Смекни!
smekni.com

Заключение и вступление в силу международного договора (стр. 7 из 9)

Анализ содержания соответствующих положений ряда заключенных государствами - участниками СНГ двусторонних и многосторонних договоров и практики их претворения в жизнь приводит к выводу, что не исключено возникновение определенных проблем практического плана.

1. Трудность определения даты вступления договора в силу

Она возникает, если договор не содержит четких и определенных положений на сей счет. Так, некоторые международные договоры предусматривают, что они вступают в силу со дня их подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу, - со дня сдачи соответствующих документов депозитарию. О необходимости выполнения таких процедур государства в течение трех месяцев с момента подписания соответствующего договора извещают депозитария <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 12 Соглашения об обмене информацией в сфере образования государств - участников Содружества Независимых Государств от 31 мая 2001 года // БМД. 2002. N 3; ст. 28 Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 года // БМД. 2002 N 3; Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года // Справочно-правовая система (СПС) и др.

Казалось бы, приведенное договорное положение следует понимать так: если в течение трех месяцев нет уведомления о необходимости осуществления процедур, то напрашивается вывод, что в таких процедурах нет необходимости и договоры надо считать вступившими в силу со дня подписания для государств, чьи уведомления отсутствуют. Уведомления о необходимости осуществления процедур, представленные после трехмесячного срока, не должны менять их статус договора. Однако на практике это не всегда так <2>.

--------------------------------

<2> См.: Справка о ратификации документов и выполнении внутригосударственных процедур по документам, принятым Советом глав государств, Советом глав правительств и Экономическим советом Содружества Независимых Государств (по состоянию на 1 января 2006 года) // СПС. Эта информация используется в дальнейшем при характеристике статуса международных договоров.

Например, Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года вступило в силу для Российской Федерации со дня подписания, хотя уведомление об осуществлении необходимых для вступления его в силу процедур депонировано 16 апреля 2001 года. Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 года <3> также вступило в силу для Российской Федерации со дня подписания, а уведомление, подтверждающее осуществление процедур, сдано 28 февраля 2003 года.

--------------------------------

<3> БМД. 1996. N 10.

Примеры иного определения даты вступления договора в силу: 29 марта 2001 года Республика Беларусь депонировала уведомление о необходимости выполнения внутригосударственных процедур для вступления в силу Соглашения о мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний от 4 июня 1999 года, то есть нарушив договорное положение о трехмесячном сроке. Уведомление об осуществленных процедурах депонировано 29 июня 2004 года. Соглашение в отношении Республики Беларусь вступило в силу 29 июня 2004 года.

Киргизская Республика представила уведомление о необходимости ратификации Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 года не в трехмесячный срок, как того требует ст. 13 Конвенции, а 28 ноября 2002 года (то есть с просрочкой более чем в пять лет). Конвенция для нее вступила в силу 4 августа 2003 года - в день сдачи уведомления об осуществленных процедурах.

Приведенные примеры подтверждают, что период ожидания уведомлений о необходимости осуществления процедур нередко затягивается на несколько лет, и, следовательно, статус договора не ясен в отношении тех государств, которые такие уведомления в срок не представили.

Проблема выяснения статуса договора осложняется, когда обязанность уведомить о необходимости осуществления процедур вообще на государства не возлагается. Например, Соглашением о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств, от 27 марта 1997 года <4> предусматривается, что оно "вступает в силу со дня его подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи соответствующих документов депозитарию" (ст. 9).

--------------------------------

<4> Российская газета. 1997. 12 мая. Аналогичные положения предусмотрены в Соглашениях об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды от 11 сентября 1998 года (ст. 10) // БМД. 2003. N 7; о создании системы межбиблиотечного абонемента государств - участников СНГ от 13 января 1999 года (ст. 11) // БМД. 2004. N 3 и др.

Приведенное положение ст. 9 Соглашения дает основание предполагать, что вопрос о том, для каких государств Соглашение вступило в силу, а для каких - нет, может возникнуть в любой момент после его подписания. Из Соглашения следует, что его надо решать на основе изучения законодательства. Если законодательство такую необходимость не предусматривает, то Соглашение можно считать вступившим в силу для данного государства со дня подписания, даже если это государство решило осуществить такие процедуры. Проделав такую аналитическую работу и придя к выводу, что Соглашение является для данного государства обязательным, субъекты, которым адресованы нормы этого Соглашения, обязаны им руководствоваться. Например, в соответствии со ст. 2 Соглашения лицензиары сторон (государственные органы, уполномоченные вести лицензирование строительной деятельности) обязаны взаимно признавать выданные ими лицензии на отдельные виды строительной деятельности, по которым у них порядок выдачи лицензий эквивалентен, путем оформления и выдачи лицензиату соответствующей национальной лицензии. Лицензиаты - юридические или физические лица (индивидуальные предприниматели), имеющее лицензию на осуществление отдельного вида строительной деятельности, вправе ссылаться на Соглашение при обращении с просьбой о признании их лицензий. Основой для такой оценки статуса Соглашения в отношении Российской Федерации является законодательство Российской Федерации.

В законодательстве Российской Федерации нет норм о необходимости ратификации или утверждения (принятия) договоров, посвященных строительной деятельности.

Федеральный закон от 15 июля 1995 года "О международных договорах Российской Федерации" <5> (далее - Закон) не содержит перечень договоров, подлежащих утверждению, как, например, перечень договоров, подлежащих ратификации (ст. 15). Статья 20 "Утверждение, принятие международных договоров" устанавливает, какие органы и в каком порядке утверждают международные договоры. Пункт 1 ст. 20 Закона посвящен договорам, которые предусматривают, что они подлежат утверждению, то есть с ним (утверждением) связывается вступление данного договора в силу. Судя по содержанию пункта, это может быть любой договор, в том числе договор, который в соответствии со ст. 15 Закона должен подлежать ратификации (п. 1, "а"). Если договор должен подлежать ратификации, то включение в него положений об утверждении не согласуется с положениями Закона (п. 1 ст. 15).

--------------------------------

<5> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Таким образом, по большому счету договор, не предусматривающий утверждение (принятие), не должен подлежать обязательному утверждению в Российской Федерации. Осуществление процедуры утверждения таких договоров Российской Федерацией является ее инициативой, находящейся за пределами требования законодательства. Следовательно, Соглашение о взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств - участников Содружества Независимых Государств, от 27 марта 1997 г. можно считать вступившим в силу для Российской Федерации со дня подписания, несмотря на то что 31 декабря 2004 года (более чем через семь лет после подписания!) Российская Федерация уведомила депозитария о том, что необходимые внутригосударственные процедуры выполняются.

Законодательство РФ не требует обязательной ратификации или утверждения договоров, посвященных сотрудничеству в сфере межбиблиотечного обслуживания. Тем не менее Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств - участников СНГ от 13 января 1999 года вступило в силу для РФ не со дня его подписания, а с даты сдачи депозитарию документа, подтверждающего осуществление внутригосударственных процедур, - 16 октября 2003 года <6>.