Смекни!
smekni.com

Договор лизинга. Аренда недвижимости. Договор ссуды (стр. 3 из 8)

Аренда недвижимости является одним из наиболее распространенных гражданско-правовых институтов.

Объектами аренды недвижимости могут являться земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, и другие недвижимые вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Статья 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относит подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, что объясняется целесообразностью распространения на эти объекты специального правового режима, установленного для недвижимого имущества.

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Эти особенности устанавливают ряд законодательные актов Российской Федерации: Лесной кодекс РФ[6], Земельный кодекс РФ[7], ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[8], ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»[9], ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»[10]; и др.

Отдельные нормы, касающиеся сдачи в аренду земельных участков, содержатся в гл. 17 ГК РФ (ст.ст. 260, 264 270 ГК РФ).

Водный кодекс РФ[11] предусматривает принятие специального федерального закона об аренде водных объектов.

В Гражданском кодексе РФ (часть вторая) говорится в первую очередь не об аренде недвижимости, а об аренде зданий и сооружений, что вряд ли можно признать правильным, поскольку на практике это приводит к весьма серьезным проблемам и неудобствам.

Получается, что правила об аренде недвижимости, расположены в общих положениях об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ), а вот правоотношения по аренде зданий и сооружений (которые и являются основными объектами недвижимости) регулируются в первую очередь специальными правилами (§ 4 гл. 34 ГК РФ) и лишь при отсутствии таковых - общими положениями об аренде.

Вряд ли это можно признать правильным с точки зрения юридической техники, тем более что никаких оснований для подобного деления нет.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственник имущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом. Таким образом, в договоре аренды зданий и сооружений арендодателем вправе выступать либо сам собственник, либо лицо, уполномоченное законом или собственником совершать такие действия.

Так, согласно ст. 295 ГК РФ, субъект права хозяйственного ведения не вправе сдавать недвижимое имущество в аренду без согласия (разрешения) собственника. Это правило тем более действует в отношении казенных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления (п. 1 ст. 297 ГК РФ).

В отношении федеральных государственных унитарных предприятий согласование сделок с недвижимым имуществом осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации[12], а в отношении санкт-петербургских государственных унитарных предприятий - Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ)[13].

Если же полномочие из закона не вытекает, арендодатель должен иметь специальное уполномочие собственника сдавать чужое имущество в аренду от своего имени. Арендатору следует учитывать правоспособность другой стороны при заключении договора аренды во избежание ненужных правовых конфликтов, вплоть до признания договора ничтожным.


Характеристика некоторых договоров аренды недвижимости.

Договор аренды зданий и сооружений.

В соответствии со ст. 650 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение.

Таким образом, предметом аренды в данном случае выступает здание либо сооружение, при этом под зданием традиционно понимается капитальное строение, которое может быть как жилым (дом), так и нежилым (промышленное предприятие), а под сооружением - объекты чисто технического инженерного назначения (сооружения транспорта и связи, мосты и др.).

Согласно общему правилу, договор аренды недвижимого имущества, как и любая сделка с недвижимостью (ст.ст. 131, 164 ГК РФ), подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ).

Указанное действительно для всех случаев аренды недвижимого имущества, кроме аренды здания и сооружения: согласно п. 2 ст. 651 ГК РФ, договор аренды зданий или сооружений подлежит регистрации только в случае, если он заключен на срок не менее одного года.

В этой связи сразу возникал вопрос о том относятся ли к зданиям нежилые помещения, и следует ли на них распространять соответствующий правовой режим.

Данный вопрос вызывал множество споров и прекратился лишь с момента издания Президиумом ВАС РФ Информационного письма от 01.06.00 № 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений"[14].

Как указывается в данном письме, в связи с тем, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, и то, что в Гражданском кодексе РФ отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса РФ.

Письмо поставило жирную точку в спорах о государственной регистрации краткосрочных арендных отношений нежилых помещений. Теперь можно с уверенностью говорить о том, что договор аренды нежилых помещений, зданий и сооружений, заключенный на срок менее года, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента, определенного в соответствии с п. 1 ст. 433 ГК РФ, т. е. с момента подписания его сторонами.

Указанная позиция является совершенно правильной, так как в противном случае получалось бы, что правовой режим нежилых помещений являлся бы более строгим (жестким), чем правовой режим самого здания или сооружения.

Между тем, подобное было бы явно неоправданно, поскольку нежилое помещение является, как известно, гораздо менее ценным объектом, чем само здание и в силу этого его правовой режим заведомо не может быть более жестким, чем статус здания или сооружения.

Согласно ст. 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434). Заключение такого договора посредством обмена письмами (документами, исходящими только от одной стороны) невозможно. Несоблюдение формы договора аренды нежилого помещения влечет за собой его недействительность.

Между тем, письменной формы недостаточно, если договор аренды здания или сооружения заключен на срок не менее года. Такой договор подлежит обязательной государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

При этом, как разъяснено в Обзоре практики разрешения споров, связанных с применением ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"[15], если стороны установили, что условия заключенного ими договора аренды здания применяются к их отношениям, существовавшим в течение определенного периода времени до его заключения (п. 2 ст. 425 ГК РФ), то при исчислении срока аренды здания в целях определения, подлежит ли договор государственной регистрации или нет, такой период времени не включается в срок аренды.

Также не требуется обязательная государственная регистрация в случае, если стороны продлили договор аренды здания (нежилого помещения), заключенного на срок менее одного года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды. В этом случае отношения сторон уже регулируются новым договором аренды, который не подлежит государственной регистрации в силу п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса РФ[16].

Применение норм ГК РФ о регистрации договоров аренды зданий и сооружений на практике вызывает немало вопросов.

Один из них: подлежит ли государственной регистрации предварительный договор аренды нежилого помещения или здания, заключаемый в соответствии со ст. 429 ГК РФ?

Ответ на данный вопрос зависит от того, является ли сама по себе государственная регистрация элементом формы договора. Полагаю, что ответ на данный вопрос должен быть отрицательным.

Согласно ст.ст. 158, 163, 165 ГК РФ существует две формы сделки: устная и письменная, при этом письменная форма сделки соответственно может быть простой или нотариальной (квалифицированной). Вопрос же о государственной регистрации сделки законодательством рассматривается всегда отдельно от формы сделки.

Так, например, ст. 609 ГК РФ называется: "Форма и государственная регистрация договора аренды". Очевидно, что в данном случае союз "и" употребляется в разделительном смысле и речь идет о двух разных понятиях: о форме сделки и ее государственной регистрации. В качестве примера можно привести и ст. 165 ГК РФ, в которой говорится: "Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации...". В самой статье 429 ГК РФ (предварительный договор) также говорится лишь о необходимости соблюдения формы предварительного договора, но не о его государственной регистрации. Подобные примеры можно продолжить.