Смекни!
smekni.com

Заключение и вступление в силу международного договора (стр. 4 из 9)

Договор не может быть осуществлен внутри страны, пока он не опубликован. Конституция РФ не содержит формального требования опубликования международного договора, но косвенно указывает на это в ч. 3 ст. 15: "Законы подлежат обязательному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются..." Кроме того, в ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" упоминается: "Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты".

Что касается использования норм международного права в конкретных ситуациях, то представляется, что для этого в национальном законодательстве абсолютно необходимы отсылочные нормы к международному праву. Использование норм международного права в нормотворческой деятельности вполне возможно и без отсылок к ним. Суть отсылок в том, что они не создают в национальном законодательстве новые материальные нормы, а лишь допускают, разрешают применение норм международного права для регламентации конкретных отношений, возникающих внутри государства. Отсылка признается одним из способов соотношения норм национального и международного права.

Рассуждая на тему международного договора в правовой системе России, нельзя не обозначить проблему его соотношения с национальными источниками права, в частности с Конституцией России и законами, а значит, определения его места в системе источников внутригосударственного права. Однако вопрос этот достаточно неоднозначный и требует отдельной проработки.

В завершение хотелось отметить, что в последнее десятилетие международный договор приобрел значительную силу не только как источник международного права, но и как регулятор внутригосударственных общественных отношений. Это связано с активным участием государств в международной жизни и стремлением развивать международные отношения на более высоком правовом уровне. Поэтому все больше стран включают в состав своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. В свою очередь, правовая система вообще и Российской Федерации в частности представляет собой сложное многоаспектное явление, состоящее из совокупности всех правовых явлений, существующих в стране, - не только внутригосударственных, но и связанных с международным правом. Национальная и международная правовые системы, являясь самостоятельными явлениями, оказывают существенное влияние друг на друга. Поэтому условно нормы международного права, в том числе и договорные, действуют на право России (статическую, системообразующую часть правовой системы), правоотношения, правовую деятельность в целом, правосознание, правовую идеологию (динамическую часть). Однако то, что нормы международного права дополняют нормативный массив правовой системы РФ, вовсе не означает, что они становятся частью права РФ или ее законодательства. В связи с этим нельзя ставить договор как источник международного права в один ряд с законом - одним из источников внутригосударственного права. А построение иерархичности норм внутригосударственного права, учитывая регулятивное воздействие международных договоров, является отдельной и достаточно сложной проблемой в исследовании.


В доктрине международного права выделяют следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; принятие текста договора; выражение согласия на обязательность договора. Представляется целесообразным рассмотреть каждую стадию в отдельности.

1. Разработка текста договора уполномоченными на то лицами. Выступать от имени государства при разработке текста договора и на всех последующих стадиях управомочено только то лицо, которое наделено для этого необходимыми полномочиями. Полномочия - это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору. Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации) считаются представляющими свое государство без полномочий ex officio.

При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний - сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган международной организации.

Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласован, необходимо установить его аутентичность, что означает, что текст договора окончателен и изменениям не подлежит. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным. В соответствии со ст. 10 Венской конвенции 1969 г. аутентичность может устанавливаться путем подписания, подписания ad referendum или парафирования самого текста договора либо заключительного акта конференции, содержащего этот текст. При этом необходимо иметь в виду, что сами договаривающиеся государства устанавливают, каким образом они будут определять аутентичность текста.

Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией.

Под парафированием понимается, как правило, постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств или международных организаций, причем после парафирования вносить в текст какие-либо поправки воспрещено, иначе данная процедура утратила бы свой смысл. Парафирование отличается от подписания и по техническим условиям: уполномоченные лица ставят свои инициалы в углу каждой страницы, но они не имеют права расписываться там, где должна стоять подпись за правительство или за государство.

Вообще, согласно Венской конвенции 1969 г., парафирование может быть и способом выражения согласия на обязательность договора, если об этом условятся стороны договора, хотя на практике такой способ применяется крайне редко.

2. Принятие текста договора. Текст договора может приниматься либо голосованием (единогласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон), либо консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников переговоров. Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будет изменено соответствующее положение договора или возражение не будет снято). Если договор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора. Текст договора, разрабатываемый на конференции, может приниматься также путем включения его в заключительный акт конференции, совещания.

3. Согласие на обязательность договора. С выражением согласия на обязательность договора связано вступление договора в силу. До тех пор, пока государство не выразит свое согласие на обязательность для него договора в целом или его части, оно не будет связано его положениями.

В доктрине международного права чаще всего указывают шесть наиболее употребляемых способов выражения согласия на обязательность договора, однако этот перечень не является исчерпывающим, т.е. возможны и другие способы, о которых стороны могут договориться.

Наиболее распространенным способом выражения согласия является подписание. Следует различать подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения.

Если в первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступление в силу, то во втором случае вступление в силу наступает только при выполнении условия ратификации, принятия, утверждения или одобрения.

Необходимо отличать подписание под условием ратификации от упомянутого выше парафирования. Под последним принято понимать установление аутентичности текста, окончательное согласование текста международного соглашения, т.е. согласие с текстом не идентично с юридической точки зрения согласию на обязательность договора.

Как правило, подписание как способ выражения согласия на обязательность договора влечет за собой вступление его в силу. В этом случае в тексте договора прямо указывается, что он вступает в силу со дня подписания. Часто, однако, бывает так, что в тексте договора отсутствуют положения о его вступлении в силу. Исходя из сложившегося в международной практике правила, следует считать, что такие договоры вступают в силу со дня подписания.

В российской практике значительное большинство договоров заключается именно путем подписания. Это связано с тем, что по Конституции Президент и Правительство наделены достаточно широкой собственной компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для государства.

Двусторонние договоры подписываются, как правило, представителями обоих договаривающихся государств в одном месте и одновременно, однако на практике встречались и случаи подписания договора (главами двух государств или их правительств) в каждой из столиц и даже не в один день.