Смекни!
smekni.com

Обеспечение конституционных прав коренных малочисленных народов (стр. 2 из 8)

Для коренных народов реаль­ную угрозу представляет собой новый земельный кодекс Российской Федерации. Он допускает только аренду земельных участ­ков, а это непосильное финансо­вое бремя для аборигенов даже при символических ставках арен­дных платежей. Попытки Ассоциа­ции коренных малочисленных на­родов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, а также представителей некоторых комитетов Государственной Думы и Совета Федерации добиться принятия поправок, предусмат­ривающих право безвозмездного пользования всеми категориями земельных участков для ведения традиционного природопользова­ния, пока не принесли успеха.

Поскольку подавляющее боль­шинство земель, на которых про­живают северные коренные мало­численные народы, находится в ведении Федерации, весь процесс образования территорий тради­ционного природопользования в нашей стране оказался заморо­женным. Вопреки бедственному положению людей, исторические места традиционного природо­пользования аборигенов, рыбохозяйственные и охотничьи угодья передаются в долгосрочную арен­ду ресурсодобывающим, в том чис­ле рыболовным и другим промыш­ленным, а также туристическим компаниям. С утратой же земель неизбежно наступает утрата самих основ жизни аборигенов. Ведь в настоящее время интерес для биз­неса представляют топько рыба, объекты охотничьего промысла, дикоросы. Коренные жители лиша­ются также возможности осваивать новые виды ресурсов, такие, как рекреационные, составляющие основу для этно- и экотуризма. В ряде случаев новые хозяева зе­мель на кабальных условиях, за гроши принимают на работу тех же аборигенов, находящихся в безвы­ходном положении, и становятся хозяевами их судьбы.

По данным Роснедвижимости, 40 процентов оленьих пастбищ в настоящее вре­мя испытывают стрессовое воздействие промышленных объектов, приводящее повсе­местно к их загрязнению, де­градации и выводу из оборота. Компенсации за ущерб окружа­ющей среде, в том числе и на оленьих пастбищах, по россий­ским законам выплачиваются государству, а не оленеводам. Только в 4 из 29 субъектов Рос­сийской федерации где традиционно проживают коренные малочисленные народы Севе­ра, Сибири и Дальнего Восто­ка, есть региональные законы, по которым часть компенса­ций выплачивается непосредс­твенным пользователям.

3. О господдержке

В отличие от других, не север­ных территорий, где граждане обладают реальной свободой в выборе профессии и приобрете­нии навыков в различных сферах деятельности, северные народы ограничены в возможности такого выбора. Объясняется это тем, что в местах их традиционного прожи­вания обычно отсутствуют какие-либо предприятия, на которых они могли бы трудиться. А если они и есть, то обрести свое место под солнцем людям мешает отсутс­твие необходимой квалификации. Несмотря на значительные под­вижки в деле просвещения, уро­вень образованности кочевого и полукочевого населения пока еще значительно ниже уровня обра­зованности даже сельского насе­ления средней полосы России. В этом тоже есть факт ограничения и ущемления прав коренных мало­численных народов.

Нельзя закрывать глаза и на то, что в последнее время запу­щен процесс закрытия некомплек­тных школ. В условиях огромных пространств Российского Севера это может привести к возврату времен безграмотности среди аборигенов. Создание малокомп­лектных кочевых школ, способных решить проблему, пока не полу­чило должного развития. В связи с падением качества начального и среднего образования молодым людям всё труднее становится поступить на общих основаниях в высшие учебные заведения на обучение с бюджетным финан­сированием, которое на сегодня является для них единственно возможным в силу бедности их семей. Сложнее всего обстоят дела с поступлением в техничес­кие высшие и средние учебные заведения. Надо с полной яснос­тью себе представлять, что без своих высококвалифицированных специалистов малым народам не удержаться в бурном потоке сов­ременного мира. Нужны юристы для защиты их прав, педагоги для обучения детей современным знаниям, врачи, готовые в труд­ных условиях жизни на Севере бороться за здоровье земляков-аборигенов. Нужны и техничес­кие специалисты, экономисты, менеджеры малого бизнеса, без знаний которых не вывести тра­диционные виды хозяйствования на тот же уровень, как это имеет место, например, у аборигенов Скандинавских стран.

Система государственной под­держки традиционных производств и жизнеобеспечивающих отраслей коренного населения претерпела изменения. Теперь традицион­ные отрасли хозяйства северных территорий оказались вне сферы экономических отношений и без перспективы укрепления собс­твенной производственной базы. Продукция сбывается в основном в том же месте, где и производится. Имеются проблемы в обеспечении средствами радио и телевиде­ния, радиосвязи. Обанкротились многие сельскохозяйственные предприятия, пришло к глубокому кризису оленеводство и традици­онные промыслы, наблюдается ка­тастрофическое снижение уровня жизни и сокращение ее средней продолжительности до 45-50 лет, рост безработицы до 50 процен­тов от трудоспособного населения, снижение реальных доходов в не­сколько раз. Как результат - начал­ся процесс миграции молодежи в районные центры и города.

Одним из возможных способов осуществления коренными мало­численными народами конститу­ционного права свободно распо­ряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию, представляется со­здание специальной системы про­фессионального ориентирования и трудовой подготовки для тех, кто лишился возможности вести тра­диционный образ жизни. Причем расходы на создание и функцио­нирование необходимых учебных центров следует возложить на предприятия, использующие изъ­ятые из пользования коренных на­родов земли.

При этом важно помнить: ут­рата коренными этносами терри­торий традиционного природо­пользования будет практически означать и постепенное уничтоже­ние этих народов. Допустимо ли в современном цивилизованном об­ществе соотносить ценность наро­да и капитала?

Данные статистики показывают, что продолжительность жизни у коренных наро­дов ниже среднероссийского уровня более чем на 10 лет, смертность намного выше, особенно детская, а также у мужчин в трудоспособном воз­расте. В этой высокой смер­тности очень велика доля самоубийств и смертей от несчастных случаев - вдвое больше среднероссийского уровня.

Сегодня в Российской Фе­дерации на территории 29 субъектов проживает 40 ко­ренных малочисленных народов общей численностью 252 тысячи человек. Территория, на которой живут аборигены, составляет 70% территории страны, и здесь производится более половины национально­го богатства РФ.

В одном из эвенкийских сел в Амурской области, по офи­циальной статистике за 10 лет, средний возраст умер­ших был 27 лет. Поэтому можно без преувеличения ска­зать, что сегодня многие ма­лочисленные народы на пороге этнического исчезновения. Из 40 коренных национальностей Севера, Сибири и Дальнего Востока семь имеют числен­ность менее одной тысячи человек и 12 народностей меньше двух тысяч человек. Пороговая цифра для народа - семь тысяч человек...

4. О родном языке

Одним из главных элементов, определяющих народ, как этнос, является родной язык. На приме­ре Ямало-Ненецкого автономного округа можно видеть, что госу­дарственная политика в области образования реализуется здесь с учетом всех особенностей много­национального состава населения, и в частности, образа жизни корен­ных малочисленных народов Се­вера. Однако если брать в целом, сохранение и развитие лингвисти­ческого ресурса коренных этносов осложняет то, что, в отличие от многих наций, коренные малочис­ленные народы российской окраи­ны долго не имели письменности, и как следствие, их языки - мало-изучены. К тому же в речи народов, принадлежащих к одной языковой группе, много диалектов, и для того чтобы язык был понятен всем, нуж­но выбрать единый, основной для да1 ной группы. Учитывая отдален­ность поселений, их труднодоступ-ность, слабую связь между жителя­ми стойбищ, нужно помнить о том, что члены разных родовых общин имеют разнополярное базовое зна­ние, поэтому не всем детям поня­тен тот язык, который преподает учитель. Происходит отчуждение. Увеличивается количество детей, не знающих родного языка. Мало специалистов - носителей языка.

Дополнительные трудности воз­никли в связи с новыми условиями на размещение заказов изготовле­ния учебников для национальных школ. До 2007 года учебники гото­вились издательством «Просвеще­ние». Оно имело большой опыт и квалифицированных специалис­тов. Но, к сожалению, это издатель­ство не выиграло тендер. Сейчас изданием учебников занимается фирма «Вентана-Граф», которая начала эту важную работу практи­чески с нуля. Возникают проблемы с наличием корректоров и редакто­ров, а осуществлять собственное редактирование автор не может. Также встает вопрос о самих учеб­никах. В связи с недостаточным фи­нансированием учебники не могут быть красочнымисоответствовать всем требованиям графики, стано­вятся непривлекательными. Кроме того, в учебнике ребенок должен узнать самого себя, своих сороди­чей, но зачастую иллюстрации не соответствуют тому образу, к кото­рому привык маленький северянин. Допустим, на картинке в учебнике на языке ханты фигурируют «пер­сонажи» в одежде якутов...