Смекни!
smekni.com

Возникновение и развитие права (стр. 1 из 5)

Возникновение и развитие права

Введение

Возникновение права (объективного и субъективного), как и возникновение

государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы

возникновения права и государства идут параллельно. Вместе с тем, у разных

народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако

существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого

общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих

в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она

достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были

обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное

расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с

различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые

обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно

новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм,

установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало

различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение

не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный,

академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже

понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность

проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Позволяет

четче определять все свойственные ему функции - основные направления его

деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и

политической системы.

Среди теоретиков правоведов никогда не было раньше и в настоящее время нет не

только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения

права.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий,

объясняющих процесс возникновения и становления права. Это вполне естественно

и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения

различных групп, слоев, наций и других социальных общностей на данный

процесс. Или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на

разные аспекты данного процесса возникновения и становление права.

Моя задача заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины

развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить,

какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на

данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и

целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

1. Проблема происхождения права

В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется

регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное

регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и

всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два

вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения

конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения

людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех,

на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования

послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию)

права.

В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи

— правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного

повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм,

опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели

значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации

хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода,

первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было

поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е.

нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы:

морали, религии, правовых начал.

Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли

«первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях

противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных

племен. В мононормах права членов рода представляли собой обо­ротную сторону

обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел

выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только

с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все

более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм

было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое

сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности и коллективного производства,

совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в

качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как

противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения

соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой

общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов

рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение,

исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и

племени и др.). [3, c. 76]

В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу»

— обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших

наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие

способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в

зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов

животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов,

пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное

обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах

приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления

орудий и др.

Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие

обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки

формирования права.

2. Основные пути возникновения права

Ученые правоведы, такие как: Алексеев С.С., Пиголкин А.С., Манов Г.Н.

выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения права.

Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой

орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих

резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со

временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная

дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического

неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.

Экономика основана на государственной и общественной форме собственности,

частная собственность не играет значимой роли. Характерен для тех стран, в

которых господствующее положение занимала государственная собственность.

Основной источник (способ фиксирования правовых норм) - сборники нравственно-

религиозных положений. Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае

необходимости другими обычаями или установлениями монарха. [9, c.26]

Западный путь происхождения права.

Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая

устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой степенью

формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право.

Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной

собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в

частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее

богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате.

Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта

- это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения

составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается

похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно

вмешивается третья сила - плебс. [6, c. 32]

3. Причины возникновения права

Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии

друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических отношений, которые складывались при наличии

частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения,

необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев,

обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей,

условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях

углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной

санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать

проведение их в жизнь;

4. Превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя

искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных

субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности