Смекни!
smekni.com

Проблемы реализации права на доступ к правосудию при предъявлении иска (стр. 25 из 43)

Вместе с тем дела по жалобам и искам уволенных военнослужащих на действия и решения органов Министерства Обороны РФ, связанные с назначением и выплатой им пенсий, подсудны только районным судам[258].

Так, А. обратился в гарнизонный военный суд с требованием к Министерству обороны РФ о пересчете его пенсии. Определением суда от 26.08.2003 г. заявление было возвращено, поскольку вопросы пенсионного обеспечения решаются после фактического увольнения с военной службы, то есть после утраты заявителем статуса военнослужащего[259].

Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех без исключения дел в местностях РФ, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу. Право, рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подсудные федеральным судам общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами России, если иное не установлено международным договором. В частности, военные суды, дислоцированные по месту нахождения российских войск, полномочны рассматривать семейные, трудовые, жилищные и иные гражданско-правовые споры наших военнослужащих и членов их семей[260].

Таким образом, на территории Российской Федерации действует два вида юрисдикций: общегражданская и военная. Общегражданская юрисдикция распространяется на всю территорию Российской Федерации, но из нее исключен целый ряд дел (на практике и территорий). Военная юрисдикция сливается с общегражданской за пределами Российской Федерации и распространяется по субъектному и предметному критериям на места расположения воинских соединений.

В целом, завершая характеристику родовой подсудности, следует отметить, что установление родовой подсудности судов общей юрисдикции носит императивный характер, в этой связи исключается возможность изменения ее как по соглашению сторон, так и судом. Однако принятие нового ГПК РФ, появление мировых судей, изменение подсудности дел, рассматриваемых по первой инстанции военными судами, во многом не решило главной задачи - четкого определения родовой подсудности. Проблемы подсудности схожи с проблемами подведомственности, о которых мы говорили ранее. Прежде всего, это связано с тем, что ГПК РФ не определяет подсудность районного суда, а подсудность других судов регулируется не только нормами процессуального, но и материального права, которые принимались в разное время и зачастую не связаны между собой. В связи с этим еще раз следует напомнить о необходимости принятия федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции"[261], в котором, прежде всего, должна быть четко прописана подсудность мировых судей. В противном случае суды будут по-прежнему вынуждены сами определять подсудность, возвращая заявления заинтересованным лицам, так как непрофессионалу, который руководствуется исключительно нормами нового ГПК РФ, без знания судебной практики и разъяснений Верховного Суда РФ, в настоящее время фактически нереально правильно указать компетентный суд, который должен разрешить его дело. Обратим внимание, что регулирование данного вопроса в законодательстве, регулирующим организацию и деятельность арбитражных судов, представляется не только более четким и ясным, но и правильным по существу. Напомним, что арбитражные суды в большинстве своем не являются судами первой инстанции, а выполняют функции рассмотрения дел в порядке апелляционного, кассационного или надзорного обжалования. Судами первой инстанции являются фактически только арбитражные суды уровня субъекта Российской Федерации, и по очень незначительной группе дел - Высший Арбитражный Суд РФ.

В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает территория, на которой функционирует конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определить, какому из однородных судов по первой инстанции подсудно данное дело[262]. Этот вид подсудности называется территориальной подсудностью. Общее правило территориальной подсудности закреплено в ст. 28 ГПК РФ, согласно которой иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. В ст. 27 Конституции РФ говорится о том, что каждый, кто законно находится на территории России, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, следовательно, акт высшей юридической силой разводит понятия "место пребывания" и "место жительства". Вслед за Конституцией РФ федеральное законодательство также разделяет эти два понятия. Местом пребывания называется то место, где гражданин находится временно, местом жительства признается то место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей[263].

В настоящее время граждане могут иметь не одну, а несколько квартир или домов на праве собственности. В п. 2 ст. 213 ГК РФ говорится, что количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются. Поэтому столь сложно определить постоянное или преимущественное место жительства граждан. Судебная практика при разрешении данного вопроса исходит из положений о регистрационном учете граждан, который заменил институт прописки[264]. Следовательно, иск к гражданину должен предъявляться в том суде, юрисдикция которого распространяется на место регистрационного учета гражданина.

Показательно в этом отношении следующее дело. О. обратилась в районный суд с заявлением к Н. о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка, указав место жительство ответчика - страна Иордания. Московский районный суд г. Твери определением от 06.02.2003 г. возвратил заявление на том основании, что в соответствии с федеральным законодательством место жительства - это жилой дом, квартира, служебное и иное помещение, поэтому необходимо точно указать адрес ответчика. Иск к ответчику, который не имеет место жительства в России, может быть также предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства (ч. 1 ст. 29 ГПК РФ) [265]. Пункт 2 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ предписывает истцу обязательно указывать в исковом заявлении место жительства ответчика, в свою очередь, суд не производит установление данного факта, за исключением случаев розыска ответчика (ст. 120 ГПК РФ). Последующая после предъявления иска перемена ответчиком места жительства не меняет первоначальной подсудности дела.

Иски к организациям по общему правилу предъявляются по месту нахождения организации, которое определяется местом его государственной регистрации по месту нахождения его постоянно действующего органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, если в соответствии с законом в его учредительных документах не установлено иное.

К специальным видам территориальной подсудности относятся следующие:

во-первых, альтернативная подсудность, то есть подсудность по выбору истца (заявителя) означает, что дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе. Когда дело подсудно нескольким судам одного уровня, выбор суда для рассмотрения и разрешения дела принадлежит истцу (заявителю).

Принципиальное назначение правила альтернативной подсудности заключается в том, чтобы создать дополнительные благоприятные правовые гарантии для стороны, нуждающейся в судебной защите нарушенного или оспоренного права, в выборе суда. Нормы об альтернативной подсудности не подлежат расширительному толкованию и применению, в свою очередь, судья не имеет права отказывать истцу в выборе места реализации своего права на судебную защиту.

Часть 2 ст. 29 ГПК РФ содержит правило, согласно которому иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Так С. обратился в суд с иском к Пенсионному фонду Российской Федерации (ПФ РФ) о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула. Истец занимал должность управляющего отделением ПФ РФ по Карачаево-Черкесской Республике, постановлением Правления ПФ РФ был освобожден от указанной должности в связи с достижением предельного возраста. Определением судьи Черкесского городского суда, оставленным без изменения президиумом Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики, С. в приеме искового заявления было отказано на том основании, что надлежащий ответчик - Правление ПФ РФ находится в г. Москве, поэтому с иском ему следует обратиться именно туда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила судебные постановления на том основании, что отделение ПФ РФ по Карачаево-Черкесской Республике является юридическим лицом, в своей деятельности подчиняется ПФ РФ и руководствуется действующим законодательством России, решениями ПФ РФ и исполнительной дирекции Фонда, то есть является его филиалом. В силу данного обстоятельства С. может обращаться с заявлением по месту нахождения отделения ПФ РФ[266];