Смекни!
smekni.com

Договор аренды зданий и сооружений 2 (стр. 3 из 18)

Подрядные работы для государственных нужд объединяют строительные и проектно - изыскательные работы, выполняемые для нужд Российской Федерации и ее субъектов за счет средств бюджетов и внебюджетных источников.

Отсутствие общего критерия классификации для отдельных видов подряда к тому, что некоторые отношения могут обладать признаками, позволяющими применить к ним правила нескольких параграфов главы 37 ГК. Для одних случаев это прямо запрограммировано на уровне закона. Например, подряд для государственных нужд, как частный случай строительного подряда и подряда на выполнение проектно-изыскательных работ, предусматривающий для них специальные условия. В соответствии с п.3 ст. 740 ГК правила бытового подряда применяются к строительному подряду, если работы выполняются для удовлетворения бытовых и иных личных нужд заказчика-гражданина. В других случаях нельзя исключать появление спорной ситуации, когда только из толкования правил можно определить, какое из них должно считаться общим, а какое специальным для конкретных видов отношений. К примеру, проектно-изыскательные работы, выполняемые коммерческой организацией, профессионально занимающиеся проектированием дачных домов для заказчика-гражданина. Какие правила здесь будут общими, а какие специальными: подряда на выполнение проектных работ или бытового подряда? Вопрос сложный. На наш взгляд, исходя из толкования п.1ст.737 ГК, устанавливающего особый гарантийный срок для работ по договору бытового подряда, связанного с недвижимостью,- специальные правила будут содержаться в параграфе «Бытовой подряд», но это толкование расширительно, поскольку придется понимать «работы, связанные с недвижимостью», как проектные и изыскательские.

Помимо ГК нормы, относящиеся к подрядным отношениям, содержится в Законе РФ от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей»[14], федеральных законах от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капительных вложений»[15], от 17 ноября 1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»[16], других законах.

Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств не содержат правил, относящихся к общим положениям о подряде, устанавливая в пределах, допускаемых законом, лишь особенности для отдельных видов подрядных отношений. Причем особенности могут иметь как содержание, так и порядок заключения договоров. Последнее, характерно в первую очередь для подрядов с участием государства на стороне заказчика, когда работы оплачиваются за счет средств государственного бюджета.

Большое значение для единообразия правоприменительной практики имеют руководящие разъяснения высших судебных органов. Они также, как правило, посвящены отдельным видам договоров подряда.[17]

1.2. Стороны договора подряда. Существенные условия

Сторонами договора являются подрядчик и заказчик. Заказчик поручает подрядчику выполнение работ и вправе требовать исполнения обязательства, подрядчик- сторона, выполняющая работы и обязанная передать заказчику полученный результат. Общие положения о порядке не ограничивают круг лиц, которые могут выступать сторонами подряда. Действуют общие правила о право- и дееспособности граждан, правоспособности юридических лиц и публичных образований. В предусмотренных законом случаях отдельные виды деятельности подрядчика подлежат лицензированию.[18]

Как и ряд других обязательств, подряд допускает множественность лиц на одной из обеих сторонах договора.[19]

О множестве лиц на стороне подрядчика упоминает ст. 707 ГК. Наличие нескольких подрядчиков само по себе не означает множественности лиц в обязательстве. Несколько подрядчиков могут работать на достижение единого результата по разным договорам, заключенным с заказчиком. Наличие нескольких лиц на одной стороне одного договора, напротив, свидетельствует о множественности лиц в обязательстве.

Для сложных и капиталоемких работ множественность лиц на стороне подрядчика не характерна. Она распространена в сфере дачного строительства, ремонта домов, квартир, где работы выполняются бригадами работников, с которыми заключается единый договор. При неделимости предмета обязательства все подрядчики являются солидарными должниками и кредиторами, то есть приобретают права и несут обязанности в пределах своей доли. Делимость предмета подряда зависит от специфики самих работ и их результата. Предмет обязательства может считаться делимым, если дает фактическую возможность не только разделить процесс выполнения работ (по функциям, времени работы и т.д.), но и потенциально- сдачу-приемку их результатов. Не упоминая о множестве лиц на стороне заказчика, глава 37 ГК, однако, не содержит и запрета на такое множество. Оно нередко возникает в рамках инвестиционной деятельности в сфере капитального строительства, когда ряд инвесторов-заказчиков совместно заказывают и финансируют работы по строительству зданий, сооружений, предприятий.

С позиции множественности лиц на стороне заказчика крайне интересна оценка так называемых договоров участия в инвестировании строительства жилья, получающих все большее распространение. Формально множественности лиц на стороне заказчика здесь нет. В рамках типичной модели таких отношений договор подряда на строительство жилого дома заключается между двумя субъектами – заказчиком и подрядчиком. Заказчик по отдельным договорам привлекает денежные средства от третьих лиц – инвесторов с обязательством передать в их собственность квартиры и встроенные нежилые помещения после того, как строительство будет завершено и право собственности оформлено на заказчика. Однако оценка реальных интересов участников отношений, а также тех прав и обязанностей, которые они получат по итогам завершения строительства, позволяет рассматривать совокупность договоров инвестиционного проекта в качестве притворной сделки, прикрывающей договор подряда, где заказчиками являются все лица, финансирующие работы и получившие право на приобретение в собственность частей готового результата. Первичный заказчик, по сути, выполняет функции инженерной организации[20], действующей в интересах инвесторов (при этом сам может быть соинвестором) и посредничающей во взаимоотношениях подрядчика и инвесторов - заказчиков.

Признание совокупности сделок, заключенных в рамках инвестиционного проекта, притворными, прикрывающими договор подряда с множественностью лиц на стороне заказчика, приобретает особенную актуальность, когда по вине подрядчика и основного заказчика (в том числе из-за злоупотреблений при расходовании инвестиционных ресурсов) объект построен с нарушениями или не построен вообще, а основной заказчик оказывается финансово несостоятельным и не может (не желает) удовлетворить требования инвесторов. Применяя последствия недействительности притворной сделки[21], пострадавшие инвесторы будут в состоянии обратить иски против основного заказчика и подрядчика.

Привлечение подрядчиком к выполнению работ третьих лиц создает особую конструкцию подрядных отношений – генеральный подряд. Интерес заказчика в договоре заключается в первую очередь в результате работ, а уже во вторую - в том, как этот результат был достигнут. Поэтому в качестве общего правила гл. 37 ГК предусматривает свободу выбора подрядчиком средств и способов достижения этого результата (разумеется, в пределах, установленных нормативными актами и договором). Подрядчик, неся ответственность за результат, определяет оптимальные способы выполнения работ, принимает решение о привлечении к работам третьих лиц. Лица, привлеченные подрядчиком, называются субподрядчиками, сам подрядчик в этом случае становится генеральным подрядчиком (п. 1 ст. 706 ГК). Привлечение субподрядчиков возможно, если иное прямо не установлено законом или договором. Отношения между генеральным подрядчиком и субподрядчиком носят двусторонний характер, строятся на основании отдельных договоров. «Субъектами договора подряда субподрядчики не являются, и полную ответственность за их действия перед заказчиком несет подрядчик, а допущенные субподрядчиками нарушения рассматриваются как нарушения со стороны генерального подрядчика».[22]

Юридические связи между заказчиком и субподрядчиками, по общему правилу, не возникаю, поскольку участниками единого правоотношения эти лица не являются. Однако, возможны ситуации, когда возникновение отношений между заказчиком и субподрядчиком обоснованно с организационной, так и с экономической и юридической точек зрения. Де-юре выбор субподрядчика всегда производится по усмотрению генерального подрядчика. На практике заказчик может рекомендовать ему заключение договора с определенным субподрядчиком и даже наставать на таком договоре. Рекомендация обычно связана с уникальностью работ, возлагаемых на субподрядчика (художественный паркет, копирующий исторические дворцовые интерьеры, изготавливаются только одной организацией или предпринимателем), опытом предшествующего сотрудничества заказчика с рекомендуемым лицом.

Отношения заказчика и субподрядчика могут устанавливаться при соблюдении двух условий.[23] Первое – они ограничены правом предъявления требований, связанных с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком. Без факта нарушения договора, заключенного между заказчиком и генеральным подрядчиком, субподрядчик не может предъявить требования к заказчику, как и не может предъявить требования к субподрядчику заказчик, если не нарушен договор субподряда. Втрое – возможность предъявления требований должна быть прямо предусмотрена законом или договором.