Смекни!
smekni.com

Конституция России как основной закон государства 2 (стр. 2 из 6)

Компетенция РСФСР как государства, входящего в состав Союза, в отличие от последующих конституций определялась не прямо, а лишь через предметы ведения высших органов РСФСР.

2. В связи с появлением субъектов РСФСР в ее Конституцию были включены положения, определяющие их статус и полномочия Федера­ции в отношении их.

В структуре Конституции была выделена гл. 4 «Об автономных со­ветских социалистических республиках и областях», в которой устанав­ливались принципы формирования в них органов государственной вла­сти, порядок принятия основных законов (конституций) АССР и Поло­жений об автономных областях.

К ведению Всероссийского Съезда Советов было отнесено оконча­тельное утверждение конституций АССР. К совместному ведению Съезда и ВЦИК относилось установление границ АССР, утверждение конституций АССР, разрешение споров между АССР и другими частя­ми Федерации, отмена постановлений съездов советов АССР и авто­номных областей, нарушающих настоящую Конституцию или поста­новления верховных органов РСФСР.

Последующее конституционное развитие РСФСР уже напрямую связывалось с принятием новых союзных конституций. Причем шел процесс все большего совпадения структуры и содержания конститу­ций республик и Конституции СССР и создания почти единообразного текста конституций всех союзных республик.

Поэтому основные черты и особенности последующих конститу­ций РСФСР являлись полностью производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

Принятие Конституции РСФСР 1937 года было следствием введе­ния в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей консти­туционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение ос­нов социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и эле­ментов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союз­ных республик отличаются следующими чертами.

1. Они сохранили, как и прежние конституции, классовую сущ­ность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма вы­ражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуата­торских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избира­тельное право при тайном голосовании. Конституция впервые закре­пила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равнопра­вие граждан только «независимо от их национальности и расы».

2. В конституции впервые были введены главы об основных правах
и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обя­занностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Одна­
ко возможность использования политических прав гарантировалась по
конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в це­лях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически
ориентированы.

3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии
была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР
1936 года и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане
из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во
Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся
передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие
социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех
организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отли­чие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже
закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена
частной собственности, господство социалистической системы хозяй­ства и социалистической собственности на орудия и средства произ­водства, установление государственного народно-хозяйственного пла­на, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь го­сударства, и др.

5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приоб­рели более совершенный вид. В них четко выделены основные государст­венно-правовые институты, на объективных основах систематизированы
конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство»,
«Государственное устройство», «Основные права и обязанности граж­дан».

6. В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в преж­них, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма
о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государ­ственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные
права.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.

7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конститу­ции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройст­во. Появились самостоятельные главы о высших органах государствен­ной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 году[3].

На ее основе в 1978 году была принята Конституция в РСФСР, как и конституции в других союзных республиках.

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 года претерпевала значительные изменения. Это касалось не толь­ко содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего су­ществования, в отличие от прежних, была самой нестабильной, изме­нялась часто, причем самым радикальным образом. Вот почему ее ха­рактеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.

В первые 10 лет (до начала периода, получившего название «пере­стройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Кон­ституция РСФСР 1978 года, характеризовалась следующими чертами.

1. Принятие всех конституций этого периода должно было отра­зить новый этап, в который, как утверждалось, вступило советское об­щество, — этап «развитого социализма», означавший превращение со­ветского государства из государства диктатуры пролетариата в общена­родное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех
конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик
было впервые введено понятие «народ»; именно он был объявлен субъ­ектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущ­ности конституции была общепринятой в политической и государст­венно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это под­твердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 года прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 года, Конституции РСФСР 1925 года, Конституции РСФСР 1937 года.

2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они
еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической пар­тии, которая является «руководящей и направляющей силой советско­го общества, ядром его политической системы, государственных и об­щественных организаций», как записано в ст. 6 Конституции СССР 1977 года и в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года.

Знаменательно, что это была самостоятельная статья о партии, при­чем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней — статья о пар­тии включалась в гл. X и положение о ней составляло часть ст. 126).

Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли пар­тии как основы всей государственной структуры.

3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность де­мократии, которая именовалась «социалистической демократией». Од­нако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частно­сти, принцип равенства граждан перед законом независимо от проис­хождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан, вве­дя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья, и др.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные во­просы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.