Смекни!
smekni.com

Конституция России как основной закон государства 2 (стр. 5 из 6)

Конституции, как правило, представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять, как, на­пример, в Англии, система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конститу­ции.

Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными.

Нередко положения конституции представляют собой лишь декла­ративные установления, принципы и нормы которых не находят отра­жения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными. В значи­тельной мере таковыми являлись советские конституции, особенно те их положения, которые утверждали народовластие, полновластие Со­ветов, демократические основы строя и статуса личности.

2.2 Сущность конституции

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности кон­ституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением во­проса о том, чью волю конституция выражает.

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясня­ется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании отно­сится к XVIII в. и связано с эпохой буржуазно-демократических рево­люций, с распадом феодального общества под натиском нарождающе­гося капиталистического строя.

Идея писаной конституции впервые возникла в Англии, которую К. Маркс метко охарактеризовал как «демиурга буржуазного космоса». Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 года, а также принятые в 1791 году Конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина «конституция» (что означает — уч­реждаю, устанавливаю) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота «rempublicamconstitutire», кото­рым начинались акты римских императоров.

Наряду с термином «конституция» применялось на первоначаль­ных этапах ее становления и наименование «основной закон» (lexfundamentales).

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стра­не, действующая Конституция РФ 1993 года устранила двойное наиме­нование, сняв даваемые в скобках слова «Основной Закон» как ставшие излишними.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конститу­ции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей спра­ведливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» конституций, которые со­ставляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и за­имствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и за­крепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущ­ность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, т. е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности консти­туции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необ­ходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав че­ловека и гражданина, полного огосударствления общества. Все совет­ские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и об­наженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классо­вой сущности конституции. В Конституции 1993 года заложены другие начала — общедемократические. По своему источнику она является на­родной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 года и трактовка конститу­ции как общественного договора, который требовал поголовного, еди­ного, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несоглас­ным даже предписывалось покинуть государство или считать себя ино­странцами.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как соглас­ные с конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что она принимается при участии большинства избирателей и поддержива­ется этим большинством. Однако демократия несовместима и с дикта­турой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Таким образом, действующая Конституция РФ по своей сущности является конституцией демократического правового государства, вопло­щением воли многонационального российского народа, выраженной путем всенародного голосования, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые утверждают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод.

2.3 Структура Конституции Российской Федерации

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группи­ровки однородных конституционных норм в разделы, главы и последова­тельность их расположения.

В основе обобщения конституционных норм в определенные еди­ные комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирова­ния, т. е. связанность норм характером общественных отношений, на которые они воздействуют.

Последовательность расположения в конституции соответствующих комплексов норм зависит от нескольких факторов: учет взаимосвязи этих норм друг с другом, первичность и производность их друг от друга, опре­деленные концепции, заложенные в конституции. Все это очень важно для осмысления ее структуры, учет которой является непременным эле­ментом квалифицированной правоприменительной деятельности.

Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствую­щей идеологии, зрелость той или иной сферы общественных отноше­ний, подготовленность их к правовому воздействию, процессы совер­шенствования юридической техники.

Значительное влияние на структуру прежних конституций России оказал факт пребывания РСФСР в составе СССР в качестве союзной республики, поскольку презюмировалось, что структура республикан­ских конституций должна почти полностью воспроизводить структуру, принятую в союзной. Такая установка особенно ярко выражена в Кон­ституциях РСФСР 1937 и 1978 годов, совпадавших по своей структуре с соответствующими Конституциями СССР.

Для первых советских конституций России 1918 и 1925 годов было характерно несовершенство их структуры с юридической точки зрения. Группировка норм, особенно в разделах об общих положениях консти­туции, не была в должной мере систематизирована и логически объяс­нима. Сначала вообще отсутствовал особый раздел о правах граждан, затем он был включен в Конституцию 1937 года в качестве одной из по­следних глав (гл. XI).

Только в Конституции 1978 года раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место, после раздела об основах об­щественного строя и политики.

При разработке проекта Конституции 1993 года предполагалось на­чать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В некото­рых зарубежных странах именно эти раздел или глава открывают кон­ституции. По инициативе ряда ученых-юристов разрабатывался подоб­ный вариант и у нас.

Конституция 1993 года не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать Конституцию с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того обще­ства, членом которого человек является и на которые его права и свобо­ды опираются, беспредметно. Однако Конституция ни в коей мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, закрепив уже в ст. 2 их признание высшей ценностью в качестве одной из важ­нейших основ конституционного строя России.