Смекни!
smekni.com

Типология права. Романо-германская правовая семья, англо-саксонская, мусульманская (стр. 2 из 7)

По вопросу типологии правовых и политических систем существуют раз­личные подходы. За основу классификации могут принимать­ся различные критерии — идеологические, юридические, эти­ческие, экономические, религиозные, географические и т. д. Вполне естественно, что при этом могут формироваться различные новые типологические группы правовых систем. При этом критерии и типологии могут соче­таться в определенных комбинациях.

В настоящее время, как правило, используются критерии классификации правовых систем, опирающиеся, главным об­разом, на этногеографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие право­вые и политические системы:

1) национальные правовые системы;

2) пра­вовые семьи;

3) группы правовых систем.

Национальная правовая система — это конкретно-исто­рическая совокупность права (законодательства), юридиче­ской практики и господствующей правовой идеологии отдель­ной страны (государства). Национальная правовая систе­ма — элемент того или иного конкретного общества и отра­жает его социально-экономические, политические, культур­ные особенности. По отношению к группам правовых систем и правовым семьям национальные правовые системы высту­пают в качестве явления особенного, единичного. Следует отметить, что в настоя­щее время в современном мире насчитывается около двухсот националь­ных правовых систем.

В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. В то же время наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединить отдельные системы в группы, которые принято именовать правовыми семьями.

В общем определении правовая семья — это совокупность национальных право­вых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования[5][5].

В зависимости от особенностей способов правообразования различают следующие правовые семьи современности:

- континентальная семья (романо-германская правовая семья);

- семья общего права (англо-саксонская правовая семья);

- семья обычного права (обычно-традиционная семья);

- мусульманская семья (мусульманское право);

- индусская семья (индусское право);

Данная классификация правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Группы правовых систем - это совокупность национальных правовых систем, выделяемая в рамках той или иной правовой семьи и характеризуемая, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.

Например, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:

- группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Швейцарии, Португалии, Румынии, право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право);

- группу германского права (правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др.).

Внутри англо-саксонской правовой семьи выделяют также две группы:

- группа английского и американского права (Англия, США);

- группа правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.


Глава 2. Романо-германская правовая семья

§ 1. Историческое развитие романо-германской правовой семьи

В своем развитии романо-германская правовая семья проходит весьма длительный путь. Исследователи выделяют три основных периода ее эволюции.

Первым периодом становления и развития романо-германской правовой семьи хронологически считается период, предшествующий ее эволюции вплоть до XIII в. По мнению ученых-юристов, именно XIII в. следует считать временем, когда с научной точки зрения появилась система романо-германского права. До этого времени шел процесс накопления соответствующего материала, изучения его и обобщения, создания предпосылок для формирования единой системы романо-германского континентального права.[6][6]

Второй период развития романо-германской правовой семьи, хронологически определяется с XIII по XVIII в. Он непосредственно ассоциируется с Ренессансом или Возрождением.

Это возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Новое общество вновь осознало необходимость права; оно начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которые необходимы для прогресса.

Романо-германская правовая семья изначально набирала силу и развивалась безотносительно тенденций усиления централизации власти и осуществления каких бы то ни было политических целей. Ее фундаментом с самого начала служила общность культуры и традиций западноевропейских стран. Основными средствами углубления и распространения идей, лежащих в основе романо-германского континентального права, стали европейские университеты.

Именно в них впервые была осознана и популяризирована идея рецепции римского права, его нового осмысления и приспособления к радикально изменившимся условиям. Была выработана университетская концепция права, трактовавшая его как должное (то, что нужно делать), а не как сущее (то, что делается на самом деле).

В университетской правовой науке преобладала тенденция изучения права не столько самого по себе, сколько в тесной связи и взаимодействии с другими "моральными науками" и дисциплинами - философией, религией и теологией. При этом утверждалось, что изучение права преследует не узкопрактическую, прагматическую, а глобальную, сугубо социальную, гуманистическую цель.

Наряду с изучением и попытками частичного внедрения в практику римского и "университетского" права значительное внимание в этот период уделялось каноническому праву.

По мере дальнейшего развития европейского общества претерпевало соответствующую эволюцию и право. Менялось не только представление о нем, но и отношение к нему. В университетских программах и курсах приоритетное отношение к римскому праву постепенно сменялось стремлением сформулировать также принципы права, которые были бы выражением не только академических, но и рационалистических начал. Это новое течение или школа, названная школой (теорией, доктриной) естественного права, окончательно укореняется в университетах Европы в XVII - XVIII в.

Третий период в развитии системы романо-германского права, в значительной мере подготовленный школой естественного права, ассоциируется с усиленным развитием законодательства в европейских странах и кодификацией. Данный период, согласно принятой хронологии, продолжается и в настоящее время.

Характеризуя данный период в развитии системы романо-германского права, Рене Давид не без оснований подчеркивал, что именно в этот период в Европе "впервые возник интерес к позитивному праву"[7][7].

Причины, обусловившие повышение роли позитивного права, закона и законодательства предопределили также, по мере накопления законодательных актов, необходимость и возможность их систематизации, а точнее - кодификации. Кодификация позволила упорядочить действующее законодательство, избавиться от изживших себя, но укоренившихся повсюду нормативно-правовых и иных архаизмов.

Кодификация символизировала собой окончательное завершение процесса формирования системы романо-германского права как целостного явления. Во многих странах европейского континента была проведена систематизация действующих законодательных актов и как результат ее были приняты кодексы - вбирающие в себя все жизнеспособное в романо-германской правовой семье, нормативно-правовые акты. Так, во Франции (1804 г.), в Германии (1896 г.), Швейцарии (1881 – 1907 гг.) и других странах первоначально были приняты гражданские кодексы. Самой значительной была роль французской кодификации, особенно гражданского кодекса (кодекса Наполеона), оказавшей заметное влияние на процесс утверждения принципов права во многих государствах Европы и за ее пределами. В последующем - уголовные, уголовно-процессуальные и другие аналогичные им нормативно-правовые акты.

В настоящее время кодексы, наряду с другими нормативно-правовыми актами и, в первую очередь, с обычными текущими законами, регулирующими практически все, наиболее важные сферы общественной жизни выступают в романо-германской правовой семье в качестве ведущих источников права.

§ 2. Общая характеристика романо-германской правовой семьи

В основе данной семьи права лежит римское право, где в качестве основного источника права выступает писаный закон (нормативно-правовой акт). Данное право формировалось на основе права христианской цивилизации, учитывающего, прежде всего, характер справедливости заключающихся в источниках (формах) права норм. На суд и другие правоприменительные органы возлагается обязанность точной реализации норм права, сформулированных законодателем, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие правоприменительной практики. «Закон в романо-германском праве никогда не отожествлялся и не отожествляется с правом, а «законопорядок», т.е. порядок, складывающийся на основе строгого и неуклонного соблюдения требований, содержащихся в законе, никогда не рассматривался как синоним «правопорядка»[8][8].