Смекни!
smekni.com

Понятие, виды социальных норм (стр. 5 из 9)

8).В философском плане различие между правом и моралью со­стоит в том, что последняя выступает в качестве одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой и искусством и т.д.), в то время как право обычно не рассматривается в этом качестве. Формой общественного сознания выступает не право, а правосознание, т.е. взгляды на право.

Законодательство обычно рассматривается как атрибут государства, один из его институтов, инструментов, а не как идеи, суждения, представления, хотя, конечно, они тесно переплетаются, поскольку в законах как раз и воплощаются господствующие в обществе правовые воззрения. Но данный вопрос является спорным, его решение зависит от того, как трактуется право — в узком или широком смысле.

9). Наконец, у права и морали различные исторические судьбы.

Мораль древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе. А право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

Таковы общие и отличительные черты права и морали. При этом само собой разумеется, что границы, соединяющие и разъединяющие эти два явления, не остаются неизменными. Они динамичны, смещаются в ту или иную сторону в ходе обще­ственного развития под влиянием происходящих перемен. То, что в одно время регулируется правом, в другое — может стать объектом морального воздействия и наоборот. Даже в пределах одного типа общества, но на разных этапах его развития соотношение между правом и нравственностью меняется.

2.4. Взаимодействие права и морали.

Из тесной взаимосвязи указан­ных регуляторов вытекает такое же тесное их социальное и функцио­нальное взаимодействие. Они поддерживают друг друга в упорядоче­нии общественных отношений, позитивном влиянии на личность, фор­мировании у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъек­тов, правонарушений и особенно пре­ступлений. В оценке таких деяний право и

поощряемые правом, поощряются и моралью. Мораль осуждает совершение

мораль едины. «Мораль требует, чтобы прежде всего было соблюдено право и лишь после того, как оно исчерпано, вступают в действие нравственные опре-

деления»11.

Конечно, истина конкретна, поэтому могут быть такие деяния, по отношению к которым мораль либо бездействует, либо даже не порицает их, например недоносительство, отказ давать свидетельские показания против родственников и т.д. Но в принципе право и мораль по абсолютному большинству правонарушений занимают единую по­зицию.

Всякое противоправное поведение, как правило, является также противонравственным. Право предписывает соблюдать законы, того же добивается и мораль. Во многих статьях ныне действующей Конститу­ции, Декларации прав и свобод человека, других важнейших актах оценки права и

морали сливаются. Потому что право основывается на морали. Оно не может быть без­нравственным.

Не случайно право нередко представляют в виде юридически офор­мленной нравственности, ее норм и принципов. Такие заповеди хрис­тианской морали, как «не убий», «ре укради», «не лжесвидетельствуй», берутся под защиту правом, которое карает за их нарушение. Как видим, взаимодействие права и морали нередко выражается в прямом тождестве их требований, обращенных к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств.

В процессе осуществления своих функций право и мораль помога­ют друг другу в достижении общих целей, используя для этого свойст­венные им методы. «Там, где право отказывается давать какие-либо предписания, выступает со своими велениями нравственность; там, где нравственность бывает не способна одним своим внутренним автори­тетом сдерживать проявления, эгоизма, на помощь ей приходит право со своим внешним принуждением»1. Следовательно, они объективно нужны друг другу.

Задача заключается в том, чтобы сделать такое взаимодействие возможно более гибким и глубоким. Особенно это важно в тех отно­шениях, где проходят грани между юридически наказуемым и обще­ственно порицаемым, где правовые и нравственные критерии тесно переплетены. Известно, что разного рода криминогенные элементы в ряде случа­ев пытаются обойти закон или даже прикрыться им, создав видимость правомерной деятельности. Здесь как раз и призвана в полной мере заявлять о себе мораль, ибо для подобных субъектов самое неприят­ное - это свет, гласность, моральное разоблачение, бойкот окру­жающих.

Сегодня моральные основы нашего бытия подорваны, процветает не только правовой, но и нравственный нигилизм. Преодоление этих явлений — важнейшая предпосылка социального и духовного возрож­дения России. С нарастанием негативных процессов усиливается и степень непримиримости к ним людей, которые хотели бы видеть юри­дические и моральные рычаги более действенными и результативными в борьбе за оздоровление общес


1 Новгородцев П.И. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6. С.

113.


Право и мораль плодотворно «сотрудничают» в сфере отправления правосудия, деятельности органов правопорядка, юстиции. Выражает­ся это в различных формах: при разрешении конкретных дел, анализе всевозможных жизненных ситуаций, противоправных действий, а также личности правонарушителя. Фактические обстоятельства мно­гих дел оцениваются с привлечением как юридических, так и нравст­венных критериев, без которых невозможно правильно определить признаки таких, например, деяний, как хулиганство, клевета, оскорбле­ние, унижение чести и достоинства, понятий цинизма, корысти, стяжа­тельства, «низменных побуждений», выступающих мотивами многих правонарушений.

2.5. Противоречия между правом и моралью.

Тесное взаимодействие норм права и морали не означает, что процесс этот ровный, гладкий, бесконфликтный. Между ними могут возникать и довольно часто воз­никают острые противоречия, коллизии, расхождения. Нравственные и правовые требования не всегда и не во всем согласуются, а нередко прямо противостоят друг другу. Эти нестыковки, противоречия имеют как социальное, так и диалектическое происхождение, вытекают из действия закона единства и борьбы противоположностей.

Следует сказать, что оптимальное совмещение этического и юриди­ческого всегда было трудноразрешимой проблемой во всех правовых системах. И, как показывает опыт, идеальной гармонии здесь обычно достичь не удается - противоречия неизбежно сохраняются, возника­ют новые, усугубляются старые. Их можно в какой-то мере сгладить, ослабить, уменьшить, но не

снять полностью.

Разумеется, отдельные из них можно волевым порядком устранить, другие — не допустить, но в целом как объективное явление они оста­ются. Вообще, вершин нравственности еще ни одному обществу до­стичь не удавалось, равно, как и право никогда не выражало всей пол­ноты моральных императивов. Отсюда — «недоразумения» между дан­ными феноменами. При этом бывают коллизии поверхностные и глу­бинные, устойчивые. Не следует смотреть на них во всех случаях как на какое-то «зло», с которым необходимо непременно «бороться».

Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные

подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, ин­тересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивос­тью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, не­одинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, из­менчивостью социальных условий и т.д.

Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно от­стает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недо­статки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Эти два явления развиваются неравномерно, у морали преобладают элементы гибкости, стихийнос­ти. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.

Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оце­нивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимоперехо­ды. На этой почве нередко происходят столкновения, так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже. «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается»1. В этом легко убедиться на про­стых житейских примерах.

Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные зако­ны. Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактичес­ки поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников. В период сталинщины вообще действовало репрессивное законода­тельство, нарушавшее элементарные права человека. История знает жестокие, бесчеловечные, фашистские законы, не укладывающиеся в рамки морали.

Недопустима с моральной точки зрения смертная казнь. Тем не менее, во многих странах мира она существует, и с этим в силу необхо­димости приходится считаться. Более того, по данным многочислен­ных социологических опросов, примерно 70—80% населения выступа­ют за ее сохранение по наиболее тяжким видам преступлений. Таково пока правосознание большинства людей. Россия в этом отношении не исключение. Вообще же, смертная казнь — сложная социальная, эти­ческая и юридическая проблема, требующая отдельного разговора.