Смекни!
smekni.com

Договор аренды зданий и сооружений 2 (стр. 2 из 18)

После революции в советском законодательстве подряд был окончательно выделен в самостоятельный договорный тип. Гражданский Кодекс 1922 года по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется за свой риск выполнить определенную работу по заданию другой стороны (заказчика), последняя же обязуется дать вознаграждение за выполнение задания.

Гражданский кодекс 1964 года определял подряд как договор, по которому подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик – принять и оплатить выполненную работу. Отдельных видов договора подряда ГК 1964 года не содержал, предусматривая возможность установления правил о видах подряда между организациями, а также правил о договорах подряда по обслуживанию бытовых потребностей граждан (бытового заказа) в законодательстве Союза ССР и РСФСР (ст.367).

Нормы, посвященные подряду и строительному подряду, были сгруппированы в разных главах ГК 1964 г. (гл. 30 и 31 соответственно). Строительный подряд рассматривался в качестве самостоятельного договорного типа из-за большого значения для него особых плановых предпосылок и норм императивного характера.

Современный Гражданский кодекс РФ определяет подряд как договор, в силу которого одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.[9]

Предметом договора подряда являются выполнение подрядчиком определенной работы и передача ее результата заказчику. Как выполнение работы, так и передача ее результата существенны для природы подрядных отношений. Работа названа в ГК одним из видов гражданских прав. В соответствии с ГК работа выступает объектом только двух типов обязательств: договора подряда (гл. 37) и договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (гл.38).

Под работами понимаются действия или деятельность, направленные на получение конкретного материального результата. Материальный результат выражается в создании имущественных ценностей, к которым относятся вещи. Законодатель особо отмечает, что «предметом договора подряда являются именно работы по изготовлению, обработке, переработке вещей».[10] Работа по изготовлению приводит к возникновению вещи как нового объекта гражданского права. Обработка вещи влечет изменении ее свойств при сохранении вещи как объекта права. Переработка направлена на уничтожение одних вещей с одновременным появлением других. Уничтожение вещей как таковых также может быть предметом договора подряда (например, утилизация вооружений). Исключение из общего правила о материальном (вещественном) характере результата – проектные и изыскательные работы. Их результат выражается в документе (техническая документация, отчет о результатах изысканий и др.)

Работа как предмет подряда охватывается общей, родовой категорией «деятельность», в которую включают и иные виды деятельности – «услуги» и «труд». Поэтому, характеризуя подряд, его традиционно сравнивают с куплей-продажей, возмездным оказанием услугу, трудовым договором.

Называя, но не раскрывая понятия «работы» и «услуги», ГК тем самым не указывает и на легальные основания для их различий, предоставляя решение этого вопроса судам и ученым при толковании. Традиционно работы и услуги различают в зависимости от того, возникает или нет по их завершении материальный результат, который может существовать после того, как деятельность прекращена. М.И. Брагинский особо подчеркивает, что предмет договора подряда не то, что «делалось», а то, что следовало «сделать»[11].

«Сделанное» и способное к передаче от подрядчика к заказчику после завершения работ отличает подряд от договора оказания услуг, где ценность деятельности заключается не в результате, способом к самостоятельному существованию после завершения работ, а в деятельности как таковой. Когда материальный результат все-таки есть, но передача его невозможна, речь может идти только об услугах, но не о работе. То же самое следует сказать и о результате, выраженном в форме нематериального блага лечение заказчика, поддержание его здоровья. Несмотря на наличие у такого результата сугубо материальных признаков (поставленная пломба и другое), такие действия следуют относить не к работам, а к услугам, поскольку передачи результата в содержании правоотношения нет.

Под предметом договора подряда суды, как правило, понимают содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ.

Определение ВАС РФ от 26.02.2010 N ВАС-796/10 по делу N А50-6407/2009

"...Суд установил, что между институтом (заказчик) и предпринимателем (подрядчик) подписан договор подряда от 12.12.2005, по условиям которого подрядчик обязался по заданию заказчика выполнить работы по демонтажу парапетных плит, цементной стяжки, плит ФЦП, кирпичной кладки парапетов и карнизов, по устройству монолитного ж/бетонного пояса с установкой закладных деталей.

Оценив условия договора подряда, суд апелляционной инстанции установил, что сторонами не согласованы существенные условия договора подряда о его предмете и сроке выполнения работ, в связи с чем на основании ст. 432, 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации признал его незаключенным..."

Один из существенных признаков подрядных работ и их результата – индивидуальная определенность. Статья 702 ГК говорит о том, что предметом подряда являются определенная работа подрядчика и передача ее результата заказчику. «В рамках подряда для заказчика должны выполняться именно эти работы, создаваться (обрабатываться) именно эта вещь. Подрядчик изготавливает, обрабатывает или перерабатывает конкретную вещь или их совокупность (в том числе индивидуальную совокупность вещей, определенных родовыми признаками) специально для данного заказчика».[12] Присущие договору подряда элементы содержания, такие, как право заказчика контролировать ход работ по созданию результата, давать подрядчику обязательные для исполнения указания, обязанность заказчика содействовать подрядчику, распределение риска случайной гибели или порчи материалов (в зависимости от того, какая сторона их предоставила), могут быть реализованы лишь в случае, если работы удается выделить из числа других аналогичных работ, а результат (в том числе незавершенный, на стадии создания) – из числа других результатов.

Отношения по производству продукции из давальческого сырья такими признаками, как правило, не обладают. Сырье, переданное «на переработку», обезличивается и смешивается с сырьем, принадлежащим изготовителю, риск случайной гибели такого сырья должен нести именно он, поскольку выяснить, чье сырье погибло или испортилось, не предоставляется возможным. Контролировать процесс выполнения работ заказчик не в состоянии в силу обезличенности материала, находящегося в переработке, отсутствия возможности понять, какие работы выполняются для данного заказчика, а какие для другого лица. Конкретная продукция специально для заказчика не изготавливается. Нарабатывается известное количество родовых вещей (продукции), из которых на основе субъективного выбора изготовителя выделяется то, что будет передаваться заказчику. Как вещь, определенная родовыми признаками, такая продукция заменима и должна быть передана заказчику независимо от наступления таких обстоятельств, как гибель или порча всей продукции или ее части.

Все это позволяет сделать вывод, что правила договора подряда к большинству отношений по изготовлению продукции из давальческого сырья неприменимы. Изготовление продукции здесь представляет собой встречные договоры купли-продажи (поставки), где расчеты между сторонами производятся в форме зачета встречных денежных требований.

Глава 37 ГК объединяет четыре вида договора подряда: бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательных работ и подряд на выполнение работ для государственных нужд, а также содержит общие нормы («Общие положения о подряде»), применимые ко всем видам подрядных отношений, если не предусмотрены специальные правила.

Единого квалификационного критерия, по которому законодатель обособил именно эти разновидности подряда, нет. Специфика бытового подряда в субъективном составе и публичном характере договора. Его конструкция, принципы построения юридических связей между сторонами во многом схожи с иными видами публичных договоров (розничная купля-продажа, прокат).

Отличительные черты строительного подряда – сфера применения, особый характер предмета, то есть специфика самих работ и их результата. Строительные и монтажные работы выполняются в отношении зданий и сооружений, объектов, охватываемых понятием «недвижимость». Работы, сходные по содержанию, но другие с точки зрения результата, например монтаж оборудования, не являющегося частью объектов недвижимости, строительство временных конструкций и сооружений (декорации к кинофильмам, временные сценические площадки), строительными подрядом не признаются и регулируются общими положениями о подряде.

«Подряд на выполнение проектных и изыскательных работ тесно связан со строительным подрядом как его необходимая предпосылка и исторически был выделен в отдельный вид договора подряда из-за особенностей своего предмета».[13] Результаты проектных и изыскательных работ выражаются не в вещи (созданной или измененной), а в документе, содержащем информацию, особом объекте гражданского права. Это налагает специфику на отношения между его сторонами (не применяются правила о случайной гибели, повреждении или порче результата работ, до приемки-передачи результат подлежит согласованию с заказчиком, а при необходимости – с компетентными государственными органами и др.)