Смекни!
smekni.com

Понятие личности преступника 2 (стр. 3 из 5)

Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени легкой дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т. д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не отражены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т. п. Поэтому понять субъективные причины преступления представленные в мотиве, можно лишь путем изучения личности. дефекты психики, если, конечно, они имеются, вовсе не являются мотивами преступного поведения, хотя и могут влиять на них.

Среди насильственных преступников, например, немало психопатов. Как установлено, психопатия — один из факторов к способствующих совершению подобного рода преступлении. В то же время давно известно, что люди, страдающие психопатией, успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом. [2.2]

2. Классификация (типологии) преступников.

Все лица, совершившие преступления, отличаются друг от друга по демографическим, правовым, психологическим и иным признакам, с одной стороны, а с другой — они по тем или иным признакам схожи между собой, образуют устойчивые группы. Поэтому возникает необходимость классификации и типологии преступников.

Для того чтобы правильно решить вопросы классификации и типологии преступников (что имеет большое научное и практическое значение), необходимо определить принципиальные методологические подходы научного познания. Прежде всего отметим, что классификация и типология при всей их схожести не одно и то же.

Классификация, будучи более низким уровнем обобщения, представляет устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко фиксированное место. Типология же не содержит такой жесткой дифференциации.

Типология — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, стремится отобразить их строение, выявить их закономерности. При построении типологии в отличие от классификации не требуется вычленения всех без исключения типов, составляющих части познаваемого объекта. Так, среди преступников возможно выделение и изучение одного типа, например личности насильственного преступника. Важное отличие классификации от типологии состоит в том, что первая дает описание изучаемого объекта, а вторая (наряду с другими методами) — объяснение, т. е. с помощью типологии можно успешнее перекрыть его природу, причины, закономерности зарождения и составить прогноз.

Классификация преступников может быть построена по различным основаниям, среди которых следует выделить две большие группы:

1) социологические, в том числе социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, уровень материальной обеспеченности, социальное положение, наличие семьи, занятость в общественно полезном труде, род занятий, наличие специальности, место жительства);

2) правовые (характер, степень тяжести совершенных преступлений , совершение преступления впервые или повторно, в группе, или в одиночку, длительность преступной деятельности, объект насильственного посягательства, форма вины).

По названным классификационным основаниям могут быть выделены и отдельные типы, например: несовершеннолетние, ученики, женщины-преступницы, насильственные преступники, преступники — городские жители и т. д.

В отечественной криминологии имеется опыт создания типологий преступников по мотивам совершенных преступлений. Почему в основу типологии был положен именно мотив?

Мотив — внутреннее побуждение к поведению, это то, ради чего оно осуществляется, в нем заключается его субъективный смысл. Поэтому можно сказать, что мотив наиболее ярко характеризует человека и личность такова, каковы ее мотивы.

Среди основной массы лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления, по мотивационным критериям можно выделить «корыстный», «престижный», «игровой», «насильственный» и «сексуальный» типы. Их выделение имеет условный характер, что, в частности, подчеркивается тем, что они взяты в кавычки. Разумеется, могут быть выделены и другие типы. Легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений не совпадает с типом личности преступника, совершающего одно из преступлений этого вида. Так, виновный в убийстве, являющемся насильственным преступлением, по мотивам личного обогащения должен быть отнесен к «корыстному» типу.

Мотив — главный, но не единственный признак для типологии преступников. Их типологические группы могут быть построены и по характеру преступной направленности, и по степени общественной опасности.

По характеру преступной направленности могут быть выделены следующие типы: корыстный, насильственный, корыстно-насильственный и «универсальный». О первых трех говорилось выше. «Универсальный» тип преступника назван так потому, что составляющие его лица способны совершать самые разные преступления — экономические и сексуальные, присвоение имущества и истязания и т. д. Следовательно, у них можно обнаружить определенную гибкость и изменчивость мотивов, сочетание разных из них.

Рассмотрим более сложную типологию по степени общественной опасности. Попытки ее построения по этому признаку предпринимались, причем в качестве ведущего обстоятельства признавалась стойкая антиобщественная установка, что и являлось в длительном преступном поведении. Однако признак не всегда представляется достаточным: нетрудно представить себе карманного вора, который на протяжении длительного времени совершает кражи, но тем не менее нет оснований относить его к числу особо опасных преступников. Представляется, что в основание названной типологии можно положить следующий признак: отношение преступной ценности человеческой жизни. В соответствии с этим можно выделить следующие типы.

«Абсолютно опасный» - совершающий серийные убийства, в том числе наемные и сексуальные, а такие убийства нескольких человек одновременно, как правило, ранее незнакомых, либо общеопасным способом (в ходе совершения терроризма).

«Особо опасный»- совершающий убийства, как правило, в конфликтной ситуации, а также длительное время корыстные (с причинение большого материального ущерба) и корыстно-насильственные преступления. Сюда же следует отнести руководителей преступных организаций.

«Опасный»- совершающий преступления против личности, нарушающие общественный порядок и т. д., но не посягающие на жизнь.

«Представляющий незначительную опасность»- остальные преступники те которые, в первую очередь совершили преступления непредумышленно или в силу неблагоприятного стечения личных обстоятельств, но не против жизни человека.

По такой же схеме может быть построена типология корыстных преступников однако содержание каждого типа будет, конечно, иным. [2.4]

Есть и другие типологии. Например, всех лиц, совершающих преступления делили на две большие группы: «криминогенный тип» и «случайный преступник». Существование случайных ситуативных преступников вообще вызывает сомнение, поскольку, как показывает их специальное изучено, как правило, люди, которые в силу своих субъективных особенностей попадают в жесткую зависимость от внешних обстоятельств. Выбор же противоправного выхода из создавшихся ситуаций свидетельствует о предрасположенности именно к этому образу действий.[1]

3. Формирование личности преступника.

Процесс формирования личности принято рассматривать социализацию т. е. процесс наделения личности общественными свойствами выбора жизненных путей, установления в них связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации ,вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных статусов, ролей и функций. В этот период возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения.

Социализация личности как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса установок, норм, ролей и т. д., т. е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Можно выделить первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т. е. период от 17—18 до 23—25 лет.

Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация, когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы; как показывают психологические исследования личности преступников, уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психике в период детства. Например, он может с помощью грубой силы разрешить конфликт так, как это раньше делали его родители. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение, следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.

Дефекты первичной, ранней социализации в родительской семье могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и совершенно беззащитен от них. Поэтому вопросы формирования личности в семье заслуживают исключительного внимания криминологов. Семья — главное звено той причинной цепочки, которая выводит на преступное поведение.