Смекни!
smekni.com

Криминология 2 (стр. 90 из 116)

1. Рецидивисты антисоциального типа, для которых характерна высокая криминальная активность. Их поведение отличается последовательной преступной направленностью. Среди них преобладают особо злостные и активно действующие преступники, сознательно противопоставляющие себя обществу, рецидивисты-гастролеры, совершающие преступления в отдаленных от своего постоянного места жительства регионах, что в значительной степени затрудняет их разоблачение. Представители этого типа личности составляют около 40% всех рецидивистов.

2. Рецидивисты ситуативного типа, совершение преступлений которыми целиком зависит от конкретно складывающейся ситуации. Они, как правило, эмоционально неустойчивы, у них практически отсутствуют какие-либо нравственные начала. Их доля среди рецидивистов составляет 30-35%.

3. Рецидивисты асоциального типа, среди которых преобладают социально деградированные лица, хронические алкоголики и наркоманы. Можно утверждать, что для них характерен распад личности. Способы совершения ими преступлений отличаются крайней формой примитивизма.

В зависимости от характера преступной направленности современных профессиональных преступников выделяется несколько их типов.

1. Воры, в том числе:

- карманники, действующие: на рынках и базарах ("рыночники"); в метро ("кроты"); на железнодорожном транспорте ("майданщики"); на городском транспорте ("гонщики" или "маршрутники"); в магазинах и театрах ("магазинные" и "театральные"); на улицах ("уличные"). О высоком профессионализме этих преступников свидетельствует низкая раскрываемость совершенных ими преступлений - до 15%, а в городах-курортах в пик сезона не более 1-3%;

- домушники, использующие в 30% случаев технические средства для проникновения в жилище. Кражи ими совершаются 1-2 раза в месяц после предварительной серьезной подготовки;

- магазинные воры, действующие в составе групп, где роли распределены до деталей: одни отвлекают, другие крадут;

- воры автомашин, специализирующиеся в качестве угонщиков автомашин, занимающихся их техническим переоборудованием, подделкой документов, сбытчиков, перегонщиков похищенного;

- похитители антиквариата и культурно-исторических ценностей.

2. Мошенники: шулера ("катранщики", "гусары", "паковщики", "жуки"); наперсточники; кукольники (совершающие преступления с помощью денежной и вещевой куклы).

3. Грабители: совершающие захват денежных средств на объектах кредитно-финансовой системы; открыто похищающие имущество граждан в их жилищах; завладевающие автомашинами.

4. Вымогатели.

5. Лица, предоставляющие преступникам криминальные услуги: ростовщики, наводчики, скупщики краденого.

6. Преступники-универсалы.

Очевидно, что в основе рассмотренной типологии лежит способ совершения преступления, а не личностные характеристики криминального профессионала.

Отдельно следует сказать о криминологическом феномене среди профессиональных и рецидивных преступников - так называемых ворах в законе, которым присущи особые личностные качества.

Утвердившиеся в начале 30-х гг. прошлого века "воры в законе" имели две главные особенности: принципиальный паразитизм и организованность. Многие из них предпочитали расстаться с жизнью, чем отступить от воровской идеи, своеобразной клятвы. Эти идеи, блатные законы сводились к следующему:

- поддержка воровских традиций, запрет занятия любой общественно полезной деятельностью;

- запрет на какие-либо контакты с органами правопорядка;

- обязанность быть честным по отношению друг к другу;

- обязанность следить за порядком в зоне исправительно-трудового учреждения;

- обязанность вовлекать в преступную деятельность новых членов;

- запрет интересоваться политикой;

- обязательное умение играть в азартные игры.

Преступники, не выполняющие этих требований, не имели права называться "ворами в законе" под страхом наказания и даже смерти. За ослушание существовали три вида наказаний: публичная пощечина; исключение из группировки; смерть. Оперативные работники мест лишения свободы были свидетелями, когда за нарушения описанных правил следовали: избиения - 62,2% всех случаев; различные штрафы - 26,7%; лишение жизни - 22,2%.

"Воры в законе" в первоначальном виде просуществовали до конца 60-х гг.

Современные "воры в законе" серьезно изменились. Так, по данным МВД, из насчитывающихся в настоящее время более 300 "воров в законе" лишь около 70 постоянно находятся в местах лишения свободы. При этом у многих из них отсутствует судимость, что свидетельствует о приобретении ими титула "вора в законе" за деньги или за оказанные криминальному миру услуги.

§4. Причины и условия рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение

Существование рецидивной и профессиональной преступности обусловлено причинами и условиями, характерными для преступности в целом. Основные причины первичных преступлений действуют и при повторных деликтах. Более того, повторные преступления усиливают стойкость антиобщественных взглядов, способствуют повышению уровня криминального профессионализма.

Рецидивная и профессиональная преступность отражает существующие в обществе недостатки в борьбе с правонарушительством, которые, оставаясь неустраненными, продуцируют, воспроизводят рецидив, выступающий в свою очередь в качестве фактора воспроизводства всей преступности.

К причинам и условиям рецидивной и профессиональной преступности относятся две группы криминогенных факторов: а) объективные, охватывающие разнообразный круг обстоятельств организационного, правового, воспитательного характера, и б) субъективные, относящиеся к характеристике личности рецидивиста. Причем для этой преступности основными, преобладающими являются субъективные условия, т.к. преступник-рецидивист и профессионал совершают преступления не только под воздействием объективных условий, но и в силу антиобщественной направленности личности. Зачастую они сами создают объективные предпосылки для совершения преступлений.

К объективным условиям рецидивной преступности в первую очередь относятся особенности социальной среды, приведшие к совершению первого преступления будущим рецидивистом. Как правило, первое преступление накладывается на второе именно благодаря тому, что рецидивисты воспитываются в таком социальном окружении, которое практически не дает им никакого шанса вырваться из порочного круга криминального окружения.

Развитие и закрепление отрицательных индивидуальных черт личности рецидивиста в значительной степени обусловлено такими внешними факторами, как влияние прежних обстоятельств (или непосредственно из них вытекающих); влияние обстоятельств, созданных преступной деятельностью рецидивиста или ранее назначенным ему наказанием.

Первая группа этих обстоятельств выражается в сохранении или восстановлении связей ранее судимого лица с прежним неблагоприятным бытовым окружением, с прежними преступными группировками; в сохранении и обострении конфликтных ситуаций; в использовании одних и тех же способствующих преступлениям обстоятельств (оставшихся неустраненными).

Вторая группа обстоятельств связана, во-первых, с изменениями в структуре малых социальных групп, членом которых состоял рецидивист (утрата или ослабление социально полезных связей, семейные разрывы и конфликты, прекращение прежних трудовых отношений как следствие преступного поведения виновного и отбывания им наказания), во-вторых, с изменениями правового и нравственного статуса личности ранее судимого лица (ограничение в выборе места жительства, недоверие и настороженность окружающих и т.д.).

Немаловажную роль среди внешних криминогенных факторов, влияющих на рецидивную и профессиональную преступность, играют и недостатки в деятельности правоохранительных органов при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, назначении и исполнении наказания. Давно известно, что практически ни на одном из указанных направлений поставленные перед правоохранительными органами задачи в полной мере не решаются. Достаточно сказать, что ежегодно количество нераскрытых преступлений возрастает примерно на 20%. Насколько эффективна пенитенциарная система, также хорошо известно, однако в системе наказаний приоритет имеет именно лишение свободы. Негативные последствия создает и изоляция осужденного от общества, что, в свою очередь, означает выключение его из условий обычной жизни, ослабление и даже разрушение социально полезных связей, привыкание к режиму и обстановке в местах лишения свободы и связанные с этим трудности социальной адаптации после освобождения, трудового, жилищного и бытового устройства.

К сожалению, малоэффективен и социальный контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы. При этом недостаточно используются возможности административного надзора.

В то же время на преступное поведение рецидивистов и профессионалов уголовного мира оказывают влияние и другие криминогенные факторы:

- противоречия в распределительных отношениях, особенно наглядно проявившиеся в условиях рыночной экономики. В современной России расслоение на богатых и бедных приобрело гипертрофированные размеры. При фактическом отсутствии среднего класса существует незначительная часть очень богатых и огромная масса людей, находящихся либо на грани черты бедности, либо за этой гранью;

- ослабление нравственных и социальных институтов общества, падение значимости социальной роли семьи, снижение культуры, изменение взглядов на ценности морального характера, проповедь культа силы и денег;

- недооценка общественной опасности рецидивной профессиональной преступности, приведшая к отставанию форм и методов работы правоохранительных органов от качественных изменений этой преступности. Особенно тяжело отражается на борьбе с нею нарушение преемственности поколений сотрудников правоохранительных органов. Вместе с опытными сотрудниками уходили в прошлое знание уголовной среды, многие апробированные формы и методы борьбы с преступностью. В стране не создано качественной информационно-аналитической базы, позволяющей классифицировать и учитывать рецидивистов и профессиональных преступников, оценивать соответствующую криминогенную обстановку;