Смекни!
smekni.com

Теория власти Николо Макиавелли (стр. 4 из 9)

Главный объект изучения Макиавелли – государство. Именно Макиавелли впервые в истории вводит понятие государства. Под этим термином он понимал и форму правления, и определенную территорию. По форме правления государства Макиавелли делит на республики, на государства, управляемые единовластно и на основе лицензии (наихудший тип). В своей работе я буду говорить о государствах, управляемых единолично. Главная цель – сильное государство, во главе которого стоял бы идеальный государь.

Сочинения Макиавелли положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. В своих трудах, в отличие от своих предшественников, Макиавелли использует исторические примеры и, что не маловажно опирается на исторический опыт, а так же имея возможность сравнить политическое устройство других современных ему государств, провести своеобразную «работу над ошибками». Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее и по примеру древних определить способы действий, полезных в настоящем. Он говорил: “Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, – пояснял Макиавелли, – что все человеческие дела делаются людьми, которые всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты”. Обращение к истории, на мой взгляд, имеет большое значение, так как позволяет «учиться на чужих ошибках», тем более, что в политики, на мой взгляд, ошибки могут иметь самые неожиданные последствия и отголоски на многие года и даже века. Примеры таких ошибок мы можем наблюдать, если обратимся к мировой истории многих войн, революций можно было избежать, а значит, вполне возможно повернуть ход истории совсем в другую сторону.

Никколо Макиавелли, вошел в культуру Высокого Возрождения, как блестящий историк, политический мыслитель, талантливый писатель, как яркая и неординарная личность.

2. 1. Оценка теории Макиавелли обществом. «Макиавеллизм».

ХVI век – это время перехода от средневековья к Новому времени. Средневековые позиции, с характерным религиозным образом жизни еще имели место быть, но церковные догматы перестают быть основным законом жизни общества. Церковь теряет свою безграничную власть не только над умами людей, но и над государством. В это время идеи гуманизма, с их светской наклонностью, противоречащей средневековому мышлению, еще небыли достаточно развиты. В это время Макиавелли создает свою теорию власти, которая уже не может быть принята философией уходящего времени, но еще и не поддерживается новой. Вот почему его теория была принята обществом, как аморальная. Его идеи положили начало такому течению, как «Макиавеллизм». Политический словарь дает такое определение макиавеллизму – это образ политического поведения, при котором ради достижения целей оправдываются любые средства, вплоть до самых вероломных и коварных. Теория Макиавелли была развита последующими теоретиками – Спиноза, Руссо и др., но предметом споров для этих теоретиков явилась оценка “макиавеллизма”. Однако в оценке этой теории нужно учесть время, в которое она создавалась. Феодальные отношения во всех странах порождали непрекращающиеся конфликты, постоянную борьбу между королевской властью и вассалами, измены, коварные интриги. Именно эту практику Макиавелли поднял в своих идеях и попытался дать ей оправдание. Макиавеллизм стал символом политического коварства, лицемерия и предательства. Исходя из слов самого Макиавелли, основная мысль его теории заключается в следующем: “Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед каким соображением справедливости и несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора, отбросив всякие соображения, решиться на то, что спасает и поддерживает свободу”.

На первый взгляд многое в его теории кажется беспринципным, но с другой стороны, в условиях полного хауса, единственно верным способом удержать от дальнейшего раскола непокорные города - государства было лишь применение жестких политических мер. Макиавелли основывает свои идеи на многолетних наблюдениях за политиками разных стран и на глубоком изучении политической истории. Не стоит забывать, что теория Макиавелли родилась на основе глубокого анализа исторических фактов, ошибок и способов решения проблем, как некий свод, выведенных из многовекового опыта, единственно верных государственных решений. Проанализировав теорию власти Макиавелли и критику этой теории, передо мной отчетливо стали вырисовываться причины такого восприятия этой теории обществом. На мой взгляд, теория итальянского мыслителя явилась лишь отражением политической реальности, а она по своей сути не может не быть жестокой и коварной. В трудах Макиавелли мы сталкиваемся с реальными поступками конкретных исторических личностей, получается его произведения лишь описание, своеобразное зеркало, в котором отражаются реальные поступки высокопоставленных государственных деятелей и стоит заметить зачастую не самые высоконравственные. Так может в этом кроется столь рьяная критика Макиавелли? Может многие просто увидели себя в персонажах произведений итальянского мыслителя или боялись увидеть отражение своей сущности? Человеку по своей природе сложно признавать свои ошибки, поэтому легче придать критики, то, что отражает не самые благовидные стороны человеческой натуры, чем признать их. Как известно отличительной чертой идей Макиавелли был реализм, он показал то, что много веков было принято скрывать, не выставлять на показ и приукрашать несуществующими красками. Ведь так легче прикрывать свои поступки и интересы, особенно если ты находишься у власти и прикрывать благородной маской свои цели, зачастую далекие от интересов общества. Макиавелли, не только зеркально отражает стремления и сущность человеческих поступков, но как бы открывает изнаночную сторону политических процессов, показывая, как на самом деле ведется борьба за власть (интриги, предательства) и как она осуществляется. Если опираться на историю, то мы видим, что из века в век происходило обожествление государя, не исключением было и Средневековье, где правление государя причислялась к Божьему промыслу. Признание Верховной государственной власти одного человека над сотнями тысяч и миллионами подобных ему человеческих существ не может иметь места иначе, как при факте, что в данной личности - царе - действует некоторая высшая сверхчеловеческая сила, которой нация желает подчиняться или не может не подчиняться.Макиавелли, говоря, что никто не лишен пороков, в том числе государь, нарушает это мировоззрение, чем вносит дисгармонию в сознание общества и как следствие заслуживает дурную славу. На мой взгляд «реалистичность» вот главная причина такой критики Макиавелли. Основные идеи «макиавеллизма» в том, чточеловеческая природа несовершенна, интересы государства является самоцелью, отделение политики от морали.В наше время понятие “макиавеллизм” нередко используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм представляет собой общую стратегию поведения в межличностном общении, тенденцию манипулировать другими людьми ради своей выгоды. Со временем идеи и произведения теоретиков различных стран слились в одно течение антимакиавеллистического характера. Представители этого направления аргументировано доказывали вред для общественной мысли такой теории власти. В 1559 году католическая церковь внесла сочинения Макиавелли в «Индекс запрещенных книг». Существует бесконечно много точек зрения, с которых можно рассматривать это произведение. Произведение Макиавелли «Государь» оказали большое влияние на развитие политической идеологии. В нем сформулированы основные идеи построения диалога между властью и народом в буржуазном государстве. Крайнее выражение идей Макиавелли до сих пор остаётся камнем преткновения.Его теория вызывает споры и дискуссии, поднимает актуальные для современности проблемы борьбы за политическую власть и отражает реальные стороны государственной жизни без приукрашивания яркими красками всех реалий политики. В любом случае, какой бы не была оценка идей великого итальянца, его теория остается блестящим памятником политической мысли ΧVI века и бесценным историческим наследием.

3. «Государь» Никколы Макиавелли.

«Государя надо трактовать, опираясь на исторические события, при которых он создавался и тех, которые предшествовали эпохе Макиавелли. Тогда это произведение не только получит свое оправдание, но и