Смекни!
smekni.com

Уголовная ответственность за насильственные действия сексуального характера (стр. 2 из 7)

Под иными тяжкими последствиями следует понимать, например, самоубийство потерпевшей (потерпевшего).

2. Анализ состава преступления

Объект этого преступления - личность, которой наносится вред таким посягательством.

Объективной стороной мужеложства является насильственное удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной в форме coitusperanum. Содержание и характер физического насилия, угроз его применения к потерпевшему или к другим лицам и использование беспомощного состояния потерпевшего тождественны таким же понятиям в составе изнасилования. Некоторые авторы ошибочно считают, что насилие и угроза его применения должны выступать способом подавления воли лишь потерпевшего (потерпевшей), а не посторонних лиц, способных оказать противодействие преступлению, предусмотренному ст. 132 УК. Состав является формальным, и преступление считается оконченным с момента начала совершения указанных в законе действий.

К иным действиям сексуального характера относятся различные сексуальные действия между мужчиной и женщиной или между мужчинами, кроме естественного полового акта и мужеложства (например, coitusperos -в отношении мужчины или женщины или coitusperanum - в отношении женщины), а также половое сношение мужчины и женщины, совершенное под принуждением со стороны женщины.[4]

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный сознает, что совершает мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера, и желает совершить их.

Субъект преступления - вменяемое лицо, достигшее 14 лет. Соисполнителями в форме применения физического насилия или угроз при мужеложстве может быть и женщина, а при лесбиянстве - и мужчина.

Число лиц, осужденных за мужеложство, в последние годы уменьшилось. Если в 1986 г. за мужеложство было осуждено 1010 человек, то в 1995 г. - лишь 315. Объясняется такая динамика тем, что Законом РФ от

29 апреля 1993 г. было декриминализировано ненасильственное мужеложство. Кроме того, официальная статистика не отражает действительной динамики этих преступлений. Характерным для субъектов мужеложства, в отличие от изнасилования, является более высокий образовательный уровень: до 40% составляют лица со средним общим и специальным образованием и до 28% - лица с незаконченным высшим и высшим образованием.

Квалифицированные и особо квалифицированные составы насильственных действий сексуального характера аналогичны соответствующим составам изнасилования, рассмотренным ранее.

При решении вопроса о совершении виновным насильственных действий сексуального характера возможно проведение судебно-медицинской экспертизы с участием врача-сексопатолога.

Все насильственные действия женщины в отношении другой женщины в половой сфере охватываются насильственным лесбиянством.

Субъектом преступления при насильственном мужеложстве может быть только лицо мужского пола, а при насильственном лесбиянстве - только лицо женского пола, достигшее 14 лет.

Лица другого пола, принимающие участие в насильственных действиях сексуального характера (женщины - при мужеложстве, мужчины -при лесбиянстве), несут ответственность как соучастники - организаторы, подстрекатели, пособники.[5]

При совершении этого преступления в составе группы (при мужеложстве - женщины, при лесбиянстве - мужчины) лица, которые только принимают участие в совершении насильственных действий, но сами в сексуальный контакт не входят, несут ответственность наряду с другими

лицами, непосредственно совершающими насильственные действия сексуального характера, по п. "б" ч. 2 ст. 132 УК.

С субъективной стороны насильственные действия сексуального характера совершаются умышленно - виновный осознает, что он совершает преступление с применением насилия.

Мотив данного преступления - удовлетворение половой страсти. В некоторых случаях мотивами могут быть месть и унижение человеческого достоинства потерпевшего.

Сопоставление ч. 2 и ч. 3 ст. 132 с ч. 2 и ч. 3 ст. 131 УК показывает, что названные в них отягчающие обстоятельства, влияющие на квалификацию этих преступлений, полностью совпадают.

Следовательно, по своему содержанию должны совпадать и комментарии к ним; различия состоят только в признаках, характеризующих основные составы изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Поэтому вполне допустим одинаковый подход к оценке существа отягчающих обстоятельств с учетом особенностей самих преступлений.

Ч. 2 ст. 132 УК Российской Федерации предусматривает ответственность за квалифицированный состав насильственных действий сексуального характера, а именно за деяния:

-совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой;

- соединенные с угрозой убийством или причинением тяжкого телесного вреда здоровью, а также совершенные с особой жестокостью по отношению к потерпевшему (потерпевшей) или другим лицам;

- повлекшие заражение потерпевшего (потерпевшей) венерическим заболеванием;

- совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего (несовершеннолетней).

Под группой лиц понимается два или более лица, принимающие участие в совершении насильственных действий сексуального характера и действующих согласованно в отношении потерпевшего (потерпевшей).[6]

Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью выражается в словах или действиях, создающих у потерпевшего (потерпевшей) сознание возможности немедленного реального применения к ним или другим лицам насилия, способного причинить смерть или тяжкий вред здоровью. Угроза оружием или предметами, могущими быть использованными в качестве оружия, всегда должна расцениваться как угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

Под особой жестокостью понимаются издевательства и глумление над потерпевшим (потерпевшей), истязание их в процессе совершения преступления, а также причинение телесных повреждений из садистских побуждений.

Особая жестокость в отношении других лиц может выразиться, например, в совершении насильственного гомосексуального контакта в отношении мужа в присутствии жены.[7]

Причинение особенной боли и страдания потерпевшему или другим лицам должно осознаваться виновным.

Квалификация действий по п. «г» ч. 2 ст. 132 УК Российской Федерации подразумевает такие последствия преступления, как наступление венерического заболевания, таких как сифилис, гонорея, мягкий шанкр, паховый лимфогранулематоз. В таких случаях требуется проведение судебно-медицинской экспертизы.

Несовершеннолетним признается лицо, не достигшее 18-ти лет.

Виновный должен осознавать, что потерпевшему (потерпевшей) нет 18-ти.

Ч. 3 ст. 132 УК Российской Федерации предусматривает особо квалифицированный состав насильственных действий сексуального характера.

Данная норма применяется, если указанные действия повлекли за собой:

причинение смерти по неосторожности потерпевшего (потерпевшей);

по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего (потерпевшей), заражение его (ее) ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия;

- совершены в отношении лица, заведомо не достигшего 14-летнего возраста.

Смерть может наступить в результате применения насилия, с целью сломить сопротивление потерпевшего, смерть может явиться следствием самоубийства, вызванного стрессом и др.

Во всех случаях между наступлением смерти и совершением насильственных действий сексуального характера должна быть причинная связь.

Вина субъекта преступления должна быть неосторожной.

Под причинением тяжкого вреда здоровью понимается любой вид тяжелого вреда здоровью, в том числе и опасного для жизни. Отдельным последствием закон выделяет заражение ВИЧ-инфекцией.

Под иными тяжкими последствиями можно понимать прерывание беременности, возникновение психического заболевания и др.

Особо квалифицирующим обстоятельством является совершение насильственных действий сексуального характера в отношении лица, заведомо не достигшего 14-ти лет. В этом случае необходимо установить, что виновный знал или осознавал, что потерпевший (потерпевшая) не достигли 14-ти лет.

3. Спорные вопросы квалификации насильственных действий сексуального характера

По каждому делу об изнасиловании (статья 131 УК РФ) и насильственных действиях сексуального характера (статья 132 УК РФ), имелись ли насилие или угроза его применения в отношении потерпевшего лица (потерпевшей или потерпевшего) или других лиц, а также в чем конкретно выражались насилие либо угроза его применения.

Действия лица, добившегося согласия женщины на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путем обмана или злоупотребления доверием (например, заведомо ложного обещания вступить с ней в брак), не могут рассматриваться как преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

Изнасилование (статья 131 УК РФ) и насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ) следует признавать совершенными с использованием беспомощного состояния потерпевшего лица в тех случаях, когда оно в силу своего физического или психического состояния (слабоумие или другое психическое расстройство, физические недостатки, иное болезненное либо бессознательное состояние, малолетний или престарелый возраст и т.п.) не могло понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу. При этом лицо, совершая изнасилование либо насильственные действия сексуального характера, должно сознавать, что потерпевшее лицо находится в беспомощном состоянии.[8]

Решая вопрос о том, является ли состояние потерпевшего лица беспомощным, судам следует исходить из имеющихся доказательств по делу, включая соответствующее заключение эксперта, когда для установления психического или физического состояния потерпевшего (потерпевшей) проведение судебной экспертизы является необходимым.