Смекни!
smekni.com

Защита авторских пров в сети интернет (стр. 4 из 10)

Статья 1245. «Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях». В настоящей статье указывается, что авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях.[30]

Статья 1250. «Защита интеллектуальных прав». В данной статье указывается, что интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Гражданским Кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права. Данные способы защиты интеллектуальных прав могут применяться по требованию правообладателей, организаций по управлению правами на коллективной основе, а также иных лиц в случаях, установленных законом. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. [31]

Статья 1255. «Авторские права». В указанной статье говориться о том, что интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. В части второй, данной статьи указанно, что автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.[32]

Статья 1259. «Объекты авторских прав». В соответствии с указанной статьей, объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.[33]

Статья 1304. «Объекты смежных прав». В соответствии с данной статьей объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.[34]

Статья 1305. «Знак правовой охраны смежных прав» В данной статье указывается, что обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.[35]

Статья 1299. «Технические средства защиты авторских прав». В данной статье указывается, что техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.[36]

Также в качестве нормативно-правовых актов регулирующих общественные отношения в области авторского права, следует казать ряд указов Президента, таких как “Об основах государственной политики в сфере информатизации”, нормативно-правовые акты органов связи, ФАПСИ, ряд международных соглашений.

Что касается международного законодательства, то считаю необходимым отметить следующие - по общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двухсторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав.

Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако, в случае обязанности перед автором будут нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.)[37], и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.)[38] исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда для стран, участвующих в Бернской или Всемирной конвенции, эти различия не столь существенны, так как само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г.[39] В соответствии с названным Соглашением государства – участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство – участник считает себя связанным ее положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией[40].

Вопрос о применении международного законодательства о защите авторского права, был затронут мной, в связи с тем, что особенности сети Интернет заключаются в том, что сервер на котором незаконно размещается объект авторского права, может находиться не только в России, но и в ином государстве. А также нарушителем авторского права может оказаться иностранное лицо, находящиеся за пределами Российской Федерации. Следовательно, в таких случаях и должны подлежать применению именно те правила, которые были приведены выше.


II. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

II.1. Технические средства защиты авторского права в сети Интернет

Не для кого ни секрет, что в настоящие время многие произведения создаются авторами для их дальнейшей продажи через сеть Интернет. Чтобы не быть голословным, возьмем в качестве примера кинокомпании, которые производят кинофильмы для того, что бы впоследствии выпустить их в прокат и получить определенную сумму за просмотр этих фильмов посетителями кинотеатров или покупателями видеодисков. Или другой пример - писатель создает литературное произведение для того, что бы это произведение было растиражировано и продано через торговую сеть или через сеть Интернет, в виде электронной книги. Или, допустим, автор компьютерной графики создает свое произведение не только для собственного эстетического удовольствия, но и с целью его дальнейшей продажи, в том числе через сеть Интернет. И когда данные произведения похищаются, а затем продаются лицом, укравшим это произведение, то естественно автор произведения не получает ту денежную сумму, на которую рассчитывал. Такой же результат получается при распространении произведения через сеть Интернет без согласия на то автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

В вышеуказанных случаях вред причиняется имущественным правам автора произведения, то есть причиняется материальный ущерб.