Смекни!
smekni.com

Современный конституционализм и муниципальная власть: концептуальные основы и факторы становления (стр. 2 из 3)

Исторический опыт также наглядно демонстрирует, что процесс развития, при котором государство последовательно ограничивает самостоятельность местных сообществ, непременно заканчивается социальной катастрофой, иногда даже революцией, и изменением государственного строя. Причем чем жестче режим, тем более свобод получают (стремятся получить) граждане и местные сообщества в результате этой революции. Первоначальная причина этого – отсутствие в необходимом объеме гражданских свобод и исключительных полномочий у территориальных коллективов создает предпосылки для зарождения и развития государственного кризиса с возможным изменением государственного строя. То есть, с одной стороны, государственная политика в области местного самоуправления и характер моделей его взаимодействия с государством представляет собой постоянное изменение относительной свободы и ограничений, а, с другого – местное самоуправление выступает непременным условием устойчивого развития демократического государства и конституционализма. Детерминирующим фактором, приведшим современную государственность в Украине, как и в большинстве постсоциалистических странах к глубокому кризису, следует признать игнорирование гражданских свобод, локально-территориальных интересов и отсутствие на протяжении длительного времени института местного самоуправления на их территории. Поэтому всестороннее признание государством интересов местных сообществ, их гармонизация с государственными интересами, становление и развитие института местного самоуправления должно стать приоритетной целью государства.

Так же следует отметить, что такая гармонизация интересов обнаруживается не только в условиях положительной реализации муниципальной власти, но и в экстраординарных условиях ее осуществления. Представляется, что в случае пренебрежения одним из элементов, которые составляют систему интересов муниципальной власти и в своей совокупности отображают принцип гомруля, сама система местного самоуправления, муниципальная власть, испытывает отрицательные управленческие импульсы как внутри себя – в виде потери интереса, мотиваций структурных единиц, которые составляют территориальную и прочие общности, и нейтрализации их заинтересованности в организации собственной жизнедеятельности и ее промежуточных и конечных результатах, так и со стороны центра – публичной государственной власти – в виде угрозы прямого вмешательства государства в деятельность местного самоуправления при дестабилизации обстановки на местах.

Из вышеуказанного вытекает важное значение местного самоуправления, муниципальной власти в социологическом аспекте. Следует учитывать, что сфера муниципальной власти формируется, действует и распространяется на "нижних этажах" социума, где функционирует конкретная личность, микро- и мезоколективы людей (трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации; локальные ассоциации индивидов, образованные по разным признакам; субъекты межличностного общения; в конце концов, сам территориальный коллектив, местное сообщество) – жителей определенной территории, объединенных едиными интересами, которые носят коллективный характер.

Относительно этого муниципальная власть имеет системные свойства: она сама формируется территориальным коллективом из его же членов; она отображает, продуцирует, предохраняет и защищает интересы, права и свободы членов территориального коллектива и компетенционные полномочия органов, образованных им; она обладает структурообразующими свойствами, то есть функционирует извне в виде системы органов местного самоуправления и организационно-правовых форм деятельности самого территориального коллектива; в результате ее функционирования получается локальная сфера социального управления, которое совпадает с территориальными границами, в рамках которых действует местное сообщество [7].

Все указанное убедительно подтверждает, что существование местного самоуправления, его эволюция органически связаны с проблемами власти, важнейшими квалифицирующими характеристиками которой является то, что, во-первых, такая власть, без сомнения, является публичной властью, во-вторых, она отличается от публичной государственной власти важными демократическими свойствами, в-третьих, она является муниципальной властью. Следовательно, местное самоуправление – это самостоятельная система организации деятельности местных жителей на соответствующей территории, которая представляет собой совокупность разнообразных органов и институтов. Эта совокупность функционирует как единый целостный механизм, центральным, ведущим звеном которого является местное сообщество. Это самостоятельная и независимая от государства форма организации публичной власти территориального коллектива, которая обеспечивает решение местными жителями непосредственно или через органы и должностных лиц местного самоуправления вопросов местного значения.

Аргументируем это тем, что в демократическом государстве народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это дает основание сделать следующие выводы: органы местного самоуправления не входят в единый государственный механизм; государственные органы и органы местного самоуправления являются равными перед законом и в равной степени являются представителями народа в границах предоставленных им полномочий. Учитывая это, можно утверждать: права и свободы человека, а также их гарантии определяют содержание и направленность деятельности органов местного самоуправления в такой же степени, как и деятельность государства.

Здесь же можно отметить, что местное самоуправление, как автономия небольших территориальных единиц в рамках общих для всего государственно-организованного общества законов, означает не свободу со стороны государства, а свободу внутри нее. Кроме этого, это означает, что местное самоуправление как одна из основ конституционного строя источником своего существования имеет не государственную, а конституционную волю народа, выступает в качестве фундаментального конституционного принципа, который устанавливает, признает и гарантирует управленческую независимость местных сообществ, а также создает условия для правотворческой, правоприменительной и правореализационной деятельности, направленной на его осуществление.

Как специфическая форма публичной власти местное самоуправление характеризуется, во-первых, наличием особого субъекта – местного сообщества – территориальной общности, состоящей из физических лиц – жителей, которые постоянно живут, работают на территории села, поселка или города, непосредственно или через сформированные ими муниципальные структуры решают вопроса местного значения, имеют общую коммунальную собственность, владеют на данной территории недвижимым имуществом, платят коммунальные налоги и связанны между собой территориально-личными связями системного характера.

Во-вторых, местное самоуправление занимает особое место в политической системе общества (в механизме управления обществом и государством), что свидетельствует о том, что в стране помимо интересов личности и государства признаются и гарантируются еще и местные (муниципальные) интересы, которые связаны с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности население. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные.

В-третьих, местное самоуправление имеет ряд особенностей относительно объема, диапазона и правовой природы объектов своего влияния, значительная часть которых не характерная для других правоотношений. Такими объектами выступает публичная власть; права, свободы и обязанности человека и гражданина; вопросы местного значения; функции (направления и виды деятельности) субъектов местного самоуправления; объекты коммунальной собственности; местные бюджеты, доходы местных бюджетов, местные налоги и сборы, местные займы и т.п. Но основными объектами локальной деятельности территориальных коллективов выступают, прежде всего, вопросы местного значения, то есть вопросы, которые вытекают из коллективных интересов местных жителей – членов соответствующего территориального коллектива, отнесенные Конституцией, законами и уставом местного сообщества к предметам ведения местного самоуправления, а также другие вопросы, которые не входят в компетенцию органов государственной власти. Правовая сущность местного самоуправления проявляется и реализуется в деятельности относительно установления, изменения и прекращение правовых отношений именно между субъектами системы местного самоуправления, то есть при взаимодействии субъектов местного самоуправления для реализации их функций и полномочий по решению вопросов местного значения. Именно во взаимодействии субъектов местного самоуправления между собою в ходе решения вопросов местного значения проявляется и реализуется сущность, неотъемлемые, детерминирующие, имманентные свойства муниципальной власти.

То есть реальным физическим условием самосохранения и саморазвития муниципальной власти является выполнение именно той функции, ради которой система местного самоуправления создается – решение вопросов местного значения. Таким образом, основным объектом муниципальной власти как системы выступает решение вопросов, которые представляют интерес для жителей – членов территориального коллектива, который выступает как подсистема-система в макросистеме (местное сообщество – местное самоуправление – муниципальная власть – публичная власть) [8].