Смекни!
smekni.com

Система уголовного права зарубежных государств (стр. 16 из 18)

В конечном счете, направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

Самую многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мавритании) и Азии (Афганистан).

Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства.

Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связывающим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно отказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока, прежде всего через правовую идеологию и правовую психологию. Можно сказать, что сфера действия мусульманского права как идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний. Иными словами нормативистский подход к мусульманскому праву, изучению его как совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказываются недостаточным для понимания того места, которое мусульманское право занимает в современных правовых системах и во всей правовой надстройке рассмотренных стран.

История афганского уголовного права неразрывно связана с историей всей афганской государственности.

Воссоздание централизованного Афганского государства положило конец многолетним опустошающим страну междоусобицам родственных кланов в борьбе за центральную власть и обеспечило условия для зарождения основ систематизации социальных норм уголовно-правового характера. Создание централизованного монархо-теократического государства позволило к 1896 г. завершить процесс полной исламизации Афганистана.

Первым уголовно-правовым памятником Афганистана следует считать разработанный в 1883-1884 гг. и подписанный к исполнению эмиром Абдуррахман-ханом "Кетабча-е хукумате" (Книжка правителям). Данный правовой памятник по праву можно считать первым шагом к разработке кодифицированного афганского уголовного законодательства, предвестником будущего уголовного кодекса страны.

Зарождение и становление афганской национально-правовой системы непосредственно связано с фактом завоевания в 1919 г. государственной независимости. Первым уголовным кодексом Афганистана является принятый в 1921 г. Свод законов о наказаниях ("Незамнама-е джаза-е умуме"). Особенностью процесса зарождения и становления кодифицированного уголовного законодательства Афганистана является факт разграничения предмета уголовного права в зависимости от вида объекта посягательства, подследственности и подсудности совершенного деяния, ведомственной подчиненности субъекта преступления и деления уголовно-правовой юрисдикции на земное и неземное (Божественное).

В силу указанных обстоятельств наряду со Сводом законов о наказаниях впервые также были разработаны и приняты военно-уголовный кодекс ("Незамнама-е джаза-е аскари"), кодифицированный Свод норм шариата ("Тамасук-уль-кузот-уль-Амонейа" - Указания Амануллы судьям). Этими законодательными актами был установлен исчерпывающий перечень преступлений и применяемых наказаний.

Разграничение уголовно-правовой юрисдикции на земное и Божественное проводилось на основе норм мусульманского права. Им же была осуществлена классификация преступлений и наказаний на категории, определена их подсудность. Из четырех классифицированных категорий: худуд, касас, дйат и тазир к ведению светского уголовного права были отнесены преступления и наказания категории тазир.

С принятием первого УК Афганистана начинается официальное разграничение сферы распространения норм светского уголовного закона и шариата. На разработку первого УК Афганистана определенное влияние, через турецкое уголовное законодательство, оказал французский УК 1810 г. Наказания за преступления каждой категории преследовали конкретные цели. Шариат предусматривает нормативное незавуалированное закрепление целей наказания: устрашение; возмездие; возмещение причиненного материального, физического, морального ущерба; исправление (воспитание).

До принятия в 1976 г. второго кодифицированного уголовного законодательства об общеуголовных преступлениях вопросы преступности и наказуемости совершаемых деяний регулировались, как правило, нормами шариата и обычного права. Исключение составляли деяния, совершаемые должностными лицами и иными специальными субъектами тех преступлений, наказуемость которых не могла быть определена шариатом и обычным правом.

Принятый в 1976 г. второй УК Афганистана "Канун-е джаза" (Закон о наказаниях) является воплощением в жизнь политики проводимых реформ.

Несмотря на провозглашение курса реформ, разработанный и введенный в действие Закон о наказаниях сохранил двойственный подход к проблеме уголовного права. Закон содержит принцип наказуемости совершаемых преступлений в соответствии с нормами шариата и светского уголовного закона.

Время с апреля 1978 г. по апрель 1992 г. является периодом открытия новейшей истории афганской государственно-правовой системы. Данный этап характеризуется активным проведением революционно-демократических преобразований во всех сферах общественной и государственной жизни. Особенность уголовного права данного периода заключается в сохранении прежнего уголовного законодательства при разработке новых уголовно-правовых актов и при условии их непротиворечия провозглашенным целям. На первом этапе (1978-1983 гг.) отсутствовала четко определенная позиция официальной власти непосредственно в отношении норм шариата, хотя документами правящей Народно-демократической партии Афганистана декларировалось уважение священной религии - ислама.

Основными источниками нормотворческой деятельности, в том числе и в области уголовного права, являлись партийно-правительственные документы, определявшие внутреннюю и внешнюю политику государства и идеологию.

Главной задачей уголовного права данного периода была защита революции, провозглашенных ею устоев и проводимых в соответствии с ними широких разносторонних реформ. Специфика развития афганского уголовного права данного периода заключается в том, что большая часть уголовно-правовых актов не была одновременно инкорпорирована в уголовные законы, а являлась составной частью принятых законов по другим отраслям права.

Ввод советских войск и последовавшее за этим строительство государства, аналогичного среднеазиатским советским социалистическим республикам, привели к джихаду (священной войне) и активизации роли ислама в государственной и правовой системе Демократической Республики Афганистан. В этих условиях правительство было вынуждено вставать на путь сотрудничества с улемами и духовенством.

Решающим фактором в пользу влияния ислама в правовой системе следует считать принятие 14 апреля 1980 г. Основных принципов Демократической Республики Афганистан. В частности, в соответствии со ст. 5 гарантировалось соблюдение норм ислама, их уважение и защита. А статья 56 официально провозглашала приоритет норм шариата в сфере судопроизводства. Это был первый, но очень существенный шаг к возвращению влияния шариата и повышению его роли, как в уголовном праве, так и в правоприменительной деятельности, приведшей к заметному корректированию политики правящей Народно-демократической партии Афганистана относительно ислама.

К моменту принятия в ноябре 1987 г. Конституции ислам уверенно закрепил свои позиции в государственной, правовой, политической и общественной жизни Афганистана. Конституция окончательно закрепила первичность ислама и норм шариата не только в уголовно-правовой, но и в государственно-правовой системе и общественно-политической жизни страны. К апрелю 1992 г. Афганистан фактически стал исламским государством. 28 апреля 1992 г. Афганистан официально объявлен Исламским Государством. Основу государственно-правовой системы составляет шариат ханифитского толка.

Современное афганское уголовное право представляет собой совокупность одновременно действующих норм шариата, обычного права и светских уголовных законов. Шариат является главным источником уголовного права. Для шариата нехарактерно разделение на Общую и Особенную части.

Систему ныне действующего светского уголовного законодательства Афганистана составляют Общая и Особенная часть сохранивших силу уголовных законов, принятых на различных этапах развития государства, а также отдельные нормы уголовно-правового характера из других отраслей права, не инкорпорированные в уголовные законы. Закон о наказаниях 1976 г. является основным действующим кодифицированным уголовным законодательством.

Принятый в период буржуазно-демократических реформ 1970-х гг. УК Афганистана 1976 г. представлял собой законодательство, построенное на положениях континентальных систем уголовного права (прежде всего французской). Имелись, однако, и существенные отличия – была установлена возможность применения в ряде случаев наказаний по мусульманскому праву ханифитского толка (ст.1) за совершение таких преступлений, как убийство, разбой, употребление спиртных напитков, кража, прелюбодеяние и т.п.