Смекни!
smekni.com

Теория власти Николо Макиавелли (стр. 3 из 9)

Во II – I тыс. до н. э. господствовали религиозно – мифологические представления о власти. Политические учения стран Древнего Востока (Индии, Китая, Персии) и Древнего Запада (Греции, Рима) рассматривали императоров, царей, как потомков богов, наделяя их божественными чертами. К основным источникам Древневосточной политической мысли относятся Пятикнижие Моисея, библия, законы Хаммурапи. Учение Древнекитайского мыслителя Конфуция (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) изложено в книге «Лунь юй» (Беседы и высказывания). Конфуций трактует власть императора, сына неба, как власть отца, а подданных рассматривает, как детей.

Где и когда именно впервые зародилась идея государственной власти — сказать трудно. По всей вероятности, начало философской мысли о проблеме государственной власти принадлежит античности. Древнегреческая философия представляет собой совокупность учений, развившихся с VΙ в. до н. э. по VΙ в. н. э. для периода Античности характерно представление, что природа не сотворена богами, а они сами выступают составной частью природы. Человеческий разум у греков свободен от власти богов. Яркими представителями этой эпохи в осмыслении сущности власти являются Платон(427 – 347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). По мнению Платона, государство состоит из трех обособленных сословий: мудрецов – правителей; стражей – воинов; народа. Верховная власть в государстве должна принадлежать мудрецам. Власть – царское искусство, управления людьми и лишь немногие знают, как правильно руководить. Другой великий греческий философ – Аристотель, опровергает философию Платона, говоря, что идеального государства не существует. Аристотель выделяет правильные и неправильные формы государства.

Средневековье – чрезвычайно продолжительный этап в истории, связанный в первую очередь с христианством. Отличительной чертой этой эпохи было религиозное мировоззрение, в котором все подчиненно Божественным законам. Христианство вернуло государственной власти религиозное значение. Теоретические взгляды на отношение духовной власти и светской определялись в средние века общими воззрениями на церковь и государство. Августин Блаженный (354 – 430гг.) и Фома Аквинский (1223 – 1274гг.) – представители этой эпохи. В их трудах власть рассматривается, как проявление божьей воли.

Эпоха Возрождения – период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века – с ΧIV до ΧVII. Поиск новых ориентиров, начавшийся в Италии, переноситься во все страны Европы. Эта эпоха возникновения нового искусства, естествознания, новых политических и правовых концепций. В основе эпохи Возрождения идеи гуманизма, основу которых составляет человек, общество, государство. В условии координального переустройства общества возникают новые представления о власти. В это время наиболее точно потребности своего времени высказывают мыслители Никколо Макиавелли (1469 – 1527гг.) и Жак Боден (1530 – 1596гг.). Не стоит забывать, что их теории рождались в переломный период истории, и отражают потребности своего времени. Макиавелли выступал за сильную государственную власть, способную объединить под своей властью раздробленное государство. Он вошло в историю мировой политики, как автор книги «Государь», который представляет собой практическое руководством по управлению страной. Ядром теории Макиавелли является принцип политического реализма, предполагающий в политике учет реальных условий деятельности, без ярких красок. Выше государственных принципов нет ничего. Ради достижения государственных целей допустимо использование любых средств.

Жан Боден писал в своем труде «6 книг о государстве», что государство – правовая власть нескольких семей. Монарх – источник права. Первым в истории выдвинул идею государственного суверенитета. Он считал, что право проводить законы в жизнь принадлежит государству по определению.

Существенное развитие идеи власти получили в трудах мыслителей эпохи Просвещения. XVII век искал более прочных основ и нашел их в учениях естественного права, приведших к теории договорного происхождения государства. По мнению Дж. Локка, власть призвана только охранять естественные права человека — свободу и собственность. Наиболее яркими представителями этой эпохи являются Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755), выделивший 3 формы правления: республику, монархию и деспотию. Жан Жак Руссо (1712 – 1778 гг.) – положил начало новому направлению политической мысли - буржуазному радикализму. Он считал, что любая власть имеет законную силу лишь благодаря воле народа; Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.) считал, что человек не может быть орудием ничьих целей. Для него характерно определение государства через право; Иоганн Фихте (1762 – 1814 гг.) – гуманистические идеи. Говорил об отмене сословной привилегированности, установление твердой законности; Георг Гегель (1770 – 1831 гг.) вводит разграничение между государством и гражданским обществом. Он считал, что верховная власть не может отражать интересов народа, так как народ и сам не знает, чего он хочет.

Вторая половина XIX в. выдвинула на первый план вопрос о формах деятельности власти. Это новое направление получило развитие в Германии как теория правового государства (Моль, Бер, Гнейс, Лоренц Штейн и др.).

Можно спорить о том, какая именно религия или идеология способна давать человеку всеобъемлющий идеал, но для четкого руководство его поступкам нужен некоторый сверхчеловеческий авторитет. Отсюда связь духовной власти с религией. Современные ученые чаще всего объясняют проблемы человечества не с религиозной позиции, а с позиции влияния природы, экономических и политических условий. Юм говорил: «..желая знать греков и римлян - изучай французов и англичан, ибо, не зная человека - нельзя знать грека или римлянина, а узнать человека с должной тонкостью можно лучше всего на своих современниках..». Сущность человека остается неизменной, лишь имея различия времени и места. Человек, подчиняясь множеству влияний, в то же время всегда стремится иметь свою волю в устроении своей жизни. Поэтому не было такого народа, у которого бы политический строй всецело определялся только религиозными или философскими верованиями. История нашего времени - это история реализовавшихся идей. При всем различии замыслов этих теорий, от "Государства" Платона до "Государя" Н. Макиавелли, их все объединяет одно – человеческая личность безоговорочно приносится в неизбежную жертву государственной власти.

2. Исторический портрет и творчество Никколо Макиавелли.

Одним из первых теоретиков эпохи Возрождения, сменившей собой эпоху Средневековья, с её религиозными взглядами, был итальянский мыслитель Никколо де Бернардо Макиавелли (1469–1527 гг.).

Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы.

Макиавелли родился 3 мая 1469 во Флоренции, в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему роду, были людьми весьма скромного достатка. Его отец, Бернардо Макиавелли, получал небольшой доход от своих земельных участков. Мать Николо - донна Бартоломеа, была женщиной религиозной, пела в хоре в церкви Санта Тринита.

В семь лет Никколо поступил в школу магистра Маттео, затем его отдали в городскую школу. К концу обучения он очень хорошо знал латынь и прошел курс латинской стилистики. Скромные возможности семьи не позволили Никколо Макиавелли поступить в институт. Но, будучи еще молодым человеком, Макиавелли, приобщился к основам юридической и коммерческой наук.Себя он не без гордости считал одним из одарённых политической мудростью. Он пишет "Волею судеб я ничего не смыслю ни в производстве шерсти, ни в доходах, ни в убытках, и поэтому должен либо молчать, либо рассуждать о государстве".

В 1498 году Макиавелли успешно выдержал конкурс и был назначен декретом Большого Совета на пост канцлера второй канцелярии, также ему была доверена канцелярия, ведавшая иностранными и военными делами, что было далеко не второстепенной должностью. Макиавелли видел свое призвание в политической деятельности, всегда всей душой стремился принимать живое участие в событиях. Он долгое время был должностным лицом Флорентийской республики. Макиавелли имел доступ к ряду государственных тайн. Ему давали сложные дипломатические поручения при дворах французского короля, германского императора, итальянских князей, римского папы.
Бывая в разных странах, Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, выделял их существенные черты, имел возможность сравнить их возможности. На основе изучения богатого фактического материала и большого опыта он выдвинул способы решения важных теоретических проблем в области политики, государства, управления, военного дела.

После установления во Флоренции синьории Медичи, Макиавелли был лишен поста и права занимать какую-либо государственную должность. Он был заключен в тюрьму, по обвинению в заговоре против Медичи в 1513. Затем Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье и начинает заниматься литературой и научными исследованиями. Труд под названием "Государь", прославивший его, Макиавелли создал в 1513 году. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора. Он содержит в себе постулаты приобретения, сохранения власти государя. Кроме этого труда у Макиавелли есть еще ряд знаменитых сочинений: “Рассуждения на первую декаду Тита Ливия”, “О военном искусстве” и др. Так же ему принадлежит ряд художественных и исторических произведений. Произведения Макиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи. Ядром теории Макиавелли является идея о том, что важны только политические результаты. Целью является приход к власти, а затем её удержание. Все остальное, включая религию и мораль, не является необходимым условием.
Перемещение главных торговых путей в связи с открытием Америки, развитие производства в других странах Европы, вели к упадку итальянской промышленности и торговли, подрывали силы раздробленных итальянских городов. На ее территории существовали раздробленные города – государства. В этих условиях для Макиавелли является важным вопрос о способах объединения раздробленной страны.