Смекни!
smekni.com

Иные виды ответственности по административному праву дисциплинарная и материальная ответственно (стр. 4 из 7)

Нормы законодательства о правах и обязанностях сторон трудового договора могут быть конкретизированы в этом договоре, иных соглашениях, заключаемых его сторонами (например, договоре о полной материальной ответственности), а также в коллективном договоре и других локальных нормативных актах. Договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. При этом в силу ст. 7 ТК названные соглашения не могут ухудшать правовое положение работника по сравнению с законодательством о труде [5, c. 273].

Правовые нормы, устанавливающие материальную ответственность работника перед нанимателем и последнего перед работником, преследуют цель не только возместить имущественный ущерб, возникший у каждой из сторон трудового договора в результате неисполнения обязанностей другой стороной, но и предотвратить причинение этого ущерба. Тем самым они способствуют точному и неуклонному исполнению названными сторонами своих обязанностей, укреплению законности в сфере трудовых отношений.

Прекращение трудовых отношений после причинения ущерба не освобождает сторону трудового договора от ответственности по трудовому законодательству.

Материальная ответственность работника

Материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать в установленных законодательством пределах и порядке ущерб, причиненный по его вине тому нанимателю, с которым он состоит в трудовых правоотношениях [4, c. 508].

Этот вид ответственности в системе трудового права является одним из средств защиты различных форм собственности [1, c. 52].

По правилам трудового законодательства материальную ответственность могут нести все работники, т.е. все лица, состоящие в трудовых отношениях с нанимателем, независимо от его организационно-правовой формы.

Важнейшие правила этой ответственности закреплены в ст. 400-409 ТК. Законодательство, устанавливая обязанность работника возмещать ущерб, причиненный нанимателю, предусматривает и гарантии сохранения заработной платы работника. Одновременно оно обязывает работодателя создавать работнику условия, необходимые для обеспечения полной сохранности вверенного ему имущества (ч. 7 ст. 400 ТК), и регулирует некоторые организационные отношения. Например, определяет порядок заключения с работниками договоров о полной материальной ответственности (ст. 403, 404 ТК).

Материальная ответственность работника является самостоятельным видом ответственности по трудовому праву и наступает независимо от привлечения его за причиненный им ущерб к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Она не исключает возможности применения к работнику других мер материального воздействия.

Материальная ответственность работника наступает при наличии следующих условий:

  • причинение прямого действительного ущерба;
  • противоправность деяния (действия или бездействия) работника;
  • вина конкретного лица в причинении ущерба;
  • прямая причинная связь между виновным деянием работника и наступившим ущербом [2, c. 924].

Рассмотрим каждое из этих условий.

    Вопрос о материальной ответственности работника может быть поставлен лишь тогда, когда нанимателю, с которым он состоит в трудовых отношениях, причинен прямой действительный ущерб, под которым, в частности, следует понимать: утрату, ухудшение или понижение ценности имущества; необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние выплаты [4, c. 509].

В соответствии с ч. 2 ст. 400 ТК при определении размера ущерба учитывается только прямой действительный ущерб. Наличие такого ущерба является основанием для постановки вопроса о материальной ответственности работника.

Трудовое право не допускает взыскания с работника того дохода, который наниматель мог бы получить, но не получил в связи с неправильными действиями (бездействием) работника. Недополученные доходы, которые отличаются от ущерба тем, что не приводят к повреждению или полному уничтожению наличного имущества, не учитываются. В связи с этим, материальная ответственность, например, за утрату документа наступает только в том случае, если он не может быть восстановлен в необходимые сроки, а его отсутствие наносит нанимателю имущественный ущерб. Также нельзя привлекать к материальной ответственности работников за счетные и иные ошибки, допущенные при инвентаризации, т.е. проводимой в установленном порядке проверке фактического наличия ценностей, если только они не повлекли за собой причинение действительного ущерба. Кроме того, например, нельзя взыскать с рабочего, совершившего прогул, убытки, вызванные простоем станка. Отсутствует реальный ущерб и в том случае, если, например, за фактически выполненную работу была произведена оплата лицам, работавшим без соответствующего оформления [5, c. 276].

Недопустимо возложение на работника ответственности за такой ущерб, который может быть отнесен к категории нормального производственно-хозяйственного риска (экспериментальное производство, введение новых технологий и др.). Риск считается оправданным, если: цель не может быть достигнута обычными средствами; риск способствует той цели, для которой предпринимается; возможность вредных последствий лишь вероятна; объектом риска являются материальные факторы, а не жизнь и здоровье людей. Такой риск возможен, например, при принятии обоснованных управленческих решений, как в сфере производства, так и в сфере обращения ценностей.

В этом, в частности, проявляется защита трудовым законодательством заработной платы работника и отличие материальной ответственности по правилам трудового законодательства от гражданско-правовой.

По гражданскому законодательству (ст. 14 ГК) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

2. Для наступления ответственности требуется, чтобы поведение работника было противоправным. Противоправным является такое поведение (действие или бездействие) работника, когда он не исполняет (или не должным образом исполняет) свои трудовые обязанности, возложенные на него Трудовым кодексом Республики Беларусь, коллективными, трудовыми договорами. Например, он не соблюдает правила обслуживания машин и механизмов, хранения и выдачи материальных ценностей и т.д. Действие признается противоправным, если оно запрещено законодательными актами или иными нормативными правовыми актами. Бездействие – это несовершение определенного действия, которое предписывалось работнику, вменялось ему в обязанность [4, c. 509].

Не являются противоправными действия, совершенные в состоянии крайней необходимости. Таким состоянием могут быть оправданы лишь действия, совершенные для устранения наличной (т.е. уже существующей или непосредственно предстоящей) и действительной (не мнимой) опасности для охраняемого правом интереса [4, c. 509]. Причинение вреда для устранения опасности признается правомерным лишь тогда, когда ее нельзя было предотвратить другими средствами, не связанными с причинением вреда другим охраняемым правом интересам. При этом требуется также, чтобы причиненный вред был меньше предотвращаемого.

Противоправное поведение работника может выражаться не только в ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей, но и в нарушении норм уголовного, гражданского, административного права. Именно в силу этого работник может быть привлечен как к материальной, так и к дисциплинарной, уголовной, административной ответственности, имущественной ответственности по нормам гражданского права. Следует иметь в виду, что если ущерб причинен преступлением, противоправность устанавливается следственными или судебными органами [2, c. 925].

Если противоправность поведения работника, которое привело к возникновению ущерба, установлена вступившим в законную силу приговором суда по уголовному делу, то при взыскании в пользу нанимателя ущерба, причиненного его работником, факт противоправности действия (бездействия) работника считается доказанным.

Если действие (бездействие) работника не охватывается каким-либо актом, то противоправным следует считать поведение работника, явно противоречащее интересам нанимателя.

3. Для возложения на работника материальной ответственности необходимо наличие его вины в причинении ущерба, которая может выражаться в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности в виде самонадеянности или небрежности. Умысел означает не только осознание лицом совершаемых виновных действий, но и желание наступления связанного с этими действиями результата. При неосторожной вине лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно их предвидеть, или же предвидит, но легкомысленно надеется их предотвратить. От формы вины нередко зависит размер материальной ответственности. Наиболее распространенная форма вины при причинении ущерба нанимателю – неосторожность.

Например, присвоить вверенные денежные или материальные ценности работник может умышленно, а порча товара, его недостача могут произойти в результате как умышленного, так и неосторожного поведения лица. Умышленное причинение ущерба обычно влечет более строгую материальную ответственность [4, c. 511].