Смекни!
smekni.com

Государственный аппарат и власть монарха в Древнем Китае (стр. 2 из 5)

Местное управление в эпоху Шан-Инь не представляло собой иерархически соподчиненную структуру. Имелось большое количество владений со своими вождями-правителями (чжухоу)[10], кото­рые подразделялись на 8 рангов. В Древнем Китае сложилась спе­цифическая система управления по зонам. В центральной зоне (столица и определенная область вокруг нее) господствовал ван и его администрация. В средней зоне (в нее входили области, при­мыкавшие к центральной зоне) управление осуществлялось род­ственниками вана (как мужчинами, так и женщинами) или мест­ными титулованными правителями. В периферийных зонах власть принадлежала вождям племен, признававших власть центра.

Чжухоу (местные вожди, правители), признав власть центра, обязывались исполнять приказы вана, регулярно прибывать ко двору и присылать дань. Они могли рассчитывать на военную помощь вана в случае вторжения врага на их территорию.

Военная организация периода Шань-Инь была представлена разнообразными воинскими контингентами. Верховным главнокомандующим являлся ван. Чжухоу поставляли отряды численностью от 3000 до 10000 человек. Непосредственное руководство ополчением могло быть возложено на избранного военачальника. Войска структурно делились на пехоту, всадников, боевые колес­ницы. Воины были вооружены мечами, копьями, луками и стре­лами.

Государственный строй в государстве Чжоу не сильно отличался от предыдущего. Верховная власть сосредоточилась у вана, который получил титул тяньцзы («сын неба»)[11]. Его личность обожествлялась. «Сын неба» становится первосвященником.

Центральное управление было более сложным, нежели в шан-иньской эпохе. Существовала четкая иерархическая лестница сре­ди высших чиновников, на ее вершине находился главный упра­витель (сян) – глашатай воли вана. Бывало, что должность сяна становилась наследственной. Он наблюдал за состоянием храмов, посвященных предкам вана.

Следом за управителем шли советники – три гуна. Они руко­водили соответственно тремя ведомствами: финансовым, воен­ным и общественных работ. В некоторых источниках их называ­ют по титулам «великий наставник», «великий учитель», «великий покровитель»[12].

Военное ведомство возглавлял советник, носивший звание «великий начальник лошадей и войск царских поместий». Он ру­ководил набором рекрутов в армию, их обучением, обеспечивал снабжение армии.

Финансовое ведомство возглавлял другой советник. Он обес­печивал сбор налогов, которые взимались натурой. Существовала подушная подать – уплата одного мешка зерна с каждого взрос­лого члена семьи. Взрослое население отрабатывало 20 дней в го­ду в пользу вана.

Ведомство общественных (земледельческих) работ возглавлял советник, имевший титул «Начальник множества, охраняющий народ». В трактате «Чжоу-ли» значилось, что ведомство земледе­лия должно «считать население и давать ему поля, проверять его вооружение, обучать его сеять и жать». Кроме того, чиновники ведомства вели земельные кадастры, учет скота, контролировали работы на «дом царя» и землепользование рядовых общинников в целях взимания с них податей[13]. В 594 г. до н.э. был введен налог с количества обрабатываемой земли. Пахотные земли закрепляются за отдельными семьями с правом наследования.

В дворцовой системе управления функционировали храни­тель сокровищ царя, чиновник по вопросам суда и наказаний (сыко)[14], начальник архива, главный писец и чиновник по ритуа­лам и др. В услужении каждого чиновника находились слуги-рабы. Так, при начальнике управления скотом их насчитывалось 120 человек, а руководителя арсенала – 80. Особое место в двор­цовой системе управления занимали верховный жрец и великий гадатель.

Местное управление. Территория западночжоуского Китая делилась на 70 уделов, возглавляемых удельными правителями – чжухоу. Следует отметить, что в 55 уделах власть принадлежала родственникам вана. Под началом чжухоу состоял чиновничий аппарат подобный центральному. Низшей и основной админист­ративно-хозяйственной единицей Китая была соседская община. В общине избирался староста и совет старейшин. Община состоя­ла из восьми дворов. Четыре общины составляли деревню. Четы­ре деревни составляли село. Четыре села составляли волость (округ)[15].

Судебная система не была представлена отдельными органа­ми, осуществляющими правосудие. Сведения о судебной организации эпохи Шань-Инь доста­точно отрывочны. Из китайских источников следует, что суд не был отделен от администрации. Судебными полномочиями обла­дали ван, чжухоу, многочисленные чиновники и сельские старос­ты[16].

Регулярные войны приводят к изменению комплектования армии. Соседская община выставляла одного воина, провиант и фураж, боевую или обозную колесницу. Село поставляло одного коня и трех волов. Волость (округ) – четырех коней, двенадцать волов, трех обученных воинов, семьдесят два необученных пехо­тинца. Если война носила длительный характер, то проводились дополнительные наборы воинов, сборы продовольствия, фуража и поставки скота.

В состав чжоуской армии входили подразделения пехоты, ка­валерии, боевых колесниц, обозы. Император Китая имел люц-зюнь (шесть армий – 75000 человек)[17]. Удельные князья с титулом гун (называвшиеся дагд) имели право формировать саньцзюнь (три армии – 37500 человек). Удельные князья с титулами хоун бо (называвшиеся чжунгд) формировали эрцэюнь (две армии – 25000 человек). Удельные князья с титулами цзы и нань (называвшиеся сяогд) формировали цзюнь (одну армию – 12500 человек). Армия делилась на более мелкие подразделения: ши – 2500 человек, люй – 500, цзу – 100, лян – 25, у – 5 человек[18].

Существенные изменения происходят в военной организации. Наблюдается тенденция перехода к постоянному войску. Армей­скими подразделениями управляли командиры отрядов и младшие военноначальники. Упраздняются подразделения колесниц, ударной силой армии становится кавалерия. Пехота к V в. до н.э. получает железное оружие и доспехи. Отношения между офицер­ским и рядовым составом строятся на основах конфуцианской морали, т.е. как между строгим подчинением отцам детей. Воинская дисциплина поддерживается жесткими мерами (телесными наказаниями, оставлением без пищи, смертной казнью). Огромное внимание уделялось своевременному снабжению войск оружием, лошадьми продовольствием, фуражом. В качестве самостоятельной части армии выделяется обоз. При ведении наступательных войн при­менялись осадные приспособления (лестницы, тараны, стенобитные орудия). Успешно развивалась военно-инженерная мысль. Строились города-крепости, дороги, мосты.

Процесс ослабления центральной власти привел к созданию семи «могущественных царств»[19]: Вэй, Хань, Ци, Цинь, Чжао, Чу, Янь. Эти княжества стали самостоятельными государствами. Центробежные тенденции объясняются экономическим развитием отдельно взятых княжеств, разложением сельской общины, обра­зованием крупного землевладения.

Период с начала V по III вв. до н.э. именуют периодом Чжаньго («воюющие царства»[20]). Междоусобные войны привели к окончательному крушению единого государства.

Возрождение единого сильного централизованного государства на базе царства Цинь, рождение государства, вошедшего в историю под названием – «государство Цинь», прежде всего связано с приверженцем идей конфуцианства, реформатором Шан Яном (358-348 гг. до н.э.). Его реформаторская деятельность в должности министра приходится на время правления царя Сяо-Гуна. К этому истори­ческому моменту царство Цинь уже выделялось среди прочих «воюющих царств» своим богатством, созданным за счет торгов­ли с северными соседями – кочевыми племенами южной Маньчжурии. По величине сконцентрированного в их руках богатства купцы и ростовщики далеко превзошли старую родовую землевладельческую аристократию, при этом по-прежнему оставались в бесправном положении. По существу, Шан Ян с его реформами оказался выразителем интересов «новой знати», хотя и принадле­жал к приближенным царствующего дома.

Немаловажное значение имело введение единой системы мер и весов, единой денежной системы, унификация иероглифическо­го написания.

К середине III в до н.э. царство Цинь присоединило одно за другим соседние царства. Последним непокоренным южным княжеством оставалось Чу в долине среднего течения реки Янцзы. Благодаря умелой политике, правитель Ин Чжэн (будущий импе­ратор Цинь Ши-хуанди) завершил объединение Китая под своей властью. В состав централизованной империи Цинь входили об­ширные территории от южной Маньчжурии до Сычуани и Гуан-дуна. На востоке ее границы простирались до Кореи. Даже Вьетнам признал себя вассалом Цинь. Для защиты от кочевников с севера была сооружена Великая китайская стена, простирающаяся от Ляодунского залива до границ современной провинции Ганьсу, – одно из грандиознейших сооружений на Земле.

Ближайшими помощниками императора являлись три гуна (чэнсян, тайвэй, юйши дафу). Чэнсян возглавлял работу аппара­та управления и осуществлял все указания императора. Тайвэй выполнял функции главнокомандующего вооруженными силами Китая. Юйши дафу и его помощники осуществляли надзор и контроль за многочисленной армией чиновников. Особые чиновники выполняли важнейшие поручения императора, расследовали за­говоры, преступления, направленные против императора, кон­тролировали деятельность местной администрации. Особую роль в государстве играл верховный жрец. Он вел наблюдение за совершением жертвенных обрядов. В его ведении были музыканты, государственные гадатели, а также многочис­ленные советники императора.