Смекни!
smekni.com

Система уголовного права зарубежных государств (стр. 17 из 18)

По своей структуре Кодекс (523 статьи) делился на две книги, представляющие собой по существу Общую и Особенную части. Книги подразделялись на главы, подглавы и статьи. Первая книга имела 5 разделов: предварительные постановления, о преступлениях, виновных лицах, наказании, прекращении наказания. Вторая книга состояла из трех разделов: преступления и проступки против общих интересов, частных лиц, нарушения. Исследования норм мусульманского права позволяют утверждать, что основанием уголовной ответственности, по шариату, является совершение вменяемым лицом, достигшим установленного возраста, умышленно или по неосторожности деяния, признанного противоречащим природе человека тяжелым грехом, причинившего ущерб и влекущего применение наказания в соответствии с Божественным либо земным законом. В современном афганском уголовном праве вопросы уголовной ответственности так же, как и классификация преступлений, регулируются нормами шариата, обычного права и светского законодательства. Хотя в шариате и обычном праве нет единой нормы, регулирующей вопросы уголовной ответственности (основание ответственности закреплено в содержании каждого уголовно-правового института), тем не менее общий критерий ответственности можно вывести из анализа содержания этих социальных норм. Основанием ответственности, исходя из анализа норм обычного права, является причиненный умышленно или по неосторожности физический, материальный, морально-нравственный ущерб.

УК 1976 г. предусмотрел трехчленную квалификацию преступлений, в основу которой была положена тяжесть совершенного преступления. Действующее светское уголовное законодательство классифицирует уголовно наказуемые деяния на три вида: джиноят (преступление), джанха (понятие, выражающее среднее положение между преступлением и уголовно наказуемым проступком), кабахат (уголовно наказуемый проступок), которые объединяются термином джурм (уголовно наказуемое правонарушение). Джинаят – это преступление, наказуемое длительными сроками тюремного заключения (свыше 5 и до 15 лет) или даже смертной казнью. Джанха – преступление, за которое виновный может быть лишен свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет или подвергнут денежному штрафу в размере свыше 3 тыс. афгани. Кабохат – мелкое преступление (уголовно наказуемый проступок), наказуемое лишением свободы на срок от 24 часов до 3 месяцев или денежным штрафом в размере до 3 тыс. афгани.

К основным наказаниям по УК 1976 г. отнесены смертная казнь, лишение свободы и денежный штраф. Шариат предусматривает систему наказаний, состоящую из четырех категорий: худуд, касас, дйат и тазир. Каждая категория преследует четко определенную цель. Классификация наказаний в афганском светском уголовном законодательстве проведена в соответствии с нормами шариата. На рассмотрение светского уголовного права отнесено наказание категории тазир. Исходя, из этого Закон о наказаниях предусматривает применение основных, дополнительных, побочных видов наказания, а также меры безопасности превентивного характера.

Дополнительными наказаниями являются: лишение некоторых прав и привилегий, конфискация имущества, обнародование приговора. Наряду с наказанием были предусмотрены и «меры безопасности», применяемые судом к лицу при возможности совершения им нового преступления (направление лица по заключению врача в специальное лечебное учреждение – психиатрическое, психоневрологическое, запрет на занятие определенных должностей и т.д.).

Пришедшая к власти после падения в 1992 г. народно-демократического режима коалиция так называемых моджахедов начала активную реисламизацию уголовного законодательства, провозгласив, что все законодательные акты должны строго соответствовать постановлениям шариата. Курс на исламизацию уголовного права усилился с захватом почти всей территории страны талибами, при которых шариат (т.е. традиционное мусульманское деликтное право) стал едва ли не единственной основой правосудия. Начали широко применяться основные исламские виды наказаний (публичная смертная казнь, порка, членовредительство). После свержения режима талибов силами Северного альянса в конце 2001 г. новые кабульские власти подтвердили действие законов шариата в качестве основы уголовного правосудия, однако обещали несколько смягчить систему наказаний. Тем не менее судьба таких наказаний, как ампутация конечностей за кражу (разбой) и забивание камнями за прелюбодеяние пока остается нерешенной.

Некоторые афганские племена традиционно руководствуются при определении наказаний обычным правом.

Ныне, исходя из складывающихся объективных условий в стране и в целях восстановления и укрепления доступности уголовного законодательства и его унификации, назрела объективная необходимость в разработке и принятии на основе норм шариата, обычного права и светского уголовного законодательства единого уголовного кодекса.

Заключение

Анализируя и исследуя рассмотренные в представленной работе правовые семьи современности, мы выделили в каждой из них признаки, которые выделяют и характеризуют данную правовую семью, придают ей определенную индивидуальность.

Итак, на наш взгляд, романо-германскую правовую систему характеризуют такие признаки, как единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения, правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовывать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается путем кодификации нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, циркуляры, инструкции и т. д.); деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы построения данной правовой семьи.

Семья англо-американского права обладает следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент; ведущая роль в формировании права отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальне право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на публичное и частное; широкое развитие статутного права, а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

Семье религиозно-традиционнго права присущи следующие признаки: главный творец права – Бог, а не общество, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно соблюдать; источником права являются религиозно-традиционные нормы и ценности, содержащиеся в частности в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на всех мусульман; весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, которые образуют в своей совокупности единые правила поведения; особое место в системе источников прав занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в их основе конкретные решения; отсутствует деление права на частное и публичное; нормативно- правовые акты имеют вторичное значение; судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской правовой семье).

В странах Западной Европы сейчас вынашивается идея унификации уголовного права стран Евросоюза. В принципе, унификация возможна, но до определенных пределов в силу весьма значительных различий. По этому вопросу профессор А. В. Наумов пишет: «Никто, конечно, не берется утверждать о создании единого для всего мира уголовного кодекса – это абсурд. Но сближение по ряду принимаемых позиций, по всей вероятности будет продолжаться». Конечно, о каком-то сближении можно говорить, но быстрее и эффективнее оно будет осуществляться в рамках континентальной системы права.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что знание правовой системы позволяет решать важные учебно-познавательные и практически-юрисдикционные задачи. Только общее видение институтов объективного и субъективного права, структуры законодательства, правовой идеологии и психологии, менталитета общества, юридической практики формирует квалификацию юриста, его способность и возможность работать в рамках правовой культуры конкретной страны.

Список использованной литературы.

Научная, учебная литература

1. Алексеев С.С. Общая теория права. – М.: Юристъ, 1995.

2. Бержель Ж-Л. Общая теория права. Под. общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с фр.– М.: NOTA BENE, 2000.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 1995.

4. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: пер. с фр. В.А. Туманова. – М.: Международные отношения, 1999.

5. Карташов В.Н. Введение в теорию правовой системы общества. – Ярославль, 1995.

6. Коваленко А.И. Общая теория государства и права. – М.: ТЕИС, 1996.

7. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М.: Юристъ, 1995.