Смекни!
smekni.com

Понятие личности преступника 2 (стр. 2 из 5)

Отдельные преступления могут совершаться лицами с отклонениями в психике, однако эти отклонения не всегда имеют отношение к преступлению (например, совершение хищения психопатом). В зависимости от формы, группы и стойкости психических аномалий они могут быть криминогенны в одних случаях и совершенно нейтральны в других. Поэтому важное значение имеет знание связи отдельных форм патологий с отдельными видами преступлений, например путем выявления частоты встречаемости тех или иных отклонений в тех или иных видах преступного поведения. Так, многие исследования показали, что среди убийц и виновных в нанесении тяжкого вреда здоровью больше всего психопатов и лиц с психопатоподобными расстройствами, а среди совершивших изнасилования — лиц с остаточными явлениями органического поражения центральной нервной системы.

В конкретных случаях нужно оценивать, в какой именно связи находится совершенное преступление с психической аномалией.

Криминогенность аномалий обусловливается и формами патологических изменений личности, которые, как показывает клиническая практика, могут иметь временный, преходящий характер с последующим восстановлением личности либо структурный, необратимый. [2.1]

Преступники в отличие от непреступников хуже усваивают требования правовых и нравственных норм, которые не оказывают на них существенного влияния. Такие люди очень часто не понимают, чего от них требует общество. Возможно, это связано с необычностью их установок и восприятия, поэтому любые жизненные ситуации существенно искажаются. Причем, поскольку нормативный контроль поведения нарушен, оценка ситуации происходит не с позиций социальных требований, а исходя из личных пере)киваний, обид, проблем, влечений и инстинктов.

Существуют и другие нарушения социальной адаптации, которые вызываются отсутствием мотивированности к соблюдению социальных требований. В этом случае человек понимает, чего от него требует окружение, но не желает эти требования выполнять. Это порождается отчуждением личности от общества и его ценностей, от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов и т. д.). У таких людей плохая социальная приспособляемость. Поэтому у них возникают немалые сложности при попытках адаптироваться в тех же малых группах. Отчужденность преступников проявляется, например, в том, что у них невысокий уровень образования и производственной квалификации, отсутствует семья и слабы связи с родственниками, они часто меняют место работы и место жительства.

Об этом же убедительно свидетельствуют истории жизни отдельных преступников и преступниц, особенно из числа рецидивистов. Многие из них никогда не были женаты (замужем), а если и были, утратили связи с семьей и не стремятся к их воостановлению становлению. Иногда даже женщины, самой природой, казалось бы, предназначенные для сохранения домашнего хозяйства. Поэтому не должны удивлять ах на первый взгляд странные, иногда нелепые, резко выходящие за рамки обычного поступки, к тому же вроде ничем не мотивированные (например, преступления против детей). Но они лишь внешне кажутся таковыми, а на самом деле в результате глубокого анализа всегда можно обнаружить, что преступное поведение внутренне закономерно, субъективно целесообразно и во всех случаях мотивировано.

Чем психологически отличается преступник от других людей, в чем специфика его личности?

Сравнительное психологическое изучение личности больных групп преступников и законопослушных граждан показало, что первые отличаются от вторых высоким уровнем импульсивности, т. е. склонностью действовать по первому побуждению, и агрессивностью, что сочетается у них с высокой чувствительностью и ранимостью в межличностных взаимоотношениях. Такие лица чаще применяют насилие в различных конфликтах. Преступники больше, чем непреступники, отчуждены от нормальных связей и отношений. Указанные черты в значительной степени присущи тем, кто совершает грабежи, разбойные нападения, изнасилования, убийства или наносит тяжкий вред здоровью, в наименьшей степени.

Вместе с тем нужно учитывать, что подобные черты формируются в рамках индивидуального жизненного опыта, а также биологически обусловленных особенностей. Однако такие особенности, равно как и психологические черты, имеют нейтральный характер и в зависимости от условий жизни и воспитания, обуславливаются тем или иным содержанием, т. е. приобретают полезное или антиобщественное значение.

Следовательно, личность представляет собой индивидуальную форму общественных отношений, а личность преступника, как частное явление, — индивидуальную форму бытия неблагоприятных общественных отношений. Это, конечно, не означает, что личность преступника испытывает лишь негативные влияния.

В равной мере это не означает, что преступное поведение —результат негативных влияний внешней среды на человека, а он сам в этом не участвует. В преступном поведении отражены генетически обусловленные задатки и предрасположенности, темперамент, характер и т. д. Внешние условия не напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые в свою очередь становятся самостоятельным и активным фактором, опосредующим влияние социальной среды на нее. Человек, образно говоря, выбирает и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид как личность это продукт не только существующих отношений, но также своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным признакам общественное положение, будучи по-разному воспринято и оценено личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. Система отношений человека к социальным нормам и ценностям, институтам и другим сторонам действительности, к самому себе и своим обязанностям, к различным общностям, группам и т. д. зависит, следовательно, как от внешних, так и от внутренних, личностных обстоятельств.

Вот почему недопустимы социологизация, и психологизация личности преступника. Первое обычно выражается в преувеличении влияния среды на ее формирование поведение, в игнорировании субъективных факторов, психологических свойств, психических состояний и процессов, сведении личности к ее социальным ролям и функциям, положении в системе общественных отношений. Второе — в придании только психологическим факторам решающего значения учета сформировавшей их социальной среды, тех условий, которых развивался человек или в которых он действовал. Криминология должна исходить из диалектического единства социального и психологического, их постоянного взаимодействия.

Акцент при анализе особенностей личности преступника ее психологические черты отнюдь не означает, что такие черты можно существенно изменить или даже полностью устранить при результате воспитательно-профилактического воздействия. Необходимо предостеречь от подобных усилий. Стремление- пример, ликвидировать такую черту, как агрессивность, может привести к разрушению личности, психическим расстройствам и поэтому предпочтительнее наполнять личностные признаки другим, социально позитивным содержанием, придавая другую нравственную окраску. Следует помнить, что личность — всегда совокупность тесно взаимосвязанных и взаимодействующих психологических качеств и свойств и коррекция одного из них повлечет за собой изменение других.

Среди преступников немало лиц с ярко выраженной индивидуальностью, лидерскими способностями, большой предприимчивостью и инициативой. Эти качества в сочетании с негативно искаженными ценностными ориентациями, нравственными и правовыми взглядами обычно выделяют лидеров преступных групп и преступных организаций, являясь характеристикой последних. Эти же качества могут быть основанием для классификации преступников, показателем их общественной опасности и общественной опасности того или иного вида преступного поведения. В то же время указанные качества должны с успехом использоваться в профилактике преступлений и исправлении преступников. Необоснованное ограничение свободы или принуждение, ненужное подавление инициативы ведут к стандартизации, усреднению личности, лишают ее индивидуальности, тем самым мешая развитию и совершенствованию человека. Индивидуальное начало является, таким образом. существенным моментом предупреждения преступлений, предполагая всестороннее значение и учет особых качеств каждого человека, своеобразие его природных и социальных свойств.

Изучение лидерских способностей преступников особенно важно для сферы борьбы с организованной преступностью. Лидерские черты означают не только умение руководить людьми но и подчинять их себе любыми средствами, но часто и эмоциональною холодность, равнодушие к другим участникам преступной группы или преступной организации. Личность лидера определяет общую направленность преступной активности группы и совершение ею конкретных преступных действий, общие характеристики контингента преступников, их особенности и типологические черты, нельзя забывать, что в любой сфере практической деятельности по борьбе с преступностью — профилактике, раскрытию, расследовании преступлений, рассмотрении уголовных дел в суде, назначении уголовного наказания, исправлении преступников — сотрудник правоохранительного учреждения всегда имеет дело с живым человеком.

Во-первых, среди всей массы преступников не так уж много субъектов с такими аномалиями (не более 20%). Во-вторых, даже наличие аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего содержания этих черт.