Смекни!
smekni.com

Англо-американская модель менеджмента 2 (стр. 6 из 7)

В рамках компонента «Раскрытие информации» сохраняется наиболее высокий относительно других компонентов уровень развития практики корпоративного управления. По сравнению с 2004 годом доля соблюдаемых в среднем рекомендаций в целом по выборке выросла на 20 п.п. до 68% в 2009 году. Однако динамика изменений за последний год заметно снизилась: прирост показателя в 2009 году составил 1 п.п., в то время как в течение 2004-2008 гг. в среднем ежегодный прирост был на уровне 4,75 п.п.

В компоненте «Корпоративная социальная ответственность» постепенный рост уровня данной составляющей практики корпоративного управления российских компаний, наблюдавшийся в течение 2004-2008 гг., прекратился. В 2009 году доля рекомендаций, соблюдаемых в среднем по выборке, осталась неизменной – 46%. Корпоративная социальная ответственность остается наименее развитым из всех рассматриваемых в рамках исследования компонентов практики корпоративного управления.

В рамках каждого компонента практики корпоративного управления выделяются как аспекты, по которым наблюдалась положительная динамика их изменения, так и аспекты, находящиеся на невысоком уровне развития и требующие серьезного улучшения. Подробный анализ по всем аспектам практики корпоративного управления представлен в следующих разделах настоящего исследования.

Анализ результатов исследования показывает, что основным стимулом, побуждающим российские компании улучшать практику своего корпоративного управления, постепенно внедряя и используя больше принципов, стандартов и процедур передовой практики в этой области, продолжает оставаться включение акций компании в биржевой листинг и необходимость соблюдения его правил в части корпоративного управления. Потому компании, имеющие листинг, демонстрируют более высокий, чем в целом по выборке, уровень развития практики корпоративного управления (рис. 2).

Рис.2. Уровень развития практики корпоративного управления в группе компаний, имеющих листинг, и в целом по выборке, 2010 г.

Анализ произошедших в 2009-2010 гг. изменений в практике корпоративного управления показывает, что они в целом отражают тенденции развития общей ситуации в экономике в условиях финансово-экономического кризиса.

Наиболее характерные и довольно предсказуемые в условиях кризиса изменения в практике корпоративного управления наблюдались в рамках компонента «Обеспечение прав акционеров».

В частности, усилился контроль со стороны акционеров компаний за сохранностью их активов. В целом по выборке доля компаний, в которых совет директоров принимает решение об одобрении сделок на сумму менее 10% балансовой стоимости активов, возросла за отчетный год с 38 до 43%5. Среди компаний, имеющих листинг, наблюдался еще больший рост данного показателя, отражающего усиление контроля со стороны акционеров за сохранностью активов – с 51 до 58%. В госкомпаниях также усилился контроль за сделками с активами, однако степень этого контроля оказалась ниже: среди госкомпаний выросла доля тех, в которых совет директоров принимает решение об одобрении сделок на сумму от 10 до 25% балансовой стоимости активов (с 24% в 2008 году до 35% в 2009 году), при небольшом снижении доли тех компаний, где совет директоров одобряет сделки на сумму менее 10% балансовой стоимости активов (с 28% в 2008 году до 24% в 2009 году).

Сложные экономические условия в период кризиса привели к ухудшению практики компаний в области выплаты дивидендов. Так, в целом по выборке доля компаний, которые объявляли и успешно осуществляли выплату дивидендов непрерывно на протяжении последних трех лет, сократилась в 2009 году с 51 до 38%. Более существенное снижение этого показателя наблюдалось среди госкомпаний – с 81 до 34%6.

Кроме того, помимо сокращения числа компаний, выплачивавших дивиденды в кризисный период, ухудшились и условия осуществления этих выплат. Так, в целом по выборке увеличилась доля компаний, которые либо устанавливали большой срок для выплаты объявленных дивидендов (более 60 дней), либо исполняли свои обязательства в указанный срок в объеме менее 90% от суммы объявленных дивидендов. В целом по выборке доля таких компаний увеличилась с 69 до 77%, среди имеющих листинг компаний – с 65 до 82%, а среди госкомпании – с 52 до 69%.

В области деятельности органов управления и контроля в компаниях также можно выделить ряд изменений, произошедших в 2009 году под влиянием кризиса.

В 2009 году значительно возросло число заседаний советов директоров компаний. Так, в целом по выборке доля компаний, в которых заседания совета директоров проходят один раз в шесть недель или чаще, увеличилась с 64 до 73%. Несколько большее увеличение данного показателя наблюдалось среди листинговых компаний – плюс 13 п.п. с 68 до 81%. Наибольший же рост числа компаний, в которых заседания совета директоров стали проводиться более часто, был зафиксирован в подгруппе госкомпаний. Здесь доля компаний, в которых заседания совета директоров проходят один раз в шесть недель и чаще, в 2009 году составила 76% против 57% в предыдущем году.

При росте регулярности, с которой проводятся заседания совета директоров, особенно в минувшем году, чрезвычайно низким остается уровень раскрытия информации об итогах этих заседаний. Так, доля компаний, на Интернет-сайте которых раскрываются протоколы заседаний совета директоров или выписки из них, в целом по выборке в 2009 году составляла 19%, среди имеющих листинг компаний – 27%, а среди госкомпаний – 17%.

Другим примером отсутствия комплексности может служить то, что при росте числа компаний, создающих комитеты совета директоров по аудиту, улучшений качества состава и работы таких комитетов не происходит. В 2009 году наблюдался значительный рост числа компаний, создавших комитет по аудиту: в целом по выборке с 69 до 77%, среди листинговых компаний – с 95 до 99%, среди госкомпаний – с 57 до 72%. Однако, при этом по-прежнему велика доля компаний, в которых в комитет совета директоров по аудиту входят исполнительные директора: в целом по выборке – 54% в 2009 году (54% в 2008 году), среди листинговых компаний – 44% (48%), среди госкомпаний – 52% (58%). Кроме того, в минувшем году сократилась регулярность проведения заседаний комитета по аудиту. Доля компаний, в которых в заседания комитета по аудиту проводятся три раза в год и чаще, в 2009 году составила в целом по выборке 55% против 63% годом ранее, среди листинговых компаний – 56% против 65%, среди госкомпаний – 45% против 50%.

Аналогичная картина наблюдается и в отношении комитетов совета директоров по кадрам и вознаграждениям. В 2009 году доля компаний, создавших такой комитет, увеличилась в целом на 10 п.п. с 55 до 65%, среди имеющих листинг компаний – также на 10 п.п. с 75 до 85%, а среди госкомпаний наблюдался наибольший прирост – плюс 21 п.п. с 48 до 69%. Вместе с тем, доля компаний, в которых в состав комитета по кадрам входят только независимые либо неисполнительные и независимые директора, продолжает снижаться. В целом– 36% в 2009 году против 40% годом ранее, среди листинговых компаний – 51% (52%), среди госкомпаний – 35% (40%). Регулярность проведения заседаний данного комитета в 2009 году также сократилась, причем еще сильнее, нежели регулярность заседаний комитета по аудиту: в целом по выборке – минус 12 п.п. до 51%, среди листинговых компаний – минус 14 п.п. до 51%, среди госкомпаний – минус 18 п.п. до 32%.

При неизменно высокой доле компаний, раскрывающих подробную информацию о членах советов директоров и исполнительных органов, практика раскрытия информации о размере индивидуального вознаграждения членов совета директоров и исполнительных органов остается по-прежнему низкой. Так, в 2009 году доля компаний, раскрывающих информацию о вознаграждениях в индивидуальном порядке по каждому члену совета директоров, в целом по выборке составила 11% (13% в 2008 году), среди листинговых компаний – 16% (21%), а среди госкомпаний – 7% (5%). В части раскрытия информации об индивидуальном вознаграждении членов исполнительных органов ситуация обстоит еще хуже. Доля компаний, раскрывающих такую информацию, в целом по выборке составила в 2009 году 4% (3% в 2008 году), среди листинговых компаний – 3% (5%), среди госкомпаний – 3% (0%).

Как указывалось выше, раскрытие финансовой отчѐтности по РСБУ и МСФО не всегда сопровождается раскрытием соответствующего заключения внешнего аудитора о достоверности данной отчѐтности, что может снижать ценность последней для еѐ получателей.

При раскрытии почти всеми рассматриваемыми в рамках исследования компаниями на своих Интернет-сайтах годовых отчетов (99% компаний в 2009 году), относительно невысоким остается уровень соблюдения этими компаниями требований законодательства к содержанию годового отчѐта. Объем соблюдения требований законодательства к содержанию годового отчѐта в среднем в 2009-2010 году составил 60%, среди листинговых компаний – 67%, среди госкомпаний – 53%.

При достаточно высоком уровне распространения практики реализации проектов корпоративной социальной ответственности для сотрудников общества и членов их семей, а также населения по месту деятельности общества, наблюдается низкая доля компаний, утвердивших внутренний документ, который устанавливает принципы корпоративной социальной ответственности компании. Так, доля компаний, в которых утверждѐн подобный документ о корпоративной социальной ответственности, в 2010 году в целом по выборке составила 27%, среди листинговых компаний – 34%, среди госкомпаний – 24%.

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод о том, что в России, хотя именно англо-американская модель была использована при построении отечественной системы корпоративного управления, ситуация несколь­ко иная. Здесь, в силу чрезвычайно высокой концентрации акционерного капитала, основной корпоративной проблемой является конфликт между мажоритарными и миноритарными акционерами, когда доминирующие собственники, злоупотребляя властью, начинают извлекать выгоду исключительно для себя. Но для разрешения этого вида корпоративных конфликтов нам вряд ли помогут средства, предлагаемые англо-американской моделью. Российским законодателям нужно обратиться, скорее, к опыту стран со сходной структурой акционерной собственности, и в первую очередь к опыту Германии.