Смекни!
smekni.com

Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих в Российской (стр. 13 из 18)

Им запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, ноу-хау, торговые секреты, фирменные наименования и т. д.

Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме является по уголовному праву преступлением против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 289 УК РФ).

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом. Государственный служащий не имеет права состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Уголовный кодекс РФ 1996 г. устанавливает уголовную ответственность должностных лиц за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). При этом под незаконным участием в предпринимательской деятельности понимается учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме.

Как следует из судебной практики, в 2009 году в РФ было осуждено по ст. 289 УК РФ 16 бывших государственных служащих[92]. Исследователи отмечают увеличение динамики дел данной категории (см. табл 1).

Таблица 1

Годы 2000 2005 2007 2008 2009
Количество уголовных дел - 7 9 12 19

Для государственного служащего законодательство устанавливает запрет представительства: он не вправе быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ).

Разрешение государственному служащему быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо в подразделениях, непосредственно подчиненных и подконтрольных этому органу, означало бы на практике создание государственному служащему возможностей использовать свои должностные полномочия в интересах частных лиц или лиц, за деятельностью которых он обязан по службе осуществлять контроль и надзор. Поэтому выполнение функций представителя противоречит основным элементам правового статуса государственного служащего.

Сделку, заключенную государственным служащим (неуполномоченным лицом), следует считать недействительной (ст. 168 и 183 ГК РФ). Государственный служащий не имеет права быть поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он служит, либо в подразделениях, которые непосредственно подчинены или подконтрольны этого органу. Осуществление каким-либо субъектом права переданных ему полномочий традиционно осуществляется на основании выданной по установленной форме доверенности. Доверенность - это документ, в котором устанавливаются полномочия представителя, т. е. его право совершать сделки или иные правомерные действия от имени другого лица (ст. 185 ГК РФ). Если такая доверенность адресуется государственному органу, в котором поверенный состоит на государственной службе, или третьим лицам, непосредственно подчиненным или подконтрольным ему, она является недействительной. Если государственный служащий получил полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе, либо в подразделениях, подчиненных или подконтрольных этому органу, то он обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и поставить в известность об этом руководителя государственного органа.

И после увольнения с гражданской службы гражданин не вправе:

- замещать в течение двух лет должности, а также выполнять ра­боту на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обя­занности;

- разглашать или использовать в интересах организаций либо фи­зических лиц сведения конфиденциального характера или служеб­ную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Нормы, предусматривающие правоограничения государственных служащих, закреплены также в уставах некоторых субъектов Федерации. Например, ст. 83 Устава Свердловской области запрещает областным государственным служащим получать какое-либо вознаграждение за осуществление должностных обязанностей, помимо должностного оклада и предусмотренных законодательством премий, надбавок, ценных подарков, компенсаций и пособий. В ст. 73 Устава Вологодской области полностью воспроизводятся ограничения, связанные с государственной службой, которые предусмотрены в п. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации"[93].

4. Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих за рубежом

Особенности законодательства о государственной гражданской службе различных стран определяются рядом факторов, среди которых следует выделить:

а) специфику исторического развития этих стран. В Европе институт профессионального чиновничества, равно как и его нормативно-правовое регулирование, появились раньше всего во Франции[94]. В Великобритании и США до второй половины XIX века не существовало института постоянной профессиональной гражданской службы в ее современном понимании, поэтому законы (статуты, акты) о государственной службе и статусе госслужащих появились в этих странах только в конце ХIХ века.

б) специфику правовой системы. Для стран англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) характерны большое количество нормативно-правовых актов, касающихся госслужбы, отсутствие унифицированной системы законодательства по этому вопросу[95].

Важной чертой является особая, довольно значительная роль нормативно-правовых актов об управлении финансами в регулировании вопросов государственной службы (особенно в Великобритании и Канаде). Кроме того, в Великобритании, в отличие от других стран, вопросы государственных службы регулируются в основном не законами, а актами, принимаемыми по инициативе правительства, – приказами Короля в Совете. Такая практика сложилась исторически.

Правовое регулирование госслужбы в США существенно отличается от иных стран англосаксонской правовой системы. Прежде всего, в основе законодательства о госслужбе США лежат конституционные нормы. Так, в Конституции США 1787 г. говорится о полномочиях Президента "замещать все вакансии, которые откроются в период между сессиями Сената". Кроме того, положения большинства нормативно-правовых актов о госслужбе инкорпорированы в Свод Законов США.

В странах романо-германской правовой системы основой формирования корпуса государственных служащих, как правило, являются Конституция и комплексные законы.

в) специфику государственного устройства. В странах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ) существуют два уровня законодательства о госслужбе – федеральный и субъектов федерации. Федеральная власть имеет право издавать основополагающие предписания по вопросам госслужбы, в связи с чем законодательство субъектов федерации базируется на единых общих принципах и совпадает в наиболее важных положениях.

В странах с унитарным устройством, где сильны тенденции "регионализации", на общегосударственном уровне также устанавливаются только общие вопросы государственной службы. Так, в Италии общие принципы организации государственной службы содержатся в законе, принятом Парламентом – Закон-рамка о государственной службе от 29 марта 1983 г. На основе данного Закона области издают нормы законодательного характера, направленные на организацию работы ведомств и административных учреждений, подчиненных этим областям.

Остановимся подробнее на законодательстве о государственной службе наиболее развитых стран.

В Великобритании вопросы государственной службы регулируются нормативно-правовыми актами (статутами, актами делегированного законодательства) и источниками общего права (конституционные обычаи, судебные прецеденты). Статутами регулируются лишь отдельные аспекты государственной службы: использование и хранение официальной государственной информации (Закон о государственной тайне), полномочия отдельных должностных лиц (Закон о министрах Короны 1975 г., Закон о регулировании полномочий в системе государственной службы 1992 года), общие стандарты прохождения ступеней гражданской службы (Закон о служебных отношениях 1999 года), финансирование служащих (Закон о министерских и иных окладах 1975 г., Закон об ассигнованиях 1996 г.). Консолидированный Закон о гражданской службе отсутствует, что лишает институт британской гражданской службы системности и единого правового стержня[96].