преступная организация), которым согласно закону признается структурированной организованной группой или объединением организованных групп.

Судебное толкование признака структурированности пока отсутствует. Вместе с тем в ст. 2 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности "структурно оформленная группа" означает «группу, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура».

Представляется абсолютно логичным положить в основу судебного толкования данного признака именно это универсальное определение, одновременно отграничив его от признака устойчивости.

Универсальный подход к определению признака структурированности необходим, поскольку практика борьбы с организованной преступностью и результаты криминологических исследований свидетельствуют о том, что организованные преступные формирования и, в частности, преступные сообщества (преступные организации) могут иметь самую различную структуру. С течением времени она может изменяться, приспосабливаясь к новым условиям.

Так, Европол разделяет структуры российских организованных преступных формирований, распространяющих свое влияние на государства - члены Европейского союза, на два главных типа. Наряду с традиционными иерархическими организациями существуют и так называемые свободные подвижные сети (свободные объединения), которые не имеют лидеров в строгом смысле, но состоят из относительно независимых членов, сгруппированных вокруг одной или более ключевых фигур.

Таким образом, отметим, что без четкой, понятной правоприменителю характеристики рассмотренных признаков обеспечить эффективную деятельность правоохранительных органов в борьбе с проявлениями организованной преступности вряд ли представится возможным.

2.2 Экономические признаки

Экономические признаки организованной преступности включают в себя цель, масштабность и деятельностный аспект. По существу это ее стержень. Систематическое нарушение закона преследует главную цель - обогащение, накопление капитала. Не случайно все изученные преступные сообщества создавались для постоянного совершения преступлений в виде промысла в целях получения крупных прибылей.

Некоторые авторы в качестве цели организованной преступности является координация и упорядочение деятельности, решение межрегиональных и межгосударственных криминальных вопросов, оказание помощи в приспособлении преступных структур к современным условиям России, стран СНГ и дальнего зарубежья. Однако большинство авторов считают извлечение прибыли основной целью.

Данная цель включает в себя стремление к легализации преступного капитала: отмывание (легализация) преступно приобретенных огромных капиталов через легальные формы коммерческой и банковско-кредитной деятельности, установление криминального контроля над банковско-коммерческой деятельностью на определенных территориях.[16]

Экономические выгоды извлекаются ими путем предоставления незаконных услуг и товаров или путем предоставления законных услуг и товаров в незаконной форме. Организованные преступные группировки имеют тенденцию устанавливать частичную или полную монополию на предоставление незаконных товаров и услуг потребителям, поскольку таким образом гарантируется получение более высоких доходов;

Организованная преступность не ограничивается лишь осуществлением заведомо незаконной деятельности или предоставлением незаконных услуг, она включает также такие изощренные виды деятельности, как отмывание денег через законные экономические структуры и манипуляции, осуществляемые с помощью электронных средств. Незаконные преступные группировки проникают во многие доходные законные виды деятельности.